Отдых для нас – это святое. И нет, наверное, ничего более огорчительного для жителя Сибири, когда этот самый отдых, да ещё и у теплых морей, накрывается, уж простите, медным тазом. Не по вине жителя – по вине турфирмы.
Да ещё и такой, на которую, что называется, "не подумаешь": с достаточно надёжной деловой репутацией, существующую на рынке уже не первый год. Однако на сей раз именно так, похоже, и произошло. Корреспонденты Vsё42 попытались разобраться в ситуации – а она, чего там греха таить, сложна и запутана.
Итак, живёт на свете кемеровчанин Дмитрий. И вот пришло ему в голову нормальное такое желание – отправить семью на отдых в теплые края, в Турцию. После долгих раздумий выбрано было идеальное время – конец июля. И идеальная, как тогда казалось, турфирма – ООО "Ривьера". Да, та самая "Ривьера", которая на рынке работает давно, репутацию имеет устойчиво надёжную – не какая-нибудь там безвестная однодневка, короче говоря. Да и отзывы о фирме в интернете очень даже неплохие (народ всегда хорошо о ней отзывался).
Да, кстати, и руководителя этой турфирмы в Кузбассе прекрасно знают, в том числе и журналисты, и, кажется, все с исключительно положительной стороны. Галина Семёновна Руднева не просто директор уважаемой "Ривьеры", но по совместительству ещё и руководитель структуры под названием КАТИ – Кузбасской ассоциации предприятий туристской индустрии.
И в этом качестве она всегда охотно и довольно активно выступала в качестве "спикера" – давала комментарии по различным "острым" туристическим темам. Например, стоит ли кузбасским туристам ехать в Таиланд, коль скоро там волнения. Ну или в ту же Турцию: страна ведь тоже периодически беспокойная. При этом Галина Семёновна часто не забывала добавить: в любом случае обращаться надо лишь к "проверенным", достойным доверия турфирмам. Справедливое утверждение, кто бы спорил...
Вот Дмитрий как раз и обратился. Всё было в порядке, путевки "проплатили", семья настроилась на хороший летний отдых. И вот за несколько дней до отлета, когда одной ногой уже в Турции были, а минареты прекрасного Стамбула маячили невдалеке, внезапно начались нехорошие странности. В частности, выяснилось, что приобретённые билеты никто семье Дмитрия не пришлёт. Хотя должны были. Галина Семёновна, по утверждению кемеровчанина, отговаривалась полным незнанием: мол, попросту не в курсе.
Однако Дмитрий уже "пошёл по цепочке": не поленился съездить в аэропорт, где и выяснилось, что никто его семье места в самолете не бронировал и, естественно, ни за что не платил. А чуть позже, после звонка в турецкий отель, оказалось, что и там не "уплочено" – нет брони на ваши фамилии, извините.
Свою грустную историю (потеряно около 150 тысяч) Дмитрий рассказал в интернете. Впрочем, это лишь присказка, а сказка ещё впереди. Скажем, после всех "расследований", когда клиенту захотелось высказать в лицо турфирме и её директору своё… гм… недоумение, внезапно оказалось, что высказывать-то и некому.
"Ривьера"-то до сих пор существует в природе, но на телефоны никто не отвечает, а офис фирмы на Кузнецком проспекте, 17 закрыт. Корреспонденты Vsё42 не поленились, проверили, – и впрямь не отвечает никто. Хотя раньше с этим проблем, знаете ли, не было: всегда откликались, да ещё и с удовольствием.
Наконец дозвонились – попытки эдак с двадцатой. Правда, не до самой Галины Семёновны, а до безымянной сотрудницы турфирмы, которая и подтвердила: да, ситуация весьма серьёзная.
– По всей видимости, фирму будут банкротить, – сообщила наша собеседница. – Сейчас как раз собирают заявления о возмещении ущерба от клиентов – этим занимается один из учредителей. Сколько таких клиентов, не готова сказать, но точно не один – их несколько. Галина Семёновна? Она не может подойти к телефону: сильно занята!
Что ж, похоже, у "Ривьеры" возникли нешуточные проблемы. Иначе как объяснишь, что одна из авторитетнейших туристических фирм внезапно "окуклилась" и занимается тем, что люди недипломатичные называют просто и ёмко, – "кидалово"?
Косвенным же, но достаточно ярким, подтверждением этих проблем стало дело, рассматриваемое сейчас в Кемеровском областном арбитражном суде.
– Речь идёт об исковом заявлении открытого акционерного общества Коммерческий банк "Соколовский" к обществу с ограниченной ответственностью "Туристическая фирма "Ривьера", – рассказала Vsё42 помощник председателя суда Анастасия Каверзина. – Конкретно решается вопрос о взыскании с турфирмы долга – более чем двух с половиной миллионов рублей.
Итак, что мы знаем? "Ривьера" задолжала банку – и задолжала солидно. Может статься, что в этом и есть корень всех проблем фирмы. И всё бы ничего, но стали эти проблемы теперь ещё и головной болью её клиентов: публичный сигнал тревоги подал вроде бы один Дмитрий, но есть, как видите, и другие пострадавшие. Возможно, фирма всё и возместит в добровольном порядке – сейчас будто бы есть такая надежда. В противном же случае, всем неудачливым клиентам придётся столкнуться с безрадостной, прямо скажем, перспективой судебного разбирательства.
– Могу сказать, что на возмещение ущерба пострадавшие от действий недобросовестной турфирмы могут рассчитывать примерно в 90 процентах случаев, – таково мнение кемеровского адвоката Ивана Морохина. – Обычно суды выносят решение в пользу клиентов фирмы. Другое дело, что, если даже фирма будет расплачиваться своим имуществом и активами, тут ведь средства тоже ограниченные. И, в том случае, если потерпевших много, может сложиться ситуация, когда сумма ущерба попросту не будет полностью выплачена. Грубо говоря, выйдет там по пять рублей на человека…
Как будут развиваться события дальше, мы обязательно будем следить. А пока можно лишь с грустью констатировать: произошла очередная неприятная история, развивается которая по вполне привычному сценарию. Десятки уже таких случаев по России, а то и сотни.
И, что ещё более печально, никто от такого не застрахован. Любой может стать её "героем", той самой "потерпевшей стороной". Нет, можно, конечно, этого избежать, если весь отпуск на диване пролёживать. Но это уж совсем на любителя, такое не всякому ведь пожелаешь.