«МузЭнергоТур»: самое крупное музыкальное событие года в Кемерове

08 июля 2014 г., 14:32

"МузЭнергоТур" – передвижной фестиваль с музыкантами из разных стран, играющими в различных жанрах и на самых неожиданных инструментах. 12 июня автобус с участниками выдвинулся из Московской области и, гастролируя по разным городам России, в минувшее воскресенье добрался до столицы Кузбасса. Корреспондент Vsё42 в поиске источника дикой и необузданной энергии отправился на концерт "МузЭнергоТура" – странного, атмосферного и совершенно своевольного сборища иностранных музыкантов.

Импровизация как стиль жизни

В зрительном зале гости рассаживаются по местам, гул голосов постепенно стихает, свет тускнеет – на сцене появляется Александр Маркварт, музыкант и организатор концерта:

– В прошлом году я и сам участвовал во всём этом безобразии. Этот проект – уникальный! В такой концентрации музыкантов на квадратный метр автобуса постоянно рождаются новые проекты. И даже сейчас, прямо за кулисами. Спасибо всем, кто помогал организовывать концерт!

Александра Маркварта на сцене сменяет Юрий Льноградский, продюсер и ведущий фестиваля. Он рассказывает зрителям, что за музыкальную вакханалию он привёз в Кемерово и чего стоит ожидать от сегодняшнего концерта.

Оказалось, что автобус с музыкантами путешествует по России из точки "А" (Дубна, Московская область) в точку "Б" (через всю страну обратно в Москву). Москва, Рязань, Тула, Самара, Уфа, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово и далее на восток. Исполнители постоянно меняются: в каждом городе к автобусу присоединяются новые коллективы, которые прилетают из Европы (Франции, Сербии, Испании, Швейцарии, Италии, Германии и Финляндии), а какие-то музыканты, наоборот, улетают. Проекты рождаются и в течение самого тура: исполнители объединяются, экспериментируют, участвуют параллельно в нескольких коллективах, создают новую музыку.

Примером своеобразного дуэта стали первые исполнители концерта – Анхель Онтальва из Испании (гитара, электроника) и Васко Трилья из Португалии (ударные, перкуссия), к которым позднее присоединился Фред Руде из Франции (труба), эффектно появившись из зрительного зала. Создалось впечатление, что музыканты прямо здесь и сейчас, на сцене, решают, какой ритм выбрать, какой силы издать звук и какую атмосферу создать.

Их манера исполнения сразу же погрузила зрителей в задумчивое состояние: кто-то сидел, подперев подбородок рукой, кто-то – с закрытыми глазами, пытаясь раствориться в музыке или нащупать логические музыкальные переходы, а кто-то из состояния медитации перешёл к стадии сна. Наверное, так подсознание лучше воспринимает неимоверную какофонию раздающихся звуков.

Здесь вы не встретите традиционного классического или джазового исполнения. В мундштук трубы не дуют, а бьют ладонью для создания необычных звуковых эффектов, привычным для зрителей музыкальным инструментам аккомпанирует связка бренчащих ракушек или колокольчиков. Некоторые исполнители предпочитают современным инструментам ритуальные или фольклорные. Алёша Реньяр – представитель французского дуэта – в своём выступлении использовал никельхарпу. Инструмент шведского происхождения, который комбинирует использование струн, смычка и клавиатуры. Он порождает очень нестандартную музыку. Особенно учитывая тот факт, что Реньяр обучался игре на нём интуитивно.

Пятнадцать минут, чтобы прийти в себя

Паузы во время смены коллективов заполнял Юрий Льноградский. Со сцены он рассказывал зрителям о нелепых и порой неловких ситуациях, которые случались во время тура, подшучивал над музыкантами, которые, кроме "спасибо большое", ничего не понимают по-русски, сравнивал их с малыми детьми, за которыми нужен глаз да глаз. После этого краткой, но патетичной, фразой представил ещё один музыкальный коллектив – KAOS Protokoll.

– Мир погружается в хаос, а они обеспечивают этому звуковое сопровождение!

Импровизирующий саксофонист, энергичный басист и местами агрессивный ударник – от них действительно шла безумная энергетика. Эстетическое наслаждение зрители получали только от одного вида музыкантов, полностью поглощённых игрой, находящихся в своей звуковой нирване. Выступлением этого пауэр-джаз-трио закончилась первая часть концерта, после которой объявили пятнадцатиминутный перерыв.

Зрители спешили на улицу перевести дух, подышать свежим воздухом, обменяться впечатлениями. А мы в поисках Марка Эжеа – одного из исполнителей первого блока – отправились за кулисы.

Марк был одним из основных участников первого "МузЭнергоТура". В прошлом году он стал идейным основателем главных направлений и целей поездки, а также запомнился многим зрителям, которые пришли сегодня ради него. Испанский музыкант на этот раз решил отказаться от электронных инструментов. На сцену он вышел с колёсной лирой – древним традиционным инструментом каталонского фольклора – и стал подшучивать над вознёй с проводами других исполнителей.

– Трудно ответить на вопросы, зачем мне "МузЭнергоТур" и что я здесь делаю. Возможно, это какой-то духовный опыт, – улыбаясь, рассказывает Марк. – Я верю, что этот проект уникален и очень важен. Здесь много музыкантов из разных стран, и все они – хорошие. Это огромный творческий эксперимент. Сегодня я выступал на сцене с не совсем сценическим инструментом – колёсной лирой. Всего 15 человек в Европе владеют профессиональной игрой на ней.

Испытание музыкой

Ко второй части концерта в зал вернулись далеко не все зрители. Выдержать шесть часов запредельно экспериментальной музыки – дело непростое.

В перерыве мы попытались выяснить, что такого ценного есть в этой музыке, самом концерте, из-за чего зрители должны остаться до самого конца, а также зачем подобный формат городу Кемерово.

Михаил Багаев, музыкант кемеровской группы "Plane Passenger", объяснил важность этого концерта для себя:

– В прошлом году я помогал Александру Маркварту с организацией концерта в Кемерове и присутствовал на нём. И всё это мне безумно понравилось – я досидел до конца и испытал какой-то катарсис. Для меня важен сам формат, в котором играют музыканты. Я считаю, что это для Кемерова – грандиознейшее событие! Самое интересное – невозможно что-либо ожидать от концерта. В силу импровизационного уклона, то, что ты слышишь сегодня, слышишь первый и последний раз. Зритель, конечно, в какой-то степени должен быть подготовленным к эксперименту. Или хотя бы примерно представлять, на какую музыку он идёт, знать, что здесь не будет привычного джаза.

Кажется, именно такие – подготовленные и готовые к самым неожиданным поворотам – остались в зале. С последних рядов зрители переместились ближе к сцене и теперь синхронно кивали головой в такт музыке.

Завершили концертную программу самый молодой коллектив "МузЭнергоТура" и слова продюсера:

– Теперь я просто обязан в следующем году привести музыкантов и дать концерт на 7 часов.

Наверное, зрители смогли бы находиться на концерте и дольше: теперь никому не хотелось расставаться с такими харизматичными, взбалмошными и творческими личностями. Музыканты собирали инструменты на сцене, болтали и шутили между собой, с гостями, обсуждали только что закончившийся концерт и звали всех гулять по вечернему городу. Ведь они ради общения и культурного обмена, ради эксперимента и человеческой энергии совершают этот странный путь длиною в сорок дней и несколько десятков тысяч километров.

– Мне даже уходить отсюда не хочется, – поделилась своими впечатлениями Александра Глазунова, студентка КемГМА. – Я в прошлом году была. И в следующем приду! Юрий, вы ведь приедете с "МузЭнергоТуром"?

– Приедем. Если позовёте, – ответил Юрий Льноградский и загадочно улыбнулся.

Фото: Александр Патрин
Автор: Екатерина Фоменко