Для пассажиров недавнего авиарейса "Кемерово-Симферополь" отдых начался неожиданно. Примерно через двадцать минут после взлёта в громкоговорителях раздался голос пилота: "Есть на борту врачи?". Представителей этой профессии в самолёте оказалось двое, в том числе главный врач кемеровской клинической поликлиники №5 Михаил Малин.
– Когда я услышал слова пилота по громкой связи, разумеется, сообщил стюардессе, что я врач. Ещё один мужчина тоже оказался медиком. К сожалению, я до сих пор не знаю его имени – тогда было не до знакомства. Стюардесса сказала, что пассажиру-мужчине вдруг стало плохо. И тогда мы с коллегой стали разбираться в возникшей ситуации, – рассказывает нашему корреспонденту Михаил Малин.
По его словам, состояние пациента было расценено как тяжёлое, ухудшение могло привести к развитию инсульта и инфаркта миокарда. В любом случае, человеку срочно требовалась медицинская помощь. На удивление врачей, на борту воздушного судна оказались все необходимые лекарства, в том числе и достаточно специфические. Например, антикоагулянты, препятствующие образованию тромбов.
Учитывая предварительный диагноз, теперь можно уже уверенно сказать, что бывшему шахтёру, а ныне пенсионеру из Междуреченска, повезло, потому что Михаил Малин начинал работать как врач-кардиолог, а второй врач, имя которого неизвестно, – оказался нейрохирургом.
– Состояние пациента было очень серьёзным. Одним из наиболее тревожных симптомов являлось то, что у пассажира не прослушивался пульс. Мы начали давать ему препараты. Через несколько минут пульс появился – 46 ударов в минуту. Это очень мало. Стали пытаться стабилизировать состояние. Это было тем более важно, потому что давление прыгало, – вспоминает Михаил. По словам врача, верхняя граница давления у пациента вначале была 170, затем резко упала до 60.
– Он был очень бледным, покрыт холодным потом, находился в полубессознательном состоянии. По этим и другим признакам стало понятно, что у него шок, – говорит врач.
Кстати, из-за тяжёлого состояния пациента перед врачами возникла ещё одна проблема: мужчина ни в какую не принимал медикаменты. Однако вскоре его состояние немного улучшилось, сознание прояснилось, и он внял увещеваниям медиков.
Вскоре состояние пациента удалось стабилизировать. Теперь предстояло решить: продолжать ли полёт до аэропорта в Симферополе либо приземлиться в ближайшем на тот момент Екатеринбурге, чтобы передать мужчину на поруки "земным" специалистам? Командир воздушного судна обратился за советом к кемеровским врачам.
– Несмотря на то, что состояние пациента стабилизировалось, продолжать полёт было рискованно. Да и какой там может быть отдых у человека, если он перенёс такое? Поэтому мы решили, что стоит сесть в Екатеринбурге. Что лично меня удивило, так это то, что никто из пассажиров не высказал неудовольствия, что полёт из-за вынужденной посадки продлится дольше запланированного – все понимали, что от такой ситуации не застрахован никто, – вспоминает Михаил Малин.
Полёт до Екатеринбурга занимал приблизительно полтора часа. Учитывая тот факт, что ухудшение состояния здоровья пассажира произошло спустя 20 минут после взлёта, нетрудно подсчитать, что кемеровские врачи "вели" своего вынужденного пациента более часа. Причём даже после стабилизации его состояния не было гарантии, что ему вновь не станет плохо, и случиться это могло совершенно неожиданно.
– В принципе я уже просчитывал вариант, что если придётся делать реанимационные процедуры в случае остановки сердца, то мы должны с этим справиться. На борту есть кислород, есть твёрдый пол, на который можно положить человека, чтобы нормально делать ему непрямой массаж сердца. Главное – это не допустить клинической смерти. Одним словом, мы с моим коллегой были готовы даже к такому повороту событий. Но, к счастью, всё обошлось, – рассказывает Малин.
Как только самолёт приземлился, к нему подъехала машина скорой помощи: на землю о чрезвычайном происшествии на борту пилот сообщил заранее, – и врачи передали кузбассовца, как говорится, с рук на руки. После этого воздушное судно дозаправили, и оставшиеся в самолёте пассажиры, ставшие свидетелями не самого обычного инцидента, продолжили путь в Симферополь.
Каков юридический статус врача на борту воздушного судна? По закону ответственность за оказание неотложной медицинской помощи на борту самолёта лежит на бортпроводниках. Конечно, должностные инструкции у каждого перевозчика свои. Но в обязанности бортпроводников совершенно точно входит неотложная помощь, в том числе при хронических заболеваниях, нарушениях дыхательной системы, эпилепсии.
Врачи на борту по закону являются обыкновенными пассажирами, которые ни в каких случаях не отвечают за жизнь и здоровье других пассажиров. Более того, некоторые врачи, как известно, боятся оказывать помощь, опасаясь уголовного преследования в случае неблагоприятного исхода, и ссылаются на статьи закона, который они дословно трактуют так: "Врач не имеет права оказывать помощь, не будучи на рабочем месте". Да, в Уголовном кодексе есть статья за оставление в опасности, но это не значит, что врача, не оказавшего помощь на борту самолёта, будут к ней привлекать.
Ещё памятен нашумевший в 2014 году случай, когда врача-реаниматолога, проводившего реанимационные мероприятия пассажиру на борту самолёта и передавшего пациента живым бригаде "скорой помощи" аэропорта Шереметьево, пытались привлечь к ответственности за сам факт оказания этой помощи.
И, тем не менее, любой человек, врач в том числе, принимает решение в подобных случаях, руководствуясь только своей совестью и знаниями. И кемеровские врачи приняли единственно правильное решение.
О судьбе своего небесного пациента Михаил Малин узнал, когда уже вернулся в Кузбасс. Оказалось, что бывший шахтёр, а ныне пенсионер из Междуреченска прошёл десятидневное лечение в условиях стационара в Екатеринбурге. Сегодня он уже дома вместе с семьёй. Как выяснилось, за два года до полёта он перенёс операцию на сердце и надеялся, что этого срока вполне достаточно, чтобы спокойно перенести перегрузки, сопровождающие любой перелёт. Но ошибся.
– В любом случае, на этот раз всё закончилось хорошо. В том числе и из-за того, что удалось соблюсти известное правило "золотого часа", в течение которого медицинская помощь наиболее эффективна и удаётся избежать возможных тяжёлых последствий. Насколько мне известно, в настоящее время состояние здоровья междуреченца удовлетворительное, – говорит Михаил Малин.
Мы связались по телефону с ещё одним героем нашей статьи – Зульфатом Закировичем Шайхутдиновым, который и был тем самым пассажиром с больным сердцем.
– Передайте, пожалуйста, огромное спасибо людям, которые мне помогли, – сказал бывший шахтёр. – Я не знаю их имён, но они делают великое дело – спасают жизни людей. Здоровья, удачи, счастья в семье и на работе им хочу пожелать. И низкий поклон им и благодарность от меня и моей семьи.