Как вы думаете, что такое «легковая» лошадь?
До войны едва ли не каждый кемеровский мальчишка умел сидеть в седле, запрягать лошадь и управлять ею. Конные повозки были частью городского пейзажа вплоть до конца 50-х годов.
Любопытная деталь: в 1940 году в городе проживало 150 тысяч человек, а автомобильный парк насчитывал всего тысячу автомобилей (включая грузовые, легковые и даже два такси). То есть в среднем получается одна машина на 150 горожан.
А вот лошадей насчитывалось более 15 тысяч. Они «работали» на шахтах, заводах, фабриках. Больницы, школы, торговые предприятия, милиция, пожарные части также имели свои конные дворы. Например, на мехзаводе в конюшне можно было насчитать сотню лошадей, а на лесопилке - две сотни.
Гужевой транспорт делился на «грузовых» и «легковых» лошадей. Последние предназначались для начальства. Как правило, «грузовых» лошадей кормили плохо, одной соломой, а вот «легковых» баловали, хотя работать им приходилось гораздо меньше. Интересны строки из жалобы заведующего конным двором мехзавода Васильева: «Третья часть лошадей конного парка, прикрепленная к работникам заводоуправления и начальникам цехов, больше простаивает без дела, чем работает. Бесцельно растрачивают рабочее время и кучера».
Каждое лето все кемеровские лошади были обязаны пройти ветеринарный контроль, своего рода «техосмотр». Владельцы приводили животных в сгонные места, предъявляли паспорт лошади (да-да, именно так он и назывался) и должны были иметь при себе ведро для воды и запас фуража на полсуток.
Так как лошадей в Кемерове тогда было гораздо больше, чем автомобилей, и передвигались они по одним и тем же городским улицам, то и ДТП случались часто. Обычно страдали возчики и лошади. Вот заметка из газеты «Кузбасс» за 9 февраля 39 года...
«4 февраля шофер автоколонны КТС Никитин вел по Советской улице автомашину со скоростью 30 км в час. Около мехзавода он нагнал подводы, груженые тесом. Вместо того чтобы сбавить скорость, Никитин на всем ходу сделал попытку обогнать подводы. В результате машина наскочила на подводу, Никитин поспешил скрыться, но возчик заметил номер грузовика, по которому и был найден шофёр».
Наверное, в наши дни газетные заметки о том, что какой-нибудь кемеровский завод выделил 20 телег для доставки школьников в пионерлагерь, вызывают улыбку, но в то время лошадь была таким же полноценным транспортным средством, как и автомобиль сегодня. Ну, типа «пикапа»…