Как карта ляжет: журналисты VSE42.Ru написали геодиктант

Что такое "Тотальный диктант", сегодня знают даже те, кто его никогда не писал. Акция, организованная для привлечения внимания к русскому языку и повышения грамотности населения, получила широкое распространение и ежегодно собирает миллионы россиян в аудиториях и перед экранами компьютеров, чтобы те могли проверить свои знания родного языка.

Не так давно президент России Владимир Путин решил, что любви достоин не только язык, но и география нашей страны, и выступил с инициативой проведения географического диктанта, который впервые состоялся 1 ноября.

Редакция VSE42.Ru выбрала среди своих сотрудников двух человек, которые способны найти на карте Анадырь, и отправила их писать Всероссийский географический диктант.

Строго говоря, "отправила их" – формулировка не совсем верная. Отправить писать оффлайн-версию диктанта в Кемеровский государственный университет нам нужно было только одного человека, и им (по результатам жребия) оказался наш корреспондент Дмитрий. Вторая подопытная – Ксения – должна была "потестить" онлайн-версию диктанта, что на бумаге казалось гораздо более лёгким испытанием.

Теперь, когда всё уже позади, наши журналисты делятся впечатлениями, воспоминаниями и, конечно же, результатами своей попытки блеснуть знаниями матушки России.

ОФФЛАЙН-ДИКТАНТ

Что и говорить, с географией у меня связаны довольно смешанные чувства. Помню, как классе, кажется, в восьмом моя школьная учительница этого замечательного предмета перед уроком писала на доске какую-то вспомогательную информацию по уроку, на котором мы проходили Океанию. И настолько хорошая у меня была учительница, что перепутала Австралию с Австрией. Конечно же, как добросовестный ученик я указал ей на недочёт, но вот только педагог оказался не из тех, кто в таких ситуациях пускает слезу и радостно восклицает: "Ученик превзошёл своего учителя!".

После этого случая с данным школьным предметом как-то не заладилось, хотя география страны и мира мне была по-прежнему интересна: в детстве я часто играл со старыми атласами и фанател от всяких флагов и далёких городов, которые мне наверняка никогда не удастся посетить.

В университете же уровень преподавания оказался в тысячу раз выше, хотя и с географией на журфаке удалось пересечься только раз. Зато какой! Никогда не забуду пары экономической географии в великолепном исполнении несравненной Татьяны Васильевны Землянской: получить единственный во всей группе "автомат" и прилюдную похвалу от преподавателя такого уровня – это событие, которое входит в топ-3 моей университетской жизни.

Но всё это было уже достаточно давно: с тех пор географией я интересовался на обывательском уровне, университет закончил, и возвращаться туда воскресным ноябрьским утром мне совершенно не хотелось, так что я очень завидовал Ксении, которой для получения результата даже не нужно было выходить из комнаты.

Честно говоря, перед экзаменом в аудитории я ожидал увидеть человек тридцать от силы: несколько журналистов, согнанные силой студенты и парочка энтузиастов, которым всё это действительно интересно. Но не тут-то было: ближе к началу в блочной не было места, причём процент насильно приведённых школьников и студентов был не так уж и велик.

Первым испытанием географического диктанта стало ожидание его начала (причём, как позже выяснилось, и в онлайн-версии тоже): торжественные речи – это, конечно, здорово, но нужно не забывать, для чего мы все здесь собрались.

Сам процесс написания был чем-то похож на ЕГЭ: всё официально, заполнение бланков (кстати, анонимных), толпа наблюдателей. На каждом из листов геодиктанта прописан уникальный номер, с помощью которого в дальнейшем можно было узнать свои результаты на сайте Русского географического общества.

Но, для того чтобы получить результат, сначала нужно было что-то написать. И тут многих ждал сюрприз: те, кто ожидал 25 тестовых заданий, на деле получили 25 открытых и в меру сложных вопросов, так что просто ткнуть пальцем в небо и попасть было нельзя. Пришлось выуживать из памяти знания, которые крепко спали.

Некоторые вопросы оказались довольно простыми: например, нужно было назвать регион России, в котором проживает единственный в Европе народ, исповедующий буддизм (Калмыкия), или город, в котором собирают автомобили LADA (Тольятти). Но такие вопросы уравновешивались каким-то географически-математическим адом: какие время и дата на часах у туриста, поднимающегося на Ключевскую сопку, если на часах его друга на Куршской косе сейчас 22 часа 31 мая? Да если бы речь шла о Кемерове и Новосибирске, мне, настоящему гуманитарию, было бы непросто сообразить, а тут вообще какие-то косы и сопки.

Пока я страдал над подобными вопросами, меня не отпускала мысль о том, что моя коллега Ксения спокойно сможет взять и загуглить, если будет совсем невмоготу, чего я сделать не мог: наблюдатели окружили со всех сторон. Да и нечестно это, конечно, но хоть какой-то приличный результат показать хотелось. Впрочем, через минут двадцать (а всего на диктант отводилось 45 минут), дела вроде бы начали налаживаться, а в пустых полях стали появляться ответы.

Пару раз пришлось вспомнить забытое искусство списывания. И сразу же забыть, убедившись, что у моих соседей дела ещё хуже. Тем временем к середине геодиктанта начался массовый исход пишущих: знатоки постарше, судя по всему, вообще посчитали задания шуточными и расправились с ними на раз. Я же просидел почти до конца, поскольку не был уверен в некоторых ответах.

Кстати, когда выяснилось, что результаты станут известны только после 10 декабря, я подумал, что здесь какая-то ошибка. Но никакой ошибки не было, и узнать свои неточности, которые я допустил во время теста, чтобы сравнить свои знания с Ксенией, я мог только посредством "Гугла": листки с вопросами нам разрешили оставить. В итоге, если мне удалось избежать опечаток и неправильных формулировок ответов, я верно ответил на 19 из 25 вопросов, что, как мне кажется, очень неплохо. Ну а сам бы я оценил свои знания на четыре с минусом.

ОНЛАЙН-ДИКТАНТ

Как только я узнала о геодиктанте из новостей, сразу поняла, что буду его писать: в любимые дисциплины "филологической девы" – русский язык и литературу – в среднем звене затесалась география (во многом благодаря прекрасной учительнице – Валентине Константиновне Устиновой). Так мы с этим предметом, взаимно любя друг друга до конца 11 класса, прошли рука об руку и решили не расставаться и дальше.

Сдать ЕГЭ по географии в 2009 году на 68 баллов было для меня довольно неплохим достижением, и я подала документы на биологический факультет КемГУ. Поступив на приоритетное направление (журналистику) и попрощавшись с географией на долгие годы, я иногда задумывалась, что, возможно, когда-нибудь ещё вернусь в вуз за дипломом эколога или учителя географии.

Сейчас, в 2015-м, я поняла: было бы неплохо раздобыть где-нибудь учебники за 6-11 класс, чтобы снова вспомнить этот интереснейший предмет. Когда мы с Димой начали разминку в редакции, я осознала, что раньше, видимо, была слишком высокого мнения о себе, несмотря на некоторые задокументированные результаты в виде грамот за городские олимпиады. Расположение городов в субъектах вылетало из головы, центры республик никак не хотели вспоминаться даже с подсказками коллег (хотя когда-то я "зубрила" их вместе со всеми столицами стран), а о некоторых населённых пунктах я даже не подозревала. Так было, например, со столицей Республики Ингушетия – Магасом. Конечно, правильные ответы всё же звучали, но результатом предтестирования я была разочарована. Поняв, что, скорее всего, с треском провалю испытание, я ждала "дня икс" и совсем не готовилась к тесту.

Когда я села за компьютер в воскресенье ровно в два часа по московскому времени (практически в халате и тапочках, с кружкой чая, не покидая своей зоны комфорта, в отличие от коллеги), рвануть в мир знаний помешали технические неполадки: сайт Русского географического общества не работал. В течение двух часов доступа к электронному ресурсу не было: он просто не справлялся с наплывом желающих проверить себя. Позже стало известно, что тестирование продлили до семи часов вечера 3 ноября по Москве. В итоге написать диктант я смогла только в понедельник после работы, потому что днём сайт всё ещё "подвисал".

Что касается самих тестовых онлайн-заданий, то там были вопросы как на знание физической географии России, терминов из школьной программы, умение "читать" карты, так и на широту кругозора или хорошую память.

Например, ответ на вопрос "В каком субъекте Российской Федерации строят самый восточный космодром?" часто мелькает в новостях, поэтому выбрать правильный вариант – Амурскую область, – в принципе, недолго – для тех, кто следит за информационным потоком.

Уровень вопросов, конечно, колебался от очень простых до сложных. К примеру, назвать показатель, который характеризует число жителей на 1 кв. км территории и определяет демографический и экономический потенциалы страны или региона, не составило никакого труда, а вот вспоминать крайнюю северную точку России – мыс Челюскина – пришлось долго. Были вопросы, на которые я так и не ответила.

Признаюсь честно, один раз я всё-таки не удержалась и загуглила расположение реки Таз. Но уверенности в окончательном правильном ответе у меня не было.

Неожиданным был последний блок вопросов, в которых нужно было по описанию угадать местность. И первый же отрывок не вызвал никаких сомнений.

Время, которое я потратила на написание диктанта, к сожалению, забыла засечь, но у меня было такое ощущение, что потратила я на это всё около часа. Много раз возвращалась к не отвеченным сразу вопросам, думала, пыталась напрячь память.

Итог – 68 баллов. Маловато, конечно, но радует и тот факт, что результат – больше половины. Естественно, писать диктант из дома – более чем удобно по многим причинам, и для настоящих социофобов ничего лучше не придумаешь.

Фото: Максим Серков
Автор: Дмитрий Кирюшин, Ксения Ткаченко
Комментарии для сайта Cackle