Тест Vse42.ru: узнаем тайны кинотеатра

14 марта 2013 г., 14:04
Мы решили заглянуть за занавес кинотеатра, узнать все тонкости работы кинозалов и секреты лучшего изображения и звука. За подробностями корреспондент и фотограф Vse42.ru отправились в «Планету Кино», что находится в ТРК «Променад 3».

С залом кинотеатра по частоте посещений может конкурировать только какое-нибудь кафе. Ну, или наш домашний диван. Посмотреть кино на широком экране, с пакетом попкорна в руках, в полумраке, когда чувствуешь себя одним из героев, - для большинства людей даже не развлечение, а настоящий ритуал. Кино популярно всегда. Обыватели практически не задумываются, как работает кинотеатр. Казалось бы, ничего сложного: поставил фильм, нажал кнопку - и готово. Но это не так.

Мы решили заглянуть за занавес, узнать все тонкости работы кинозалов и секреты лучшего изображения и звука. За подробностями корреспондент и фотограф Vse42.ru отправились в «Планету Кино», что находится в ТРК «Променад 3».

Не секрет, что, помимо самих кинозалов, в кинотеатре есть еще и аппаратная, откуда, собственно, и ведется трансляция фильма, и самое интересное, конечно, скрывается там. «Планета Кино» воспроизводит как цифровые, так и пленочные фильмы, поэтому нам захотелось поближе рассмотреть разное оборудование и понять принцип его работы.

Драгоценная и опасная часть

Тестировать кинотеатр мы отправились в «Променад 3», на четвертый этаж. Посидели на диване в баре, наслаждаясь ароматом свежеприготовленного попкорна, в ожидании встречи с менеджером по рекламе кинотеатра Екатериной и киномехаником Павлом. Потом через служебное помещение мы проникли в святая святых - в аппаратную. Пришлось подниматься по винтовой лестнице в небольшое помещение, заставленное гудящими машинами: в момент нашего прихода фильмы показывали и в синем, и в красном залах «Планеты Кино».

Первое, что чувствуешь в операторской, - в помещении невероятно жарко и шумно, и если с накаленным воздухом более или менее справляется кондиционер, то из-за треска и гула проекторов говорить практически невозможно. Впрочем, Павел, наш сопровождающий, чувствует себя совершенно свободно и легко. Видимо, уже привык.

Здесь все привлекает мое внимание - и огромные катушки, на которые наматывают кинопленку, и маленький сенсорный монитор на проекторе, и странный темный диск со вставками из стекла. Растерявшись от обилия машин, я с облегчением выдыхаю, когда Павел берет инициативу на себя.

- Вот эти две установки, - Павел указывает на двухметровые черные ящики, в них что-то щелкает и мигает, а сложный механизм постоянно «ест» пленку, - к которым подсоединены платоры (так называются огромные трехуровневые катушки с пленкой), и есть сами проекторы.

Он подводит меня ближе к сложному механизму, который освещен сверхъяркой лампой, заключенной внутри черного ящика, и показывает части, которые считывают отдельно изображение, скачковый барабан, который убирает светлую полосу на пленках, и нижнюю часть установки, которая отдельно считывает с синей полосы на пленке звук.

- Сама лампа передает это на большой экран, - объясняет Павел. - Она взрывоопасна, и с ней нужно деликатно работать. Даже если один раз прикоснуться пальцем к ее поверхности, на этом месте образуется пузырь и происходит взрыв.

Проектор без лампы работать не может, а как и любой элемент механизма, она изнашивается. Поэтому ее меняют где-то раз в полтора-два года, строго в специальных перчатках, и увозят в утиль. Кстати, в соседнем проекторе стоит уже другая лампа, ксеноновая, немного меньшая и по размеру, и по сроку действия. Внутри нее установлен стержень из очень редкого и дорогого металла. Бывает, что злоумышленники самостоятельно взрывают такие лампы, чтобы сдать металл за деньги.

Хотя работать с проекторами нужно с осторожностью и постоянно следить за ними, по словам Павла, это не так уж и сложно. Панели управления сенсорные, а аппаратура исправная и сбоев не дает. Кстати, тот самый диск, который привлек мое внимание в самом начале, оказывается, отвечает за проекцию 3D-фильмов. Когда приходит фильм с 3D-изображением, этот диск поднимают к проектору, внутри него установлены разноцветные стекла, разделенные на сектора, и, чтобы создавался эффект 3D, эти стекла начинают быстро крутиться.

Дело в коде

Цифровая установка, конечно же, проще пленочной. Она состоит из полутораметрового блока и монитора. На мониторе установлена достаточно простая программа управления, которая включается примерно как проигрыватель на обычном компьютере. В отличие от пленочных фильмов, что приходят в круглых коробках и состоят из нескольких частей, которые потом еще нужно склеивать между собой на специальном монтажном столе, цифровые фильмы приходят на жестких дисках. Так как они зашифрованы, их можно активировать только с помощью специального кода - ключа. Без ключа фильм просто не запустится. Чтобы фильмы не использовали незаконно, ключ для активации кинокартины присылают накануне премьеры, бывает, что и за полчаса до начала сеанса.

- Пользоваться цифровой установкой намного проще, - утверждает Павел. - На ней даже звук считывается иначе - под каждую звуковую дорожку (например, голосовую озвучку, дополнительные шумовые спецэффекты, музыку) выделен отдельный усилитель, который можно регулировать. Естественно, качество звука вырастает в разы.

Кстати, так как в операторской не слышно, что происходит в зале, проверить, как работает звук и нет ли сбоев, Павел может через специальную колонку, которая стоит внутри и выводит озвучку в аппаратную.

На монитор цифрового проектора выводится список фильмов и рекламы, которую показывают в начале сеанса. Для удобства программа подчеркивает разными цветами их названия: фильмы, у которых уже истек ключ активации, - красным, те, где срок действия лицензии заканчивается, - оранжевым и те, что только поступили в работу, - зеленым. Так оператор никогда не запутается.

Магические хитрости зала

После аппаратной мы спускаемся в один из кинозалов, где закончился сеанс, чтобы узнать, какие хитрости он хранит. Естественно, одно из первых правил кинотеатра - шумоизоляция кинозала. Для этого его обивают специальным материалом - по типу ковролина. Колонки тоже расположены так, чтобы зрители чувствовали полное погружение в картину и легко воспринимали разные спецэффекты. Четыре большие, в форме ромба, расположены за экраном, на них выводят диалоги и музыкальное сопровождение. А двенадцать колонок по периметру передают разные шумы, звуки, которые использованы в кинокартине.

А еще в кинотеатрах устанавливают либо обычные экраны, либо специализированные. В «Планете Кино» установлен французский экран - с серебряным напылением, что придает цвета и яркости изображению. Еще я наконец-то задала вопрос, который меня долго мучил: зачем вокруг экрана черный бархат?

- Есть фильмы широкоэкранные, а есть так называемые кашетированные, - улыбаясь, объяснил Павел. - И когда передаешь изображение кашетированных фильмов, оно немного съезжает вниз. Чтобы это не мешало просмотру, используют темную ткань, которая изображение не передает.

Напоследок Павел рассказал по секрету, с каких рядов лучше смотреть фильм в 3D: с 3-го, 4-го, 5-го ряда. С этих мест по-настоящему в полной мере можно оценить эффект фильма в 3D. А вот простые кинокартины лучше всего смотреть с последних рядов.

К слову, уходить мне совершенно не хотелось. Пока мы разговаривали, я оценила, что в «Планете Кино» очень удобные кресла и небольшой комфортный зал. Так и представляла, как бы хорошо сейчас развалиться на уютном диване с коробкой попкорна и погрузиться с головой в какую-нибудь киноновинку. Тем более что теперь-то я знала: в «Планете Кино» позаботились о том, чтобы фильмы можно было смотреть комфортно, наслаждаясь последними достижениями науки и техники, а также без перебоев. Но что поделать, мне пришлось спешно возвращаться на работу. Зато у вас всегда есть шанс поторопиться в кинотеатр за новыми впечатлениями от хорошего и комфортного просмотра. А я займусь этим в выходные...

«Планета Кино»
ТРК «Променад 2»

пр. Химиков, 39

8 (3842) 744-248

Красный зал - 50 мест

Зеленый зал - 42 мест

Синий зал - 38 мест

ТРК «Променад 3»

пр. Ленина 59 "а", 2-й этаж

8 (3842) 490-205

Красный (3D) зал - 126 мест (зал с цифровым оборудованием)

Синий зал - 121 место

Фото Максима Федичкина

Автор: Юлия Лебедева