«Наш ответ Ванессе Мэй», «Гордость Сибири», «Барнаульский Паганини», - такими эпитетами награждает пресса Степана Мезенцева. Он, обладая природной скромностью, предпочитает называть себя представителем жанра эстрадной скрипки.
Но то, что творит на сцене музыкант, иначе как драйвом не назовешь. Его концерт – это блистательный фейерверк самых неожиданных музыкальных стилей: фольклора, ретро, классики, клубной танцевальной музыки, джаза. Если в программе официально заявлены Бизе, Сен-Санс, Свиридов и Щедрин, это не значит, что не прозвучит музыка из популярных кинофильмов и известных опер, попурри на разные темы, песни группы «Deep Purple» и собственные авторские импровизации … И все это бешено, дико, чувственно, динамично, темпераментно, иронично! Степан не зря прозвали танцующим скрипачом. Как он любит шутить: «Танцую я хорошо, а вот играю не очень». На сцене он все время в движении: подпрыгивает, приплясывает, притопывает, по-настоящему куражится, «отжигая» на скрипке настоящие хиты.
А после концерта еще получасовое выступление на «бис», раскупленные в один момент диски в фойе филармонии, восторженные отзывы публики: «Потрясающе!», «Не ожидали!», «Талантливый парень!» и раздача автографов с признаниями кемеровчан: «Я не пропускаю ни один ваш концерт», «У меня в машине звучит только ваша музыка», «Дочка решила пойти в музыкальную школу на скрипку, вы для нее пример».
После концерта мы заглянули в гримерку к Степану, где состоялось наша беседа с музыкантом.
«Кемерово для меня как родной»
- Степан, как вам сегодняшний концерт? Как вы любите шутить: «Скрипач как всегда плохо играл, но много потел»…
- Да, потел много (Смеется)… Публика принимала очень хорошо, сами видели. Хотя некоторые слушатели пришли на мой концерт впервые, ожидая услышать академическую музыку. Думаю, они не были разочарованы.
Я люблю приезжать в Кемерово. Этот город для меня знаковый, потому что именно здесь прошли мои первые сольные концерты более десяти лет назад.
- Ваши выступления проходят с неизменным успехом. А случаются провальные концерты, «холодная» публика, жидкие аплодисменты?
- Чтобы совсем все плохо, такого не было, растопить сердца слушателей мне все же удается. Был один случай в Северном Казахстане в городе Аксу. Пришел полный зал, я играю и где-то в середине концерта понимаю, что зрители сидят напряженные с «каменными» лицами. Думаю: «Как же так! Каким «окном» я ошибся?» В финале концерта сыграл свои самые «ломовые» номера, на которых обычно народ «тает», а здесь опять «стена» и никакой реакции. Говорю: «Спасибо, до свидания!» и ухожу со сцены злющий на самого себя. Захожу в гримерку, в голове крутится: «Что я сделал не так?» Вдруг стучится тетенька-администратор: «Степан, а зрители не уходят». Смотрю в зал и вижу, - никто даже с места не сдвинулся. Играл еще полчаса на бис и честно признался слушателям, что я их не понял. Публика разная бывает.
- Степан, я была на вашем концерт пять лет назад. С того времени вы очень повзрослели, а ваша музыка как-то изменилась?
- Сегодня я не один. Со мной выступают бас-гитарист Андрей Скляров и гитарист Петр Маланов. На сцене у нас получается диалог и даже «разговор втроем». С такими музыкантами можно творить все, что угодно.
«Сибиряки мне ближе, чем москвичи»
- Юрий Башмет на открытии ресторана Олега Меньшикова сказал о вас: «То, что он делает со скрипкой левой рукой – это ясно, но как у него получается все это вытворять смычком, я не понимаю».
- Эту фразу он не мне лично сказал, а Олегу Меньшикову, который мне потом передал. Я не склонен думать, что Башмету понравилось... Хотя, точно не знаю…
- Мнения каких людей для вас важны?
- Если профессиональный музыкант выдает какую-то оценку, это дает ощущение того, что ты движешься в правильном направлении.
- А вы стремитесь к такой популярности как у Дениса Мацуева, по 168 концертов в год? Каждый второй день – выступление.
- Конечно. Я считаю, что востребованность для музыканта очень важна. Я не говорю, что она является для меня самоцелью, стараюсь делать свой дело хорошо, честно и если это находит отклик в сердцах людей – для меня это счастье.
- Степан, вас нет на Первом канале, на радио вы тоже не частый гость, при этом собираете полные залы. Вас устраивает такая ситуация?
- Надо, конечно, двигаться вперед… У меня запланированы съемки, выступления, эфиры, но пока не на Первом канале. Дело в том, что не достаточно быть просто хорошим артистом, чтобы попасть на центральное телевидение. Это зависит от множества разных факторов. Я, например, не люблю ходить на московские тусовки и «торговать» лицом. Мне это противно.
- Вы по-прежнему «наш Степан Мезенцев» или уже закоренелый москвич?
- Сибирь мне, конечно, ближе. Люди у нас честнее и понятнее. В нашем регионе за нехорошее поведение можно сразу «по лицу» получить, а в столице на тебя сначала бумажку в суд напишут. Такое сознание формируют разные телепередачи типа «ЖКХ», «Час суда»… Жизнь воспринимается как борьба.
«Спасибо Ванессе Мэй!»
- В рамках сибирского тура домой в Барнаул заедите?
- После концертов в Горно-Алтайске и Бийске заскочу на пару дней к маме на пирожки.
- Скажите, а могли бы вы вернуться в родной город лет через пятнадцать? Илья Лагутенко же вернулся во Владивосток.
- Я бы жил в Барнауле, если бы условия для работы были такие как в Москве. Не исключено, что когда-нибудь перееду в Барнаул насовсем.
- Степан, у вас на шее красное пятно. Это профессиональная мозоль от скрипки?
- От скрипки… Не от девушек же! (Смеется).
- Вы же женаты?
- Женат, сын в прошлом году родился, Митенька. Говорят, на меня похож.
- Степан, как шутит ваш отец, вы с братом были отданы в музыкальную школу без злого умысла. Проходя путь музыканта, вы бы отдали своего сына в музыкальную школу?
- Конечно.
- На скрипку?
- На скрипочку.
- Когда вы стали выступать с сольными концертами, журналисты тут же приклеили вам ярлык «Наш ответ Ванессе Мэй». Сегодня что-то слышно о китайской скрипачке?
- Думаю, что она продолжает выступать и давать концерты. Она хорошо играет классику, пытается импровизировать. Надо отдать должное, благодаря Ванессе Мэй сегодня у меня есть работа. В свое время она дала хороший толчок скрипке в мир популярной музыки.