Приёмная кампания в кемеровских вузах сейчас – в самом зените. Вовсю идёт приём заявлений с результатами ЕГЭ впридачу, а кое-где начались уже так называемые внутренние экзамены, дополнительные по отношению к единому государственному.
В общем, настоящая страда "универская": абитуриенты волнуются, родители глотают валидол, преподаватели сурово хмурят брови, ну а все остальные за этим наблюдают. Корреспонденты Vsё42 взяли да и проехались по нескольким крупным вузам кузбасской столицы, чтобы посмотреть, как же там обстоят дела с "приёмом".
Кемеровский государственный университет – заведение по нашим меркам престижнейшее, с МГУ вровень. Вот вы смеетесь, а меж тем, по словам ответственного секретаря приёмной комиссии КемГУ Марии Леуховой, есть в этом году поданные документы и от жителей стольного российского града.
Правда, совсем немного, но они есть – и, кстати, дело это – постоянное: почти каждый год так. Так что и в столицах наш "универ" котируется, а уж в соседних регионах – подавно: есть заявления о приёме из Хакасии, Красноярского края, Республики Алтай.
Да и из окрестных государств – тоже. Хотя кое-кого из таких абитуриентов и иностранцами уже не назовешь.
– Вот есть шесть заявлений от граждан Украины, – говорит Мария Леухова. – Тех самых, что в качестве беженцев приехали к нам в Кузбасс. Они решили получать образование здесь. Кстати, вот ещё такой любопытный момент: самое первое заявление, поданное в эту приёмную кампанию 20 июня, было знаете откуда? Да из нового российского региона, Республики Крым!
Едут поступать в КемГУ и из среднеазиатских республик. Вот, например, пять решительных парней, которые приехали аж из неблизкого таджикского города Худжанда. И есть у них чёткие планы – получить высшее образование в России. Да не какое-нибудь, а филологическое!
– Очень интересуюсь русской филологией, хочу её изучать, – рассказывает абитуриент Курбанали Шорасулов. – Считаю, что шанс поступить у меня есть, да и у остальных наших ребят – тоже. Что потом? Трудно пока сказать, но, если будет возможность, останусь работать в России. Возможно, что и по полученной специальности.
Что ж, удачи, будущий филолог Курбанали. Это, понятно, всё же экзотика, а основная часть абитуриентов КемГУ – из Кемерова и прочих кузбасских городов и сёл. Все они претендуют на 831 бюджетное место и на более чем 700 контрактных. Впрочем, число мест на контракт – понятие приблизительное, поскольку часто определяется "по ходу пьесы", и точно будет определено лишь к концу августа. А вообще, уже 30 июля должны быть подписаны первые приказы о зачислении. Касаться они будут так называемых "целевиков" и обладателей разнообразных льгот. А позже, в августе, и все остальные "подтянутся".
Между прочим, с количеством заявлений, как говорят в приёмной комиссии КемГУ, у них всё хорошо: уже по состоянию на 15 июля подано на 30% больше, чем в прошлом году. И это несмотря на "демографическую яму" и прочее подобное.
– Традиционно большой конкурс на такие специальности, как экономика, юриспруденция, политология, – говорит секретарь комиссии. – Например, у политологов конкурс составляет 16 человек на место, у юристов – девять. Да и у журналистов неплохой – целых шесть человек.
А вот и другой гигант регионального высшего образования – Кузбасский государственный технический университет. Здесь, как рассказала корреспонденту Vsё42 технический секретарь приёмной комиссии Мария Степанова, в этому году – 884 бюджетных места. Плюс более 700 мест контрактных, распределяемых по конкурсу.
– Из года в год у нас остаётся несколько наиболее популярных специализаций, – рассказывает Мария. – Охотно поступают абитуриенты в строительный институт КузГТУ, институт химических и нефтегазовых технологий, горный институт. Ещё одна популярная специализация – экономическая безопасность. Везде конкурс – несколько человек на место.
Разброс абитуриентов в "политехе" тоже очень широк: тут есть поступающие из Новосибирска, Томска, Тывы. А один человек даже, говорят, из далекой Республики Саха (Якутии) приехал. Понятно, что и Средняя Азия "в тренде", и бежавшие от украинской войны есть – два беженца выразили в этом году желание начать обучение в стенах КузГТУ.
Но основная "клиентура" университета – это опять же местные жители. Недостатка в абитуриентах-земляках и в самом деле нет.
– Я приехала из Киселёвска, – рассказывает вчерашняя школьница Юлия Лянгузова. – Хочу поступить в один из кемеровских вузов – соответственно, документы сразу в несколько мест подала. Но "политех" предпочтительнее всего: моей специальностью здесь будет государственное и муниципальное управление. Есть ли шансы поступить? Ой, не знаю! Но надеюсь.
Всё в плане окончательных результатов зачисления решится в КузГТУ в середине августа. Уже 15-го числа должен выйти приказ за подписью ректора со списком зачисленных контрактников. Со списком бюджетников – ещё раньше.
Толпятся взволнованные абитуриенты и в коридорах Кемеровской государственной медицинской академии. Ну, или не особенно взволнованные – вот, скажем, житель Гурьевска Иван Алексеевич Соколов, приехавший в Кемерово поступать, вполне в себе уверен и спокоен.
– Почему да почему? – отмахивается он от назойливых журналистов. – Да потому что это мечта моя – лечить людей, помогать им. Поэтому и поступаю на лечебный факультет. Правда, ещё кое-куда документы подал, но это – мой основной вуз. Думаю, что сюда в итоге и поступлю.
Примеру Ивана Алексеевича намерены последовать в этом году многие. Правда, темпы подачи заявлений и документов на сей раз членов приёмной комиссии немного разочаровывают: в прошлом году абитуриентов было побольше.
– Тут, конечно, демографический спад своё слово сказал, – считает ответственный секретарь комиссии Юлия Пеганова. – Но всё равно количество заявлений – приличное. Особенно если учесть, что число мест у нас далеко не гигантское – 402 бюджетных и 320 контрактных. Среди поданных заявлений есть и "иностранные" – 24 таких, в основном, из Средней Азии. Есть также ребята из Тывы, Алтая, Хакасии.
Впрочем, насчёт "ребят" тоже не всё так просто: не все абитуриенты – 17-20 летние парни и девушки, есть представители и более поздних возрастов. Вот, к примеру, знаменитый по Кузбассу абитуриент-"долгожитель" Борис Муллабаев. Этот 52-летний житель Прокопьевска поступает в КемГМА вот уже пятый год подряд – в основном, на стоматологический факультет. И, что характерно, предыдущие два раза он поступил, был зачислен в академию, однако к учёбе так и не приступил. Попросту не приехал, так и остался в Прокопьевске. Очевидно, человеку важен сам факт того, что он поступает, а дальше уже неинтересно становится. Старый такой, опытный "камикадзе".
– Впрочем, на сей раз он, кажется, серьёзно настроен, – смеется Юлия Пеганова. – Сдал нам свежие результаты ЕГЭ, уже за нынешний год. Поступает опять-таки на стоматологический. Посмотрим, что будет…
Как признаются в приёмной комиссии, далеко не все абитуриенты чётко представляют себе, куда и зачем они идут. Нет, большинство преисполнено самых лучших намерений, но…запросто могут спутать профессии, скажем, врача-терапевта и провизора. Проще говоря, хотят люди в медицину пойти, но с точным выбором не определились, лишь с магистральным направлением. А выбирать надо, иначе никак.
Хотя кое-кто в своих предпочтениях твёрд – вот, на стоматологический факультет конкурс немаленький, а там всего-то 37 бюджетных мест.
– Но у нас на все факультеты конкурс есть, – рассказывает секретарь комиссии. – Между прочим, у нас в этом году ещё и новая специализация появилась – "высшее сестринское образование". Бакалавриат, четыре года надо обучаться. Пока только контракт там, но в дальнейшем, возможно, и бюджетные места появятся. А идти туда не только девушкам можно – молодым людям тоже путь открыт!
Врач – профессия почётная. Но работать в творческой сфере тоже многим хочется, и тому доказательство – активная приёмная компания в Кемеровском государственном университете культуры и искусств. Здесь, как говорит ответственный секретарь приёмной комиссии Александра Гук, речь идёт о 558 бюджетных местах.
– При том, что в 2013-м в КемГУКИ 549 мест было, но в этом году удалось добиться ещё девяти дополнительных "вакансий". Что же касается контрактных мест, то тут точное число назвать пока трудно. Их будет столько, сколько потребуют обстоятельства.
Так или иначе, но конкурс на некоторые специализации в "кульке" вполне приличный: это, прежде всего, – актерское искусство, режиссура театрализованных представлений и праздников, разнообразные "разновидности" дизайнерского мастерства. У тех же дизайнеров и до четырёх человек на место доходит. Но это никого из претендентов не останавливает, даже если у них и без того непростая житейская ситуация.
Снежана Кравченко – беженец с Украины, из города Харьков. Там училась в национальном педагогическом университете имени Сковороды. Успела окончить первый курс, но война смешала все дальнейшие планы, и Снежана с родителями уехала в Россию, в Кемерово. Здесь девушка решила продолжить обучение на дизайнера. При том, что экзамены придётся сдавать вновь, просто перевестись не удалось. Но Снежана уверена: всё у неё получится.
– Особой боязни не испытываю: думаю, удастся поступить, – рассказала бывшая харьковчанка корреспонденту Vsё42. – Надеюсь, что в Кемерове я останусь и после окончания вуза. Назад на Украину я возвращаться не хочу и не буду.
Подал заявление в КемГУКИ и ещё один беженец из раздираемого войной братского государства. Никаких особых поблажек, говорят в приемной комиссии, украинцам не полагается, но всё же им стараются помогать – устроили на бесплатные подготовительные курсы, "подтягивают" по русскому языку.
Да и места в общежитии им, если что, обязательно предоставят. Да и не одни малороссияне в "кулёк" поступить хотят: есть ещё и граждане Монголии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии. Да и свои, кузбассовцы, очень даже конкурентоспособны. Кому из них повезло, а кому не очень, – выяснится в первой половине августа: 5 числа всё окончательно решится по очникам, а 11 – по заочникам.
Вот такой небольшой рейд по кемеровским вузам получился, хотя и не по всем, но общая картина всё равно понятна. А она такова, что ничем принципиальным нынешняя приёмная кампания от предыдущих всё-таки не отличается. Есть кое-какая небольшая специфичность (те же абитуриенты-украинцы), но, по большому счёту, никаких сенсаций.
Хотя есть всё же одна, для абитуриентов и их родителей не слишком приятная деталь, – если подсчитать количество бюджетных мест во всех вузах Кузбасса (включая и новокузнецкие), то окажется, что уменьшилось оно по сравнению с 2013 годом аж на 500 с лишним единиц. Было 5 тысяч 327 мест – стало 4 тысячи 752.
Впрочем, если учесть, что нынче по Кузбассу набралось 10 тысяч 766 выпускников средних и специальных школ, то формально выходит следующая картина: возможность поступить имеет каждый второй.
Правда, остаётся открытым и вопрос престижности кузбасских вузов. Проще говоря, насколько востребованы их выпускники, скажем, в других регионах и не будут ли работодатели недовольно кривиться, завидев дипломы из Кемерова?
А кое-какие основания так полагать, увы, есть. Взять хотя бы тот же самый, уже набивший оскомину, вопрос о так называемой эффективности вузов. Списки неэффективности регулярно с осени 2012 года составляются специалистами федерального Министерства образования – и высшие учебные заведения Кузбасса столь же регулярно в эти списки попадают.
Если конкретно, то речь идёт о КемГУ, КемГМА, "провинциальных" (те, что в наших райцентрах) филиалах КузГТУ, а также о Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте. В вину кузбасским вузам Министерство образования ставит, в частности, низкие показатели по научно-исследовательской работе, трудоустройству выпускников, инфраструктуре и финансово-экономической деятельности. Да ещё и низкий средний балл ЕГЭ будущих студентов кое-где в ход пошёл.
Соответственно, всё это дело следует "подтянуть", иначе могут последовать штрафные санкции, вплоть до расформирования вуза. Впрочем, последнее – вещь, мягко говоря, маловероятная. Вряд ли какому-нибудь, даже самому ретивому столичному чиновнику от образования, по силам закрыть (и забить досками), скажем, государственный университет. В самых "неэффективных вузах" неоднократно подчеркивали: все министерские рейтинги – вещь до боли субъективная, оторванная от жизни, да и вообще не особенно понятен механизм их составления.
Тем более, что на руках у того же КемГУ есть козырь: составленный рейтинговым агентством "Эксперт РА" список лучших высших учебных заведений России. Наш "универ" занимает в нём почётную – 93-ю – строчку.
– Авторами списка учитывались результаты опроса среди работодателей, преподавателей и самих студентов вуза, – рассказали в пресс-службе КемГУ. – Вдобавок, серьёзно оценивалось качество подготовки выпускников, определяемое параметрами образовательной и научно-исследовательской деятельности. Этот список в очередной раз подтверждает высокую репутацию университета на рынке образовательных услуг.
Получается, что на каждый хитрый список может найтись и другой, а значит, вся "неэффективность" на бумаге остаётся. Меж тем, КемГУ ещё в прошлом году "проглотил" новокузнецкую педакадемию, ставшую составной частью университетского филиала в южной столице Кузбасса.
Подобные слухи, кстати, стали ходить с начала нынешнего года и о другом вузе из Новокузнецка – Сибирском государственном индустриальном университете. Однако пока они никак не подтверждаются – ни в самих учебных заведениях, ни в областном департаменте образования. Есть только "косвенные улики" – так, количество бюджетных мест в СибГИУ и впрямь сократилось в этом году аж на 138. Причём подверглись сокращению самые популярные специальности – менеджмент, экономика, информационные системы и технологии! Есть о чём задуматься…
Хотя, насколько веское это доказательство, – бабушка надвое сказала. В том же преуспевающем КемГУ бюджетные места тоже сокращают. "Под нож" там частично попали педагогическое образование, тот же менеджмент, физика, государственное и муниципальное управление, некоторые другие специальности. И вообще, это сейчас общая тенденция, в том числе и потому, что перенасыщен рынок профессионалами, не нужно столько…
Но рынок молодых специалистов для абитуриентов 2014 года – это когда ещё будет! А возможность поступить в вуз – вот она, здесь и сейчас. Да и сами университеты и институты тоже, в общем, не против – пожалуйста, попытайте счастья. А значит, приём в наши вузы остаётся… ну, не горячим, возможно. Но уж тёплым – и на это можно надеяться.