Коррупция, ЕГЭ и гранты: проректор КузГТУ о начале учебного года

04 сентября 2014 г., 16:26

Первое сентября прошло, и, стало быть, тысячи абитуриентов наконец-то превратились в студентов, а приёмная комиссия свернула свою деятельность до следующего года. Все вузы страны вздохнули с облегчением: самая тяжёлая работа – позади, ну а самих новоиспечённых студентов потихоньку начинает отпускать страх не поступить и разочаровать родителей. КузГТУ – один из самых популярных кемеровских университетов, и корреспонденты Vsё42 встретились с его проректором по информатизации – Андреем Кречетовым, – чтобы поговорить о том, сколько абитуриентов поступило в этом году, чем плох ЕГЭ и как в "политехе" борются со взятками.

ЕГЭ или не ЕГЭ – вот в чём вопрос

– Как в этом году обстояли дела с приёмной кампанией? Есть ли отличия от предыдущих лет?

– В целом, приёмная кампания прошла, безусловно, удачно. Все контрольные цифры приёма выполнены: то есть мы набрали всех тех бюджетников, которых и должны были набрать, и всех тех контрактников, которых и планировали набрать. Наверное, это – самый главный показатель. Если говорить в сравнении с предыдущими приёмными кампаниями, то, конечно, есть некоторые отличия, которые носят объективный характер.

В этом году ребята сдавали ЕГЭ хуже, чем в прошлом году. Не потому, что плохо подготовились, а потому, что усилили контроль и строгость сдачи экзаменов. Это – одна из причин, по которой снизился средний балл наших абитуриентов. Однако наше снижение всё равно меньше, чем по России. Несмотря на это, минимальный балл для поступления остался прежним.

– Вообще как к ЕГЭ относитесь? Вы – его сторонник или всё-таки больше по душе старая схема приёмных экзаменов?

– Вопрос этот достаточно философский. Потому что, во-первых, наверное, уже нет альтернатив ЕГЭ – к сожалению или к счастью, – есть политика Министерства образования и науки, которая ориентирована именно на ЕГЭ, поэтому мало что зависит от нашего желания или нежелания.

Но, если говорить вообще в принципе, то, начиная с 2009-2010 годов, когда эту систему начали активно внедрять, мы действительно наблюдаем некоторое снижение каких-то навыков к решению задач. С одной стороны, она в какой-то степени несколько отрицательно сказывается на качестве подготовки абитуриентов. С другой стороны, конечно, нельзя отрицать и плюсы этой системы, потому что экзамен – единый, и он правда един для всех. С точки зрения предоставления равных возможностей – это хорошая система.

И мы надеемся, что те изменения, которые Минобразования вводит со следующего года – это сочинение и возможность учёта портфолио, – действительно позволят нам сделать набор в вуз более гибким и частично нивелировать те минусы, которые есть. Нам это важно, потому что мы, безусловно, заинтересованы в талантливых абитуриентах, причём с точки зрения технических навыков. Есть очень много ребят, с которыми мы сотрудничаем и которые в Центрах юношеского технического творчества собирают, например, мобильных роботов. Нам такие абитуриенты близки. Но часто у ребят-технарей не очень хорошо всё с русским языком, поэтому, если мы будем иметь возможность дипломы этих ребят учитывать, – потому что есть такие, кто достигает высоких успехов в искусственном интеллекте тех самых роботов, – то это нам будет только на руку.

"Лучше" - значит "больше"

– Сколько человек в этом году подали документы именно в ваш вуз?

– Достаточно сложно сказать, какое количество наших абитуриентов было в этом году. Потому что система приёма, которая действует сейчас, позволяет подавать документы сразу в несколько университетов. Если судить по общему количеству заявлений, то, если в прошлом году у нас было 19% всех кузбасских ребят, которые подавали заявления в наш вуз, в этом году их уже больше 20%. К тому же, развитие университета становится всё более заметным не только в нашей области, но и в других регионах, и, в принципе, даже странах. Потому в этом году как никогда много поступивших из российских городов вне Кузбасса и из стран СНГ. Может быть, в ближайшем будущем появятся студенты из Китая и Европы.

– Что со специальностями – они остались прежними или появились какие-то новые?

– Все специальности, которые предлагает университет в этом году, остались прежними. Но, конечно, мы – вуз, ориентированный на реальный сектор и на реальный бизнес, поэтому мы не можем не откликаться на новые потребности. Каждый год у нас происходит расширение спектра специальностей, и в 2014-ом тоже появились новые профили подготовки. Это – реновация оборудования топливно-энергетического комплекса, сервис малых и средних предприятий.

– Не происходит ли так, что, когда появляются новые специальности, востребованность старых просто отпадает?

– Если говорить в целом, то все направления университета востребованы, но, конечно, немного по-разному. Но вот наибольший интерес в настоящее время, если судить по количеству заявлений и баллов, вызывают специальности и направления подготовки, связанные со строительством, с химией и нефтехимией, которые у нас активно развиваются, и с электроэнергетикой. Мы наблюдаем такую тенденцию: чем лучше какая-нибудь отрасль экономики себя чувствует, тем больше абитуриентов по этой специальности.

Наука и жизнь

– Работа филиалов так же эффективна? Или большинство всё же предпочитает им головной вуз?

– Популярностью пользуются и наши филиалы, но тут есть особенности, связанные с работой Министерства по оптимизации филиальных сетей. Сейчас они успешно работают и позволяют закрыть потребности в высшем образовании у тех людей, которые, возможно, не всегда способны отправить учиться ребёнка в другой город. В любом случае, наши выпускники в других городах не являются менее качественными, чем выпускники головного вуза.

Из городов, где есть наши филиалы, нередко приезжают учиться и именно к нам, – примерно 50% абитуриентов. И во многом, конечно, это зависит от возможностей семьи.

– Научная-то работа кипит? Каких успехов уже удалось добиться в этом направлении?

– Научная деятельность идёт очень активно. В какой-то степени нам проще, чем остальным университетам, потому что, как я уже говорил, мы ориентированы на реальный бизнес, который есть у нас в регионе. И в связи с тем, что мы закрываем все отрасли экономики, достаточно успешно сотрудничаем со всем спектром промышленных предприятий, которые есть в Кузбассе.

Лидером, разумеется, является горная отрасль. Причём речь идёт и о технологии, и об обогащении, и об оборудовании, и о ремонте, – весь этот большой список вопросов, которые связаны с угольной промышленностью. Эта отрасль включает в себя не только добывающие предприятия, но и целый комплекс других взаимосвязанных отраслей. К примеру, это автотранспорт. Ведь автотранспорт – это не только то, что мы видим за окном и на чём добираемся на работу. Это ещё и карьерные самосвалы типа "БелАЗов", и машины технологические. И мы обучаем ребят, которые эксплуатируют эту технику.

Есть ещё такая область, как логистика, которая сегодня популярна в коммерции. Но ведь есть ещё и производственная логистика, ориентированная не на поставку товаров, а на технологию транспортных процессов.

Активно развивается машиностроение. Как ни крути, для того чтобы достать уголь, нужна машина – либо комбайн, либо конвейер, либо экскаватор, либо что-то ещё. Но её нужно сделать, а после – обслуживать и ремонтировать. Мы и тут ведём научную деятельность. Список можно продолжать долго. И вот наличие такого большого комплекса отраслей и хороших связей позволяет достаточно активно вести и развивать нашу научно-исследовательскую деятельность.

Одним – гранты, другим – взятки

– Что нужно для того, чтобы в науке чего-то добиться? Это – командная работа или всё-таки больше везение? К примеру, как было с Иваном Королёвым?

– Иван Королёв – наш аспирант, получивший стипендию Евросоюза, – это не просто везение, а результат системной работы. Потому что мало быть талантливым студентом, аспирантом или молодым учёным, необходимо, чтобы были созданы условия для мобильности и работы. Мы много над этим трудились, и такие случаи происходят всё чаще. Более того, уже сейчас есть ребята, которые учатся в Китае, в странах Западной Европы. Большое количество наших сотрудников проходит стажировки за рубежом. Конечно, Иван – это один из выдающихся примеров, но, тем не менее, не единственный. Это – та самая системная работа, которая только будет расширяться. Мы хотим, чтобы наши сотрудники не только придумывали что-то интересное, но и чтобы потом это продавали.

– Насколько востребованы выпускники КузГТУ и как обстоит дело с их трудоустройством?

– При желании, для любого студента не составляет больших сложностей трудоустроиться после выпуска. Всё зависит от самого человека. Есть ребята, которые активно в процессе обучения занимаются, и есть примеры, когда выпускники становятся, пусть не такими большими, но начальниками. Речь не о том, что имеется возможность карьерного роста, а о том, что имеется возможность хорошего старта карьеры.

Конечно, мы отслеживаем эту ситуацию, и, если говорить о технических специальностях, более 95% устраиваются по своей профессии: ситуация сегодня достаточно стабильна в этом плане. Кризиса перепроизводства по самым популярным специальностям быть не может, потому что количество выпускников стабильно год от года. Порядок цифр не изменяется на протяжении последних нескольких лет.

– Ну и, конечно, нельзя не спросить об истории с преподавателем, которого обвиняют в получении сразу девяти взяток. Как с подобными случаями борется комиссия по противодействию коррупции, созданная в университете?

– В первую очередь мы обеспечиваем открытость всех процессов, которые происходят в университете. Действительно, проблема коррупции, к сожалению, есть, но не только для высшего образования, а в целом в стране пока остаются такие проблемы. Руководство обращает серьёзное внимание на неё и прикладывает немало усилий для предотвращения всех этих неблагоприятных случаев. У нас создана комиссия и разработан план, который нацелен в первую очередь на эффективность обратной связи всех участников процесса, для того чтобы максимально препятствовать проявлению коррупции. Эффективность обратной связи – это возможность и для студентов, и для их родителей, и для преподавателей доводить до сведения руководства о случаях (если таковые имеются), которые нужно предотвращать.

Фото: Александр Патрин
Автор: