Секреты профессии: интервью с водителем «скорой помощи»

Сообщения о неприятных происшествиях с участием бригад скорой медицинской помощи, увы, с устрашающей периодичностью мелькают в лентах новостей – ДТП, в которые попадают авто "неотложки", мчащиеся на срочный вызов, нападения на медиков и водителей "скорой", кражи имущества из оставленного без присмотра автомобиля "скорой помощи". В августе прошлого года активисты даже создали петицию, в которой просили приравнять работников "скорой" к представителям власти, ведь ездить на вызовы становится всё страшнее и опаснее.

Корреспонденты VSE42.Ru встретились и поговорили с водителем "скорой помощи", который ездит на вызовы уже несколько десятков лет. На условиях полной анонимности он рассказал нам о том, зачем водители хранят в машине электрошокеры, помогает ли мигалка быстрее добраться до больного, чем чреваты ложные вызовы "неотложки" и как работает тревожная кнопка в авто "скорой".

– Вы каждый день сталкиваетесь с чрезвычайными происшествиями, болезнями, иногда смертью. Бывает страшно? 

– Я работаю в системе здравоохранения уже больше двадцати лет. В первые годы работы, конечно, всё было в диковинку, выезды на тяжёлые случаи удивляли, иногда даже пугали – обгоревшие тела после сильных пожаров, криминал со смертельным исходом, погибшие младенцы… Сейчас же выработался некий цинизм. Не спорю, и сегодня есть эмоции, адреналин, но уже воспринимаю всё происходящее с некоторым хладнокровием: это моя работа, и если принимать близко к сердцу каждый случай, можно просто сойти с ума. Раньше были любопытство и интерес, сейчас же я часто даже не замечаю особо, кого везу, просто выполняю свою задачу – доставить людей в больницу: если ситуация критическая – еду быстро, нет – с обычной скоростью. Никогда не фотографирую ни дорожно-транспортные происшествия, ни случаи ножевых ранений: может, кому-то это бывает интересно и необычно, для меня же это всё давно стало обыденностью.

– Есть ли статистика: в какие дни бывает больше всего вызовов? 

– Нельзя выделить дни, в которые случается наибольшее количество вызовов: всегда бывает по-разному. Например, в этом году на Рождество пришлось совершить всего один выезд – младенец четыре дня ничего не ел и не пил, родители, естественно, запаниковали. Есть реанимационные бригады, которые выезжают на тяжёлые экстренные случаи, когда человек находится на грани жизни и смерти и ему требуется срочная помощь и госпитализация, а есть обычные, отправляющиеся на менее серьёзные случаи. Каждое утро водители проходят предрейсовый медицинский осмотр и только после этого нас допускают до управления автомобилем. Мы проходим курсы по вождению автомобилей с мигалками, даётся сертификат на пять лет. На них доктор технических наук из автошколы учит правилам работы с мигалками, как и когда их включать и так далее; затем мы сдаём ему экзамены.

– Как ведут себя участники дорожного движения, всегда ли пропускают "скорую"? 

– Могу сказать, что сейчас с этим дела стали обстоять гораздо лучше, чем, скажем, десяток лет назад, в частности, потому что ввели новые правила: лишение прав до трёх месяцев для тех водителей, кто не пропустил "скорую помощь". Но, с другой стороны, даже если едет "скорая" с мигалкой на срочный вызов, и совершается ДТП с нарушением правил по её вине, ответственность будет на водителе "скорой помощи". Он обязан обеспечить безопасность движения, выезжая на встречную полосу, например. Понятно, что его обязаны пропустить на дороге, но кто знает, кто там несётся тебе навстречу – девочка с телефоном в руках, не смотрящая на дорогу, или мальчик, который музыку громко в машине слушает и не замечает "скорую" с мигалками.

Если случается ДТП, водитель обязан остаться на месте происшествия и дождаться полиции, даже если он едет на срочный вызов. Мы просто передаём информацию другой бригаде "скорой помощи", и она отправляется туда, пока мы разбираемся с дорожно-транспортным происшествием. Бывает так, что мы очень торопимся на вызов, и из-за этого случаются неприятные инциденты на дорогах, ответственность за которые несём мы, водители.

– Как часто случаются нападения на водителей "неотложки"? 

– Случаи нападения на водителей "скорой", к сожалению, нередки, как и на таксистов, например. Если вдруг такое случается, мы сообщаем о беде по рации, также с нами всегда на связи диспетчеры, которые в чрезвычайной ситуации должны вызвать полицию. Конечно, бывает всякое: диспетчер недопонимает, переспрашивает, что случилось, где и как, хочет узнать все подробности и нюансы, а у бригады, может, и нет уже возможности ответить. В таких чрезвычайных ситуациях нужно ориентироваться очень быстро, важно проявить смекалку и быстроту реакции.

Раньше мы всегда имели при себе электрошокеры, но, скажу честно, толку от них маловато – слабые, китайские, совсем не эффективные. Вряд ли такие средства спасут жизнь в случае чего. Увы, часто бывают случаи нападения на водителей на самих выездах – когда вызывают "скорую" к наркоману, у которого "передоз", или те же одурманенные разными веществами люди останавливают машину прямо на улице. Как человек с большим водительским стажем, могу сказать, что раньше, конечно, по вызовам было ездить гораздо спокойнее: такого беспредела, как сейчас, не было.

В каждом автомобиле "неотложки" стоит тревожная кнопка, которую нужно нажимать, если случается какая-либо криминальная ситуация, требующая немедленной помощи со стороны – например, на бригаду напали злоумышленники. По правилам сигнал кнопки тревоги должен передаваться в отделение "скорой", должна звучать сирена на всё помещение. Но на деле всё не совсем так: как правило, монитор отключен, никакой сирены на всю диспетчерскую не раздаётся, ведь это может помешать работе других сотрудников. По-хорошему, должно быть отдельное физическое лицо со своим кабинетом, которое будет отвечать за это всё, но, увы, такого нет. Если какая-то бригада "скорой помощи" долго не выходит на связь, диспетчер смотрит по навигации, где она, пытается связаться с ней и выяснить, всё ли в порядке. Система "слежки" за автомобилями "скорой" установлена не так давно, но насколько эффективно это? Большой вопрос.

– Вы просто довозите бригаду до нужного места или иногда приходится помогать медикам, например, носить больных? 

– На вызовах, конечно, иногда приходится помогать врачам носить людей. Хотя вообще наша задача – всегда быть рядом с автомобилем, поэтому если есть возможность, просим членов семьи найти родственников (или же соседей, просто знакомых), которые помогут донести больного до машины. Существует постановление, по которому женщине-фельдшеру нельзя поднимать больше десяти килограммов. Сами понимаете, что взрослые больные весят намного больше, не возить же с собой десяток врачей, чтобы они могли перенести человека? Вот и приходится действовать согласно ситуации – просить помощи у прохожих, подключать родственников, иногда на свой страх и риск оставлять машину и идти помогать. Если бригада мужская – есть врач и два фельдшера, проблем не бывает: подключаются все, плюс, конечно, водитель, и больного успешно переносят в машину.

Лет двадцать-двадцать пять назад можно было спокойно оставить открытое авто на улице, не боясь, что кто-то украдёт что-нибудь. Сейчас же, увы, попробуй оставить машину "скорой" без присмотра хоть на минуту – сразу же найдутся люди, которые позарятся на имущество: сумку утащат или даже оборудование. Такие злоумышленники хорошо осведомлены: знают, где что лежит и как это прибрать к рукам – оглянуться не успеешь, как станешь жертвой воришек. Вот и приходится иногда разрываться между необходимостью помочь и риском стать обворованным.

– Есть ли распределение вызовов: экстренный, менее срочный и так далее? 

– Безусловно, у нас есть определённое распределение вызовов – те, на которые нужно выезжать очень оперативно, и такие, где жизнь человека не находится под угрозой. Здесь очень много зависит от работы диспетчера – он должен быть в каком-то смысле психологом. Его задача – прочувствовать вызов, понять: вызывающий просто в панике или он действительно адекватно описывает ситуацию. Чаще всего человек на том конце провода именно в панике – он преувеличивает критичность случившегося и неправильно расценивает своё состояние или здоровье больного родственника. Диспетчер же с ограниченными навыками психологии может неверно понять звонящего и, как следствие, неправильно квалифицировать звонок – отправить экстренную бригаду на несрочный вызов, в то время как действительно важный и неотложный случай принять за "ложную панику". И всё из-за того, что диспетчер не совсем верно понял специфику вызова, нагнал страха больше, чем требуется, или наоборот. 

Вот на днях был случай: вызвали спецбригаду "скорой" к человеку, который лежал в одном из торговых центров без сознания, оказалось, что он просто был пьян, мы его разбудили, и он преспокойно пошёл по своим делам. Получается, специальная бригада "скорой помощи" была задействована не по профилю, а ведь в то же время могло произойти действительно серьёзное происшествие – криминал, например. А бригада занята тем, что будит пьяного. Следовательно, на проблемный криминальный вызов отправляется бригада ниже профилем, которая не может оказать такой полноценной помощи, которую в состоянии оказать спецбригада. И этот случай, увы, не единичный. Вообще, очень многое зависит от того, с каким настроением человек пришёл на работу: будь то санитар, врач, водитель или диспетчер. Казалось бы, такая мелочь, а это может стоить кому-то здоровья.

Чтобы было понятно: разница между бригадами довольно серьёзная – они отличаются квалификацией, специализацией, сертификацией, оборудованием, медицинским персоналом. На линейных бригадах, к примеру, работают фельдшера, а на специальных – врачи, плюс у них в помощниках есть фельдшер и второй фельдшер (иногда бригады бывают не укомплектованы и выезжают без второго фельдшера). В любом случае, у спецбригад больше опыта, знаний и навыков, которые могут спасти кому-то жизнь.

К сожалению, актуальна проблема недостатка кадров – медработников категорически не хватает. Причём это проблема всей страны – квалифицированного персонала не так много, поэтому зачастую бригады укомплектованы не полностью. При этом, к слову, водителей и автомобилей вполне хватает: многие даже просто стоят за ненадобностью, в резерве, на случай, если случится какая-нибудь непредвиденная ситуация – например, сломается автомобиль и срочно нужно будет пересесть и перенести всё оборудование в другое авто.

Если говорить о качестве наших авто – к сожалению, запчасти на автомобили "скорой", как правило, скупаются "по дешёвке" – не очень качественные колёса, просроченные аккумуляторы… Бывает, списывается с одного авто пятнадцать колёс в год! По сути, получается, как в известной поговорке – скупой платит дважды: дешёвый некачественный товар быстро ломается и приходит в негодность, приходится покупать новый, потом ещё раз, и ещё. А ведь куда проще сразу приобрести хорошие запчасти, пусть и не самые дешёвые, и не менять их каждый месяц, чем соглашаться на предложение магазина купить залежавшийся некачественный товар по низкой цене.

Проще и выгоднее приобрести тот же аккумулятор за 8.000 рублей и пользоваться им несколько лет, не переживая, что он тебя подведёт, чем за полторы тысячи и потом менять его уже через пару месяцев. Та же ситуация с бензином – какая-нибудь компания предоставляет хорошую скидку на него, и мы заправляем машины тем, чем придётся, а это далеко не всегда хороший бензин – от него портятся двигатели.

– Часто бывают ложные вызовы "неотложки"? 

– Да, случаи, когда поступают ложные вызовы, бывают очень часто – такие "шутники" были всегда, и никуда от них не деться. Но почему-то когда поступает сообщение, что в школе заложена бомба или на остановке обнаружен бесхозный пакет, наводится такая шумиха, не дай бог, если сообщение об этом оказалось чьей-то неудачной шуткой… Попадёт всем. А вот если кто-то вызывает, шутя, "скорую помощь", это никто не расследует, за это никто не несёт наказания. Просто выезжает "скорая", тратит время, ресурсы, бензин… В это время может случиться действительно серьёзное происшествие, требующее для людей неотложной медицинской помощи. Но из-за "шутника" помощь тому, кто в этом действительно остро нуждается на данный момент, может задержаться. Ни один человек, который впустую вызвал "скорую", не был наказан, в то время как на его шалость были потрачены средства буквально на воздух.

Сейчас каждый вызов оплачивает страховая компания, поэтому если у человека нет с собой паспорта и полиса, вызов организации "скорой" не оплачивается, на бюджет "скорой помощи" не перечисляются деньги. Допустим, нам нужно совершить за смену двенадцать вызовов и три-четыре из них нам попались такие: пьяницы, люди, которые не могут связать и двух слов, без документов… И эти вызовы проходят нам как "пустые"; при этом мы тратим бензин, время, задействуем бригаду. Вообще, я считаю, что люди должны всегда иметь при себе страховой полис, как кошелёк или ключи от квартиры. Мало ли что может произойти, а документы не только облегчат жизнь "скорой", но и ваше взаимодействие с ней сделают быстрее и удачнее.

Иногда бывает так: едем и видим, что работает дорожная бригада, не справляется, не успевает. Мы, конечно, всегда остановимся, поможем коллегам. На днях проезжали мимо ДТП, по рации спросили: "Все целы, всё нормально?", люди дали понять, что всё в порядке, и мы спокойно поехали дальше. Если же я сам лично становлюсь свидетелем какого-либо серьёзного происшествия, конечно, звоню, вызываю посильную помощь. А у каждого врача всегда с собой очень насыщенная и богатая аптечка, чтобы и во внерабочее время он мог оказать максимально качественную и быструю помощь нуждающемуся в этом человеку. Медики очень много видели за свою жизнь, поэтому как никто другой понимают, как важно иметь при себе те или иные лекарственные препараты, которые, в случае чего, могут оказать полноценную первую помощь и спасти человека.

Фото: Vse42, Google Images
Автор: Алиса Аренина
Комментарии для сайта Cackle