Времена, когда мы, сидя в своей провинциальной глуши, удивлялись незнакомой нам столичной напасти под названием "пробка", давно канули в прошлое. Типичный кемеровчанин уже успел обзавестись четырёхколёсным другом (а то и несколькими), и от этого в нашем небольшом и не приспособленном для такого количества автомобилей городе стало тесновато.
А потом пришёл пресловутый кризис, по итогам которого, по мнению многих, ситуация на дорогах должна была стать хоть немного, но попроще, ибо кому-то пришлось продать машину, чтобы прокормиться, кому-то нечем было выплачивать кредит, а кто-то просто пересел на общественный транспорт, оставив "железного коня" пылиться в гараже до лучших финансовых времён.
Но так ли это на самом деле? Стало ли в городе меньше машин? В ситуации с текущим дорожным трафиком разбирались корреспонденты VSЁ42.
Вопросом о влиянии кризиса на количество автомобилей у кемеровчан не так давно заинтересовался и автомобильный портал drom.ru. Специалисты ресурса проанализировали объявления, которые размещались на сайте в марте этого года, и пришли к интересным выводам: количество предложений увеличилось на сорок процентов, по сравнению с февралём, однако покупатели такой активностью не отличаются.
Самыми продаваемыми стали машины от двухсот до четырёхсот тысяч рублей: наибольшим спросом из отечественных автомобилей пользовались LADA Priora, LADA Kalina и LADA Granta, а также уже немолодые Toyota 1998-2002 годов выпуска.
Второй по популярности ценовой категорией стали машины от ста до двухсот тысяч рублей, то есть в основном отечественные автомобили старше пяти лет. Кроме того, популярностью пользуются и кроссоверы типа Toyota RAV4, а также седаны стоимостью свыше пятисот тысяч рублей.
В результате своего исследования аналитики портала пришли к выводу, что экономическая ситуация всё-таки заставляет кемеровчан продавать свои автомобили, однако лишь для того, чтобы впоследствии приобрести более дешёвые. Таким образом, машин в Кемерове меньше не становится, ведь продаются и покупаются транспортные средства в подавляющем большинстве случаев жителями областной столицы.
Вторят мнению о том, что машин в Кемерове меньше не становится, и сотрудники Госавтоинспекции. Более того, по их официальным данным, всё как раз наоборот – машин становится только больше.
Ещё в конце 2013 года в столице Кузбасса было зарегистрировано 173 тысячи 610 автомобилей, и за год эта цифра увеличилась почти на двадцать тысяч единиц, а к концу 2014 года составила 192 тысячи 470 автомобилей.
В конце прошлого года, из-за известий о скором существенном увеличении цен на автомобили, горожане бросились в автосалоны, чтобы успеть заполучить транспорт по старой цене. В результате в некоторых автосалонах машины и вовсе закончились, а другие воспользовались резко возросшим спросом и первые месяцы 2015-го распродавали автомобили со складов по прошлогодней цене.
Так что транспорта в городе хватает, и никакие кризисы увеличению его количества не страшны. Такое положение дел описывает нам статистика. Но что думают о ситуации с дорожным трафиком те, кто является его неотъемлемой частью, – сами водители?
В противовес расхожему мнению о том, что из-за кризиса машин на дорогах стало меньше, могу уверенно сказать: это неправда. В связи с падением рубля и взрывообразным ростом цен в конце осени, очень много машин было куплено в попытке успеть зафиксировать сиюминутную цену. Как следствие – очень большой прирост автомобилистов на дорогах, уплотнение дорожного трафика и увеличение пробок.
Зимой это ощущалось наиболее болезненно, так как пропускная способность дорог очень снижена (все же помнят про крайние полосы, которые чистят постольку-поскольку), пробки на привычных мне направлениях резко выросли в полтора-два раза.
С приходом весны ситуация улучшилась, но ненамного. Опять же, в связи с появлением на дорогах большого количества машин, мест для парковки стало не хватать просто катастрофически, в итоге мы имеем припаркованные как попало машины, перегораживающие проезд, парковка вторым рядом и частые аварии из-за таких людей.
Активно езжу за рулём уже несколько лет, и могу отметить, что машин в Кемерове с каждым годом становится больше. Особенно это заметно весной, когда основной поток автомобилей сохраняется, но к ним добавляются и те водители, которые не ездят зимой, – пенсионеры-дачники, обладатели машин, которые можно эксплуатировать только летом (например, кабриолеты), а ещё "просыпаются" мотоциклисты. Плюс многие начинающие водители сдают на права ближе к сухому асфальту, чтобы первые самостоятельные поездки по городу были не так сложны. Получается довольно серьёзное количество машин в городе. Чтобы это увидеть, достаточно заехать на любую парковку многоэтажки на Радуге – они просто забиты, на семью приходится по две, а то и три машины.
Считаю, что увеличение количества машин в городе связано с различными факторами: это и возможность купить машину в кредит, и широкий выбор на вторичном авторынке. Многие бросились получать права, чтобы успеть до момента удорожания всех процедур в ГИБДД.
Отмечу, что днём в будни и выходные дни в городе вполне комфортно, но утренние и вечерние часы пик – это порой испытание не для слабонервных.
Самое любопытное, что кризис только поспособствовал тому, чтобы количество машин возросло, – чего стоит только ажиотаж вокруг роста цен на автомобили и опустевшие автосалоны. А если посмотреть, какое количество людей каждую неделю получает водительские удостоверения, то диву даёшься, как город до сих пор окончательно не замер в бесконечных пробках.
Впрочем, если сравнить с тем, что было на дорогах пару лет назад, то нельзя сказать, что ситуация ухудшилась в разы. Заметно увеличение пробок в основном зимой, поскольку в дело вмешиваются погодные условия и состояние дорог.
В общем, количество машин не убывает, несмотря ни на что. И, кажется, что рост их числа не остановится, пока у каждого горожанина не появится по собственному средству передвижения.
Таким образом, в пользу версии об увеличении дорожного трафика говорит не только статистика: автолюбители тоже это подтверждают. И, невзирая на то, что волна паники по поводу цен на иномарки уже утихла, число машин в городе хоть и не такими скорыми темпами, но всё же продолжит расти, и повлиять на это вряд ли возможно. И здесь уже, скорее, стоит задумываться не о том, как снизить трафик, а о том, как увеличить пропускную способность городских улиц.