Герой сегодняшнего выпуска нашей почти еженедельной рубрики – известный кемеровский журналист Максим Горданов. Для него музыка значит чуть больше, чем для многих остальных меломанов, что вполне объяснимо: в "Тёмной стороне Луны" он рассказывал о музыкальных новинках и редкостях ещё тогда, когда ты пешком под стол ходил. И до сих пор рассказывает. Правда, поступили мы с ним крайне кощунственно и жестоко: из миллиона любимых песен заставили выбирать всего десять. Хотя в конце всё же смягчились и нашли место для бонус-трека. Итак, встречайте – Максим Горданов!
Десять самых любимых и важных песен для настоящего меломана выбрать невозможно, так как, если ты постоянно слушаешь музыку в течение многих лет и развиваешься вместе с ней, эта очень условная "десятка" меняется. В какой-то период тебе важны одни песни, спустя сколько-то лет – другие. Я попробую выделить десять композиций, которые слушаю с удовольствием и считаю образцовыми песнями, неизменно цепляющими, как и много лет назад. Подчеркну, что все они не относятся к хронологически новой музыке, то есть к тому, что реально играет в моём плеере, когда я готовлю свежие выпуски программ. В этом списке те песни, которые прошли проверку временем. Ставлю их преимущественно дома на виниле и CD для вдохновения, вспоминая что-то важное, и просто потому, что искренне люблю. В данном списке намеренно не оказалось ни одного произведения русскоязычных артистов, иначе я бы точно не справился с задачей выбрать всего десять самых-самых.
Gordanov by polyudov on Grooveshark
Когда я впервые в юности услышал "малиновых королей", то сразу понял, что весь остальной условный "арт-рок" – это либо что-то откровенно надуманное и пафосное, искусственно усложнённое, вроде Pink Floyd (частично), Gentle Giant, либо совсем уж профанации в стиле, например, Yes. А здесь была реальная жизнь, воздух какой-то. Первый альбом King Crimson я послушал примерно 758 раз, но эта песня с пластинки "Red" – особенная. Трогательная мелодия, сложно структурированное развитие, а в финале – настоящий катарсис. С тех пор я слежу за группой постоянно, как и за сольным творчеством Роберта Фриппа, его совместными работами с Брайаном Ино и другими хорошими музыкантами.
Мой музыкальный вкус начал формироваться в 80-е, и, естественно, я слушал весь стандартный хард-рок-набор: Deep Purple, Led Zeppelin, Uriah Heep и так далее. Но по отношению к Black Sabbath мои чувства живы до сих пор. Четверо парней, придумавших себе пугающий имидж, с помощью всего-то вокала, гитары, баса и ударных по сути изобрели весь современный тяжёлый рок, позже разветвившийся на многочисленные подвиды "метала". Очень сильно мне нравятся их первые два альбома и вот этот – "Technical Ecstasy". В первую очередь из-за попытки найти новые формы. Одна из таких – песня в исполнении барабанщика Билла Уорда. Она настолько диссонирует с тогдашней привычной канвой Black Sabbath, что, слушая впервые альбом на кассете, мы с друзьями подумали, что в киоске звукозаписи напутали и нагло разбавили наш любимый рок, тем более пел-то не Оззи!
Великая (если не величайшая), наряду с Kraftwerk, немецкая группа. Одна из первых, с помощью которой я узнал о существовании "другого арт-рока". Хотя к последнему понятию Can вряд ли относятся. Формально немцы играли krautrock – психоделик с характерным пульсирующим ритмом и значительной долей электронных инструментов. Наряду с ними, в Германии тогда существовало несколько не менее важных коллективов, но Can – самые любимые. Каждая их пластинка –особенная, но "Soon Over Babaluma" буквально затёрта до дыр. Стоит отметить, что каждый из участников Can записал изрядное количество великолепных сольников, особенно Хольгер Шукай. Послушайте его совместные работы с Дэвидом Сильвианом, не пожалеете.
Из-за того, что песен нужно выбрать всего 10, пришлось кидать монетку, кого поставить на четвёртое место: Creedence или Shocking Blue? Выпало первое. Этих ребят я готов слушать поистине бесконечно. Недавно даже приобрёл пару виниловых пластинок, в придачу к старым. Не знаю, в чём их магия. Может быть, в том, что они писали свои песни на каком-то удивительном драйве, мало заботясь о том, сколько заработают денег. Их несло вперед легко и непринуждённо, ровно так они и слушаются. Короли "каджуна" реально пережили своё время и лучше всех исполнили кавер на "Я заколдовал тебя" "Screamin`" Джея Хокинса. Она стала эмоционально другой – даже лучше, чем у бессмертного автора.
Когда один известный петербуржец начал свою музыкально-миссионерскую деятельность и наводнил магазины пластинками со странными и незнакомыми названиями, в купленной пачке оказался конверт с надписью "Тромбон из меч-рыбы". Опустив иглу на дорожку, я испытал очередное музыкальное перерождение и с тех пор многие пластинки прежних кумиров не слушал никогда. Потом уже стало известно, что в доску свой кабацкий пьяница, блюзмен и ловелас чудесным образом, благодаря ангелу-супруге, изменил стиль и придумал целый отдельный мир. Условно, есть Том Уэйтс до 1982 года, есть – после. Вот это "после" изрядно и навсегда повлияло на многих, как и на меня. Гарик Сукачёв вообще полностью его скопировал, но это – не главное. Если у вас есть душа, то вы точно плакали хотя бы от одной песни Тома. Пусть этого никто и не видел.
Ещё один персонаж, ответственный за то, что мне стало интересно искать новую музыку, копать глубже и просто не обращать внимания на слащавую попсу и одиозный хард. Зачем, когда есть столько интересного? Катушку фирмы "Тасма" с альбомом Кейва "Your Funeral, My Trial" мне дал послушать светлой памяти друг и наставник Игорь Давлетшин. Сначала я вообще не понял, что это такое. Это что – рок, блюз, размытый панк? Когда "врубился", то назад дороги не было. Каждая новая пластинка Кейва становилась сакральным событием, особенно до середины 1990-х годов. Альбом "Henry`s Dream" я считаю абсолютно лучшим его произведением, там каждая песня важна, но эта – номер один.
На седьмом пункте вообще всё стало сложно. Здесь могли оказаться Joy Division, The Clash, Swans, The Fall, Siouxsie & The Banshees, Cowboy Junkies, Minimal Compact и много кого ещё. После Joy Division, The Smiths, безусловно, самая важная английская группа последних 35 лет. Стивен Патрик Моррисси – блестящий рок-поэт, Джонни Марр – достойный того же эпитета гитарист. Они придумали соединить внешне беспечный гитарный поп с глубокой внутренней депрессией, безысходностью и одиночеством, чем точно попали в настроение своего поколения. Как оказалось, эти песни важны до сих пор и действуют безотказно. Главное – хотя бы немного понимать, о чём именно поёт Моррисси.
Здесь не столько о группе, сколько о жизненной философии одного человека. Зовут его Genesis P-Orridge. Когда-то он в составе Throbbing Gristle придумал индустриальную музыку, затем создал "Храм психической юности" и экспериментальную группу Psychic TV, существующую до сих пор. Для Пи-Орриджа творчество не имеет вообще никаких границ, то есть говорить о стиле в данном случае бессмысленно, потому что всё будет узко. Psychic TV играли, например, гениальный, записанный в спальне на магнитофон lo-fi; эталонный acid-house; убивающий всё живое noise и психоделический ambient, которому по ту строну горизонта рукоплескал Сид Барретт. Ныне Дженезис придерживается идеи пандрогинности и в некотором смысле олицетворяет мужское и женское начало одновременно. В числе его друзей были Coil (те, кто тоже должен был появиться в этом списке). Но, чтобы особенно не шокировать людей неподготовленных, я выбрал из огромного количества его произведений трек с участием польской артистки Астрид Монро.
В 80-е годы прошлого века, когда понятие "альтернативная музыка" было актуальным среди прочих, появился культовый ныне лейбл 4AD. Records, подаривший миру Cocteau Twins, Dead Сan Dance, Pixies, Lush и так далее. Одним из его основателей был эстет и меломан Айво Уоттс-Рассел. Собрав вокруг себя широкий круг нетривиальных музыкантов, он придумал собственный проект This Mortal Coil, в котором принимали участие сразу все артисты лейбла. Получился изящный и точный портрет, а из трёх альбомов лучшим стал первый "It`ll End In Tears". На нём песню Тима Бакли "Song To The Siren" исполнила Элизабет Фрэйзер, скромная и застенчивая обладательница волшебного голоса, участница Cocteau Twins, работавшая с Massive Attack. Песня буквально пригвождает к месту силой и красотой вокала.
Одна из пяти моих самых-самых любимых групп. Была основана в Берлине, а название получила по фильму Ларса фон Триера "Элемент преступления". Первые альбомы продюсировал сам Джон Кейл, и они были англоязычными. Под строчками одной из песен "Всё, что нам нужно, – это долгое долгое лето", думаю, подпишется любой наш земляк. Позже Element Of Crime стали исполнять такие романтичные, душевные "зонги", вдребезги разбивающие миф о том, что немецкий язык – грубый, жёсткий и не тёплый. Истинное счастье я испытал, встретившись в Берлине с лидером группы Свеном Регенером, который ещё и писатель по совместительству. "Зонги" Element Of Crime о том, что, если есть в кармане пачка сигарет и бар по пути, всё не так уж плохо. И что любовь действительно самка собаки.
Спасибо редакции за ставший возможным одиннадцатый пункт списка, хотя я просил минимум пятнадцать. Marianne Faithfull выиграла заключительную строчку у гениального альбома "Songs For Drella" гениальных Лу Рида и Джона Кейла, записанного ими в честь гениального Энди Уорхола. При упоминании Marianne Faithfull в первую очередь вспоминают, что она была музой Мика Джаггера. Ну была и была, а песню "As Tears Go By" спела лучше, чем Rolling Stones. С годами голос певицы аристократических кровей стал надтреснутым, а высказывания –пронзительнее и мудрее. На записанном вместе с Дейвом Стюартом альбоме "A Kissing Time" есть вот это посвящение Мэриэнн своей равновеликой подруге, тоже безмерно любимой мною певице Нико. К данному произведению особых комментариев у меня нет. Это просто круто – и всё.