Мне бы в небо: где в Кемерове научиться летать на самолёте

Пожалуй, самое красивое место на земле – это, как ни парадоксально, небо. Оно по-прежнему окутано ореолом романтики, хотя изучено вдоль и поперёк, а люди с незапамятных времён задирали головы, чтобы рассмотреть, какие формы принимают стремительно тающие облака или насколько кровавый закат поглощает горизонт. Многие великие черпали вдохновение именно в нём, а под сияющими звёздами была сложена не одна баллада о любви.

Что уж скрывать: каждый второй мальчишка в детстве хотел отправиться в космос, а каждый первый – грезил покорить небо. И если стать космонавтом – мечта практически неосуществимая, то выучиться на пилота – более чем реально. Да и вообще – лётчики нравятся девушкам, что для некоторых уже веская причина сесть за штурвал самолёта. Только, как говорится, места надо знать, где этому мастерству учат, и одно такое мы вам подскажем.

Шестнадцать километров от города. Село Верхотомское. Аккуратные домики, мимо которых пролегает отсыпанная щебнем дорога. Где-то вдалеке слышится нарастающий гул. Над головой едва заметной точкой пролетает белоснежный самолёт, будто бы приветливо машущий крылом тем, кто внизу. Спустя какое-то время брюхо неба вспарывает что-то стремительно ворвавшееся ввысь – это Як-52. Он уходит в крутой штопор, резко взмывает вверх и уносится вдаль, пока полностью не скрывается за линией горизонта, – до меня доносится лишь едва различимый рёв двигателя. Я заворожено смотрю на следы, которые он оставил на голубом полотне: рваные куски облаков, растянутые по траектории его движения, напоминают пролитое на клеёнку молоко. Местные даже не поднимают взгляд – они давно привыкли к летающим тут железным птицам.

Рядом большое укатанное поле, которое пока не дотягивает до статуса полноценного аэродрома, поэтому "Боровой" – это, скорее, посадочная площадка. Сейчас здесь располагается ООО "Гидро Авиа", использующая самолёты-амфибии для подготовки частных пилотов и переподготовки пилотов сухопутной авиации.

Самолёты, которые мы видели в небе, когда ехали сюда, уже мирно стоят рядом с ангарами, в холодном спокойствии, будто бы несколько минут назад их моторы не ревели с яростью дикого зверя.

Нам предлагают ознакомительный полёт на самолёте-амфибии Л42М. Пилот, статный, седовласый Сергей Мурзин, за свою долгую жизнь налетал несколько тысяч часов – легко сбиться со счёта. Помимо этого, он – инструктор-экзаменатор, поэтому может давать заключение, на основании которого выпускники получают пилотское свидетельство. Людей, имеющих такое право, по всей России можно по пальцам пересчитать. Это одна из причин, по которой учиться лётному делу сюда приезжают со всех уголков нашей необъятной родины: из Новосибирска, Томска, Магадана и даже из Якутска. Ещё одна причина – огромный опыт в гидроавиации и настоящая, советская система обучения.

Пока мы идём к гидросамолёту, Сергей Иванович кивает в сторону "Корвета", модели поменьше. Он говорит, что для учащихся это – учебная парта. Конечно, и длительность полёта, и мощности не такие, как у его "старшего брата", на котором мы собираемся лететь, но постигнуть азы – вполне хватает. К примеру, Л42М с лёгкостью может держаться в воздухе около десяти часов. Этого достаточно, чтобы без дозаправки долететь от нас и до Байкала.

Пройдя по хвосту самолёта, мы залезаем в кабину – несмотря на компактные размеры, расположиться тут можно вполне удобно, даже есть куда вытянуть ноги. Приборная панель выжидающе смотрит на нас рожицами циферблатов, готовая вот-вот залиться разноцветными огнями.

Сергей Иванович движениями опытного пилота переключает в состояние готовности несколько тумблеров, деловито крутит ручки, со знанием дела смотрит на показатели приборов. Мы готовы ко взлёту. Самолёт радостно разбегается по полю, тяжестью и потоками воздуха приминая траву, и без того жмущуюся к холодной земле. В момент отрыва шасси, который всегда наступает неожиданно, у меня резко закладывает уши, но это тут же проходит, стоит пошире открыть рот. Пилот, чуть щурясь, смотрит в яркую лазурь неба и улыбается. Летим!

Мы кружим над взлётной площадкой, вырисовывая пируэты, двигатель утробно рычит, через боковой иллюминатор слепит солнце. Дав несколько кругов, мы резко уходим вправо и приближаемся к Томи.

Л42М, как говорит Мурзин, – настоящий самолёт "три-в-одном". Он спокойно взлетает и садится на любую ровную поверхность. И совсем не обязательно, чтобы поверхность была твёрдой. В подтверждение своих слов пилот идёт на снижение, убирает шасси и плавно садится на воду, разрезая гладь спокойной реки на две части. Чуть сбавляем обороты, и вот мы уже мчимся по Томи, словно быстроходный катер. Максимальная скорость, на которой он может так идти, составляет сто километров в час – это быстрее, чем водный мотоцикл.

– Томь – это вообще большой аэродром, – поясняет первый и единственный пилот Л42М. – Вообще, для взлёта и посадки этой машине достаточно четырёхсот метров в длину и пятидесяти метров в ширину. Так что мы можем сесть практически в любой деревне, где имеется даже самый маленький пруд. То есть специальный аэродром не нужен, а мы можем привозить припасы и увозить больных, если это потребуется. Мы также можем использовать наши самолёты во время наводнений, можем сесть на любую поверхность и спасти людей. Там, где не может сесть вертолёт, сядем мы.

После небольшой паузы, взятой для того, чтобы снова набрать высоту, Сергей Иванович продолжает:

– Мы просто хотим завести отношения с МЧС, ведь у них нет такой амфибийной авиации. Сейчас как раз находимся на стадии получения эксплуатантов, чтобы проводить авиационные работы.

Зимой Л42М показывает свою "третью" сторону – на лыжах он легко садится в "пухляк", укатанная полоса ему ни к чему. Конечно, все возможности вездепроходимой машины используются не только во благо человечества: члены аэроклуба нередко летают на частную рыбалку в дикие места соседних регионов и провозят оттуда нехилую добычу весом до нескольких килограммов. Говорят, людям это интересно, потому что в Кемерове и его окрестностях всё исследовано вдоль и поперёк.

На самом деле, пилотом стать несложно, нужны желание, время и деньги, потому что это – удовольствие не из дешёвых. Теорию будущие лётчики сдают, как правило, в центре подготовки сертификации авиационного персонала в учебном центре Толмачёво, а за практикой чаще всего отправляются на площадку "Боровой". Это место в принципе одно из немногих в России, где учат гидроавиации. Чтобы получить пилотское свидетельство, необходимо "налетать" сорок пять часов. По словам инструктора-экзаменатора, многие специально под это дело берут отпуск и спустя два-три месяца могут спокойно пилотировать свой личный самолёт.

Конечно, получать удостоверение пилота можно и на протяжении года, но здесь очень сильно сказываются перерывы – их практически не должно быть. Постоянная практика крайне важна. Если ты полетал две недели, а потом столько же не летаешь, начинать приходится всё сначала – навык теряется очень быстро. В общем, "принцип велосипеда" тут не работает.

Когда мы приземлились, с грозного Яка уже стащили чехол, покрытый огромными маслянистыми пятнами, баки заправили, а его тугой и неповоротливый винт мощными рывками разминал пилотажник Сергей. Видно, что к машине он относится трепетно, хотя по-другому тут и нельзя, ведь от неё зависит не только плавность полёта, но и твоя жизнь. В доли секунды первый пилот занимает своё место, привычными движениями пристёгивается, проверяет связь, выезжает на взлётную полосу. Уже тут видно, что Як – очень манёвренный.

Быстрый разбег – и самолёт уходит в воздух. Машина не успевает выравняться, как внезапно крутит "бочку". Ещё пара манёвров, пара "мёртвых петель" – пилотажник выписывает в воздухе такие фигуры, названия для которых, кажется, ещё не придумали.

Пока Як садится, я с тоской смотрю на небо – туда, где только что видел причудливые пируэты. Представляю, что за штурвалом мог бы быть и я, бороздить небо, насмешливо смотря откуда-то сверху на людей-муравьёв. Но нет, в ближайшее время мне не суждено стать пилотом. Зато записаться на ознакомительный полёт может каждый желающий, достаточно заранее позвонить и предупредить инструкторов, а они-то уж точно рады принять в свои ряды ещё одного человека, безгранично влюблённого в небо.

Телефоны для справок:

+79049674459

+79089542089

Фото: Александр Патрин
Автор:
Комментарии для сайта Cackle