«Форсаж» в масштабе 1:7: суперавто на радиоуправлении

Миниатюрная копия автомобиля на радиоуправлении, способная разогнаться до сотни километров в час за пару секунд? Это реальность. Корреспондент VSЁ42 узнал, что это за машинки, сколько они стоят и пользуются ли популярностью у кемеровчан.

– Пойдём, я тебе отдам регулятор.

– Ты же не просаживал его!

– А я вставил силиконовую трубку туда.

– Можно катать! Только сильно не жги. Погнали!

Стадион "Химик" в отличный зимний день гудел, болея за родной "Кузбасс". А в то же время на парковке было не меньшее воодушевление. Кемеровские любители радиоуправляемых машинок выбрались покататься. Это чувство сродни тому, что испытываешь, встречая земляка за границей. Так приятно найти понимание среди массы людей, говорящих на другом языке, с иными интересами.

Поэтому местное своеобразное общество владельцев RC-моделей сохранило романтичную атмосферу кружка по интересам. Это действительно тусовка для своих, для людей увлечённых, хоть и открытая для всех. Но пока хобби не стало массовым, оно остаётся именно таким.

Собраться большой компанией получается редко, так что "покатушки" на "Химике" стали особенными. И "хоббисты" были даже, скорее, не воодушевлёнными, а в состоянии лёгкой эйфории. Одно дело – возиться дома с моделью, совсем другое – выйти в народ. Обсудить, похвастаться, оценить.

Эти машины – не игрушки. Поэтому на просьбы дать прокатиться владельцы обычно отвечают отказом. RC-машины также не подходят для езды в помещении и для маленьких детей. Даже самые миниатюрные модели в масштабе от 1:18 до 1:12 способны разгоняться до 30-35 километров в час.

Максимальный масштаб моделей – 1:4. Несложно вычислить, что в длину они достигают метра. А особое внимание к масштабу указывает на то, что это действительно уменьшенные модели автомобилей. Хотя далеко не все машинки обладают схожестью с реальными авто. Сами "хоббисты" называют это свойство копийностью.

Большой простор для выбора и фантазии предоставляют классы моделей, от которых очень многое зависит: по какой поверхности передвигаться, на какой скорости, его конструкция, копийность и прочее.

– В Кемерове трудно проводить какие-либо соревнования, потому как нужно, чтобы было много машин одного класса. А у нас это дело непопулярно. В нашей компании представлены все самые популярные классы, и почти все – по одной модели, – поясняет один организаторов "покатушек" Дмитрий Черданцев. – Новосибирск, например, – это город "на дрифте". В Кемерове дрифтовые модели вообще не популярны. Среди владельцев радиоуправляемых машин, кстати, тоже существует автообмен и даже перекупы. Так, новосибирец поменялся с одним из наших на дрифтовую модель, потому что её легче будет продать в Новосибирске.

Местные любители RC-моделей объясняют непопулярность машинок для дрифта отсутствием специальных помещений и хорошего асфальта. Кстати, внешне эти модели наиболее приближены к реальным машинам. В них устанавливают салон, открывающиеся капот и багажник и даже музыку, которая неплохо играет для своего размера.

Наиболее же популярны в наших условиях внедорожные модели, оно и понятно. Это багги и монстр-траки, а также трагги – промежуточный и наиболее универсальный вариант. Этот класс показывает неплохую скорость и в то же время легко справляется со всевозможными препятствиями.

Ещё один важный момент – двигатель.

– Мнения насчёт ДВС или электрических моторов расходятся. 10 лет назад электрическая силовая установка была довольно слабой, так как не было таких технологий. А сейчас ДВС с электричками не сравнятся: последние – гораздо мощнее. Все скоростные рекорды установлены на машинах с электродвигателями. Хотя это дело вкуса, – говорит Дмитрий.

ДВС тоже бывают разными. На небольших моделях устанавливаются калильные карбюраторные двигатели, которые работают на топливе с содержанием нитрометана. Насколько эти моторы капризные, удалось убедиться воочию. Все собравшиеся успешно разряжали аккумуляторы и распугивали прохожих, а владелец единственной машины на нитрометане пытался завести двигатель. Общими усилиями удалось.

Модели побольше же комплектуются четырёхтактными двигателями, которые всем знакомы по бензопилам, триммерам и прочей подобной технике.

Представление о том, что это за машины, сложилось. Самое время перейти к вопросам, которые, по словам "хоббистов", задают чаще всего: сколько стоит и сколько едет.

30-35 километров в час – это далеко не предел и даже не усреднённый показатель. Модели стоимостью до 10 тысяч рублей развивают скорость 40-50 километров в час. Те, что за 25-40 тысяч, уже способны на гораздо большее. Есть, например, модель примерно за 35 тысяч, которая набирает 160 километров в час за 2,5 секунды. Мировой же рекорд составляет 325 километров в час.

Сменившие под десяток машин, "хоббисты" с опытом говорят, что китайские модели за несколько тысяч рублей уже на многое способны, но через несколько месяцев полностью исчерпают ресурс.

– Сказывается качество материала: металл в шестерёнках и дифференциале, пластик кузова. Ломается всё то же, что и в настоящей машине. Все запчасти меняются, но ресурс машины очень быстро вырабатывается. Если на ней ездить как на настоящей, то и прослужит она столько же. А если на настоящем автомобиле заехать в поле и разогнать её километров до 160 по кочкам? Разбить можно любую модель, – отмечает Дмитрий Черданцев.

Последней он приобрёл копию Ford Fiesta японского производства и уже полгода с удовольствием на ней катается. Помимо покупки самой модели, нужно рассчитывать сразу же на дополнительные траты – аккумулятор и зарядное устройство. Галлон нитротоплива стоит 2.000-2.500 рублей, его хватает примерно на 20 часов езды. И так или иначе, как аккуратно ни передвигайся, некоторые запчасти приходится довольно часто менять.

– Вообще, у меня с женой такая договорённость: я покупаю модель за 20 тысяч, 10 – ей. Так что для меня всё в полтора раза дороже выходит, – смеётся Дмитрий Черданцев.

Казалось бы, члены семьи должны быть недовольны таким затратным увлечением. Но хобби это настолько заразное, в хорошем смысле слова, что Владимир Акулов приехал на "Химик" с супругой и родителями, а также с двумя моделями из своего автопарка. И все участвовали в "гонках" в равной степени: по очереди передавали друг другу пульт управления, снимали на фотоаппарат и камеру GoPro.

Прохожие тоже не оставляли без внимания удивительно резво снующие машинки. Взрослые пристально наблюдали за тем, чтобы на них не наехали. Дети останавливались и заворожённо смотрели. Для полноты картины не хватает только услышать рокот двигателей внутреннего сгорания и почувствовать запах отработанного нитрометана.

Владельцы RC-моделей не связывают малую популярность этого хобби с отсутствием специализированных магазинов в городе. Торговые точки с неплохим ассортиментом есть в Новокузнецке и Новосибирске, однако нужды туда ехать нет. "Китайцев" и комплектующие можно выгодно заказать в российских интернет-магазинах, а немецкие или американские машины (по крайней мере, до девальвации рубля) – заказать из США.

– Спроса на радиоуправляемые модели в Кемерове как такового за два года работы я не заметил, – констатирует владелец магазина RC-моделей Владимир. – Поэтому приходится расширять ассортимент, чтобы сохранять рентабельность. Некоторое время назад точки с радиоуправляемыми моделями были почти в каждом торговом центре. Но на те же вертолёты цены существенно упали. Кроме того, они стали продаваться во всех магазинах игрушек. В случае с машинами же большинство покупателей отпугивает цена. Особенно если модель стоит на витрине, и человек не догадывается о её возможностях.

Несмотря на пессимистический настрой участников "покатушек" относительно гонок на радиоуправляемых моделях, на 22 февраля запланированы соревнования в крытом помещении. На них уже заявляются спортсмены из Новокузнецка, где, как кажется, этот вид хобби более популярен.

В Кемерове летом в одном из парков предлагают погонять на машинках напрокат. Хорошая трасса с вышкой есть неподалёку от города Топки, однако сейчас она заброшена. В планах энтузиастов – её возродить, но для этого нужно желание и время.

Фото: Александр Патрин
Автор:
Комментарии для сайта Cackle