"В России – три беды: дураки, дороги и SMS-спам", – именно такой "компонент" хочется добавить в известное выражение сейчас, в XXI веке. Ведь проблема получения назойливых сообщений от служб заказа такси, банков, магазинов не исчезает даже после вступления в силу поправок в закон РФ "О связи". С этого момента прошло уже больше месяца (ожидаемый "вздох облегчения" россияне должны были издать 21 октября), но все мы почему-то не ощутили радости от правовых нововведений. Например, корреспонденты Vsё42 массово заглянули в свои мобильные телефоны и обнаружили кучу "смсок" уже после дня "икс". После чего решили, что непременно нужно разобраться, как можно отразить атаки навязчивого мобильного "врага".
Для начала мы решили немного окунуть дорогих читателей в историю (так, для справки) и рассказать (или напомнить, если кто-то знает, но забыл), откуда у спама, в общем-то, ноги растут. А растут они из далёкого 1936 года, когда слово SPAM появилось от английского сокращения "острая ветчина". Оно стало товарным знаком мясных консервов одной из торговых компаний. После Второй мировой войны тонны просроченной продукции нужно было как-то кому-то продать, и производитель провёл масштабную рекламную кампанию, и о залежавшихся мясных "деликатесах" знали на каждом углу. Почти сразу после этого слово стало нарицательным.
Современный спам – противник, скажем так, неудобный. Он нападает на нас со всех "флангов": по телефонным звонкам, через агентов, которые, как только откроется входная дверь, начинают лить на уши потенциальных клиентов елей, ну и, конечно, посредством SMS-сообщений.
Юрист Иван Покачалов рассказывает, что проблема с SMS-спамом возникла одновременно с появлением сотовых телефонов и функцией передачи текстовых сообщений.
– Законодатель долго не предпринимал никаких решительных действий, связанных с навязчивой рекламой и SMS-спамом, видимо, потому, что само распространение сотовой связи в России происходило крайне медленно. Но в мае этого года Государственная Дума в первом же чтении приняла ряд поправок к Федеральному закону № 126-ФЗ "О связи", – сообщает Иван Покачалов.
А решили бороться в нижней палате парламента с этой разновидностью (не побоимся этого слова) "втюхивания" рекламы следующим образом.
Согласно принятым изменениям, юридические лица, которые собираются реализовывать SMS-рассылку, обязаны заключить с оператором мобильной связи договор об услуге. К тому же, организация-"спамер" должна получить в пользование именной номер, то есть обычные десятизначные номера оказываются под запретом. Плюс ко всему, заказчику нужно "заработать" согласие абонента на получение рекламных сообщений (в него входят документальная подпись пользователя и согласованная двухуровневая авторизация через "смски").
Всё это ведёт вот к чему. В случае если однозначного и утвердительного ответа получено не было, "жертва" SMS-спама может обратиться в Управление Федеральной антимонопольной службы и пожаловаться на недобросовестных рекламораспространителей. В то время как мобильные операторы должны блокировать "чужеродные" рассылки, хотя раньше на это права у них не было. В теории это выглядит так, но на практике, судя по всему, пока не применяется.
Например, ООО "Домашние деньги" до сих пор шлёт сообщения о том, что "проще позвонить, чем у кого-то занимать". В первые дни после вступления в силу поправок в закон "О связи" можно было сделать какие-то поблажки относительно разницы во времени с Москвой или попыток "привыкнуть и притереться к новому". Но проходит неделя, вторая, месяц, а надоедливые сообщения с разных десятизначных номеров (что, напомним, незаконно) продолжают заполнять память мобильника. И это – только один из множества примеров.
Так что же делать? Как отразить нападение "спам-противника" и выйти из этой войны победителем? За ответами на эти вопросы корреспонденты Vsё42 обратились в Кемеровское УФАС. Пресс-секретарь ведомства Анна Дрешер отметила, что не все "заказчики" спама уходят от ответственности, и привела статистику по делам и заявлениям в отношении распространителей рекламы посредством SMS.
– Итак, с 2013 года поступило более 200 обращений, возбуждено 140 дел. Выдано штрафов на сумму 2,5 миллиона рублей. Остальные дела – в стадии рассмотрения.
Также Анна Дрешер рассказала, какие приёмы нужно применять против недобросовестных рекламщиков.
Нужно внимательно смотреть, куда вы ставите галочку, когда оформляете карты, например, в магазинах одежды. Ведь всегда можно отказаться от рассылки. Другое дело, когда вы не подписывались на "новости" компании, а реклама вам всё равно приходит.
Для того чтобы избавится от навязчивого спама, нужно обратиться к компании с просьбой исключить вас из рассылки и поступающих телефонных звонков. Именно к компании, а не к распространителю рекламы: это разные вещи. Ведь может случиться так, что, когда вы ответите на тот номер, с которого вам пришло сообщение, с вашего счёта снимутся деньги.
Также можно позвонить мобильному оператору и заблокировать номера, с которых приходят "смски". Ну, или же воспользоваться опцией "Чёрный список", который есть почти у всех современных телефонов (правда, сделать это можно на ограниченное количество номеров). Конечно, при возникновении подобных ситуаций нужно обращаться в УФАС.
Федеральная антимонопольная служба разработала программу "РосСпам", доступную для всех устройств на платформе Android. С помощью этой программы можно автоматически переслать спам-сообщение в антимонопольную службу.
Если технической возможности воспользоваться интернетом у вас нет, по-прежнему можно подать заявление непосредственно в территориальный орган – принести лично или направить почтой в Кемеровское УФАС России по адресу: 650000, улица Ноградская, 5, 3 этаж.
Для этого необходимо:
- написать заявление с указанием номера телефона, на который поступило сообщение;
- указать номер телефона или буквенного обозначения, с которого поступила реклама);
- направить изображение самой рекламы (фотография, скриншот-копия SMS-сообщения);
- подтвердить факт поступления сообщения (например, детализацией услуг связи от оператора) либо дать письменное согласие на получение антимонопольным органом информации о звонках;
- предоставить информацию об отсутствии согласия на такую рассылку.
Что касается мобильных операторов, то они отреагировали на поправки довольно быстро. Корреспонденты Vsё42 выяснили, как представители сотовой связи в Кемеровской области готовы к борьбе с нарушителями.
Компания Tele2 запустила бесплатный сервис "Антиспам-SMS" уже 21 октября. Для того чтобы воспользоваться им, абонент может отправить сообщение на короткий номер 345 с текстом, содержащим номер или имя адресанта (к примеру, 89********* или Taxi376).
Оператор мобильной связи "МегаФон" создал "SMS-Фильтр". Для подключения услуги необходимо отправить либо бесплатное сообщение на номер 5320 со словами "вкл" или "оn" (вне зависимости от регистра), либо USSD-запрос на *532*1#. Для последующего добавления нежелательного рекламораспространителя в список "нон-грата" нужно пожаловаться на номер 5320 с указанием буквенного или цифрового отправителя (по тому же принципу, указанному в предыдущем пункте).
"Билайн" же запустил бесплатную интеллектуальную платформу "Антиспам-защита". Для добавления SMS-жалобы необходимо отправить на 007 сведения о номере, с которого пришла рассылка, текст сообщения, а также дату и время получения.
И, наконец, МТС предоставляет своим абонентам сервис "Антиспам". Чтобы отправить жалобу, необходимо переслать без изменений рекламное сообщение на 6333. Вам придёт SMS с запросом имени или номера отправителя спама. В течение 10 минут после полученной от оператора "смски" необходимо отправить ответ на запрашиваемые сведения. После этого вам поступит уведомление о подтверждении услуги.
В общем, серьёзные законодательные попытки оградить россиян от настойчивых компаний и нанимаемых ими рекламораспространителей уже появились. Но, пока правовой механизм запускается, противник может напасть "без объявления войны". Поэтому сражаться с ним без государственной подмоги стоит не на жизнь, а на его смерть. То есть биться до тех пор, пока враг не ретируется, убегая с поля боя с позором и крупным штрафом от УФАС или с возбуждённым в отношении него уголовным делом.