В связи с не самой приятной экономической ситуацией в стране и стремительным падением рубля, цены пропорционально ему поползли вверх: медленно, но верно. Причём даже на те продукты, на которые, казалось бы, и не должны. Кемеровчане такие тенденции в родном городе тоже заметили, что, конечно, не могло оставить их безучастными, – в администрацию стало поступать всё больше жалоб, поэтому там приняли решительные меры – начали масштабные проверки торговых сетей Кемеровской области. Под "раздачу" попал и Губернский рынок, ну а вместе с комиссией на него заглянули и корреспонденты VSЁ42.
Утром рынок выглядел как и в любой другой будний день: куча пенсионеров, огромные очереди за свежим молоком, вечная толкучка и целая какофония всевозможных запахов, в которых одинаково хорошо угадываются и мёд, и овощи, и рыба.
Путь комиссии, а стало быть, и наш, лежал в основные отделы: мясные, молочные, овощные и фруктовые. Именно в таком порядке. Целью этой "профилактической прогулки" был мониторинг цен, которые продавцы устанавливают на рынке для своих товаров.
– В сегодняшних условиях, естественно, у недобросовестных участников рынка могут возникнуть желания где-то завысить цену, чтобы на этом заработать. Ну а сделать это можно только за счёт покупателя. Они здесь, как правило, – работники социальных служб: те же учителя, те же врачи. Поэтому на этом рынке мы делаем цены ниже, чем на других рынках, которые действуют, – рассказывает Олег Третьяков, начальник Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области. – Естественно, остальные участники рынка присматриваются и уже понимают, что, если они будут завышать цену, покупателя они просто потеряют. Поэтому мы хотели сегодня ещё раз посмотреть, как идёт соблюдение установления этих цен и соответствие им при торговле.
Этот рынок, который располагается в переулке Щетинкина вот уже 16 лет, в народе считают "истинно Губернским". Люди привыкли к тому, что цены здесь ниже, чем в обычных магазинах, поэтому многие из, как их принято называть, "малообеспеченных слоёв населения" едут за продуктами именно сюда, а не в один из бесконечных гипермаркетов нашего города. Важно, чтобы стоимость товаров должна быть здесь на порядок ниже, но, помимо этого, на рынке действует ещё ряд других правил, которые в идеале соблюдаются продавцами. К примеру, когда мы зашли в мясной отдел, то увидели огромные ценники на каждом из прилавков и чуть ли не каждом куске мяса.
– Обязательство Губернского рынка: цены все вывешивают на видном месте, чтобы их могли увидеть даже покупатели с плохим зрением, – рассказывает Надежда Лагутина, председатель совета Кемеровского облпотребсоюза. – Средняя цена здесь складывается таким образом: мониторится несколько компаний, которые играют на рынке эконом-класса, всё суммируется, находится средний показатель, минусуется 15 процентов, и тогда утверждается цена для Губернского рынка. Она всегда ниже, чем где-либо существующая. Правда, это не относится к акционным товарам.
Посмотрев на цены в мясном отделе, в которых я, честно говоря, ориентировался слабо, мы отправились туда, где я хотя бы догадывался, как должны обстоять дела, – в молочный отдел. Всё молоко, как и большинство продуктов на рынке, было кузбасским. Лично мне не показалось, что ценник на него такой уж прям низкий: ну хотя бы точно не дороже, чем в магазинах, а это уже неплохо.
– Учитывая, что зимой у нас холодно, мы предусмотрели зонирование товарных групп и отдельно дали каждому производителю кузбасской молочной продукции место, – рассказывает Надежда Лагутина. – Ежедневно до семи утра они привозят только свежие продукты – ровно столько, сколько хватит на один день реализации.
После, пока мы шли к овощным отделам – закрытым павильончикам, так называемым "зелёным точкам", – по дороге нам встретился пожилой мужчина, который процедил сквозь зубы: "Устроили здесь цирк, *****!". Сделав ещё пару шагов, он добавил во всеуслышание: "Где это видано, десяток яиц за 52 рубля?! Лучше бы с этим разобрались!". Проигнорировать такое едкое замечание, конечно же, не получилось, поэтому мы обратились с этим вопросом к Надежде Лагутиной, всё это время шествовавшей с нами.
– Дело в том, что есть категория людей "недовольных". У нас человек пять-шесть таких ходят постоянно. Им хоть что делай: чаем напои, продуктов бесплатно дай, а они всё равно будут стоять и говорить, что дорого. 52 рубля за отборные деревенские яйца – это очень хорошая цена. Я лично видела, что в других торговых сетях они стоят от 60 до 72 рублей.
С овощами всё тоже оказалось в порядке. Олег Третьяков даже не преминул отметить, что вообще нигде не видел таких низких цен на капусту. Заглянув во фруктовый отдел и в очередной раз убедившись в том, что придраться, собственно, и не к чему, мы могли бы подвести какие-то итоги. Поэтому, внимание, настало время для длинной прямой речи, суть которой, если изложить вкратце, в том, что всё у нас в порядке.
– В области вообще постоянно действует наша комиссия по мониторингу цен на продовольственном рынке. И задача этой комиссии состоит в том, чтобы в первую очередь отслеживать их уровень. Вы прекрасно знаете, что объявлено эмбарго. В рамках этого идёт процесс замены поставщиков. Наши отечественные производители начали выпускать более качественную и доступную продукцию, которая стала появляться на рынке. В этом процессе необходимо внимательно следить за тем, чтобы недобросовестные участники рынка не спекулировали на ценах. Поэтому мы сегодня отслеживаем цены везде, начиная с самих сельхозтоваропроизводителей и заканчивая торговыми прилавками. Мы великолепно знаем, где и на каком уровне они складываются, поэтому цель сегодняшнего рейда была в том, чтобы посмотреть, как именно действуют цены на Губернском рынке. Потому что тут заложен основной смысл его работы – сдерживание других торговых точек при помощи ценовой политики, то есть гипермаркетов и супермаркетов. Здесь – минимальные цены, но, тем не менее, нам надо это проверять и смотреть.
Сегодня мы убедились, что здесь действительно всё соблюдается, но при этих ценах должно соблюдаться и качество, поэтому на рынке работает независимая ветеринарная служба. Мы ещё раз прошлись по рынку и посмотрели ассортимент продукции, её доступность для слоёв малообеспеченных или со средним уровнем достатка. И по итогам можно отметить, что данный рынок и правда выполняет роль "Губернского".
Мы отмониторили и записали все цены, теперь ещё раз сверим методику их расчёта, которая непосредственно утверждается администрацией рынка, и проверим, насколько она соответствует действительности. Что сразу можно отметить: у нас картофель и капуста на 14 процентов дешевле в среднем, чем по всему Сибирскому федеральному округу.
Дело в том, что мы реагируем на каждую жалобу, которая поступает от населения. Как только она появляется, мы обязательно выходим и принимаем соответствующие меры. В первую очередь, если цена завышена, то меры касаются конкретных предпринимателей. Вплоть до того, что можем лишить их торгового места на этом рынке.
После этого длительного спича мы не спешили уходить с рынка: нас заинтересовали слова о "независимой ветеринарной лаборатории", которая работает на территории Губернского. В ней, по словам Надежды Лагутиной, "проверяется всё: мясо, яйца, молочная продукция, и, если ветеринарная лаборатория не выдала справку, товар никогда и ни за что не поступит сюда на продажу". Поэтому мы решили наведаться туда в гости.
Правда, по дороге в лабораторию мы ещё заглянули и в рыбный отдел, который, кстати, нас порадовал: рыба правда выглядела свежей, а цены на неё – вполне адекватные. Мы немного пообщались с местными продавцами и выяснили, что многие здесь работают уже не первый год, а некоторые – чуть ли не с самого основания рынка.
В лаборатории нас встретила Ирина Бабушкина, её заведующая, которая работает здесь вот уже пять лет, и рассказала, что и как здесь происходит.
– Вообще, лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы Губернского рынка проводит следующие исследования: это исследование молока – от частных предпринимателей, экспертиза яйца и мясных продуктов. Вот сейчас, например, наш доктор проводит исследование на трихинеллёз, к примеру.
Перед нами сидела женщина в белом халате и шапочке, которая аккуратно расщепила мясо на волокна и осторожно положила их на стекло, а после – поместила под микроскоп. Нам рассказали: чтобы проверить одну тушу таким способом, уходит от пяти до семи минут.
– Это вручную столько времени уходит. Но у нас недавно появился прибор "Гастрас", который занимается исследованием на трихинеллёз комплексно. То есть здесь можно исследовать от 25 до 40 туш одновременно, – продолжала рассказывать Ирина Бабушкина. – Ежедневно любое мясо, прежде чем отправиться на прилавок, попадает к нам, – свинина, говядина, лосятина, медвежатина, конина, барсучатина и так далее. Всё оно подвергается очень тщательной проверке в нашей лаборатории. Так что всё, что производят частники, находится под нашим полным контролем. В первую очередь происходит осмотр ливера и головы. После – осмотр самой туши, которая подвергается исследованию на инфекционные, инвазионные заболевания, осматриваются лимфоузлы.
В общем, мясо в самом деле не выпускается на реализацию до тех пор, пока не пройдёт полную проверку и не получит заслуженное клеймо. Если вдруг обнаруживаются какие-то изменения – физические, химические или биологические, – продукт отправляется в санитарную камеру, и решается вопрос о его дальнейшей судьбе. По словам самой заведующей, она покупает мясо только здесь, потому что оно прошло через её руки, и она точно знает, что никакого обмана не будет. И ещё она активно нас убеждала не покупать пельмени, потому что мясо, которое содержится там, не проходит такой основательной проверки. Собственно, это было уже перед тем, как мы отправились домой.
Так что можно сказать в итоге? Вроде бы поводов для паники действительно нет, но может быть такое, что это просто пока, ведь, как известно, дыма без огня не бывает. И всё же будем надеяться, что бдительный контроль над изменением цен на рынке сможет опровергнуть эту поговорку, ну а мы будем усиленно следить за всеми последующими проверками.