В жизни каждого настоящего мужика наступает момент, когда он решает: "Мне срочно нужен байк!", и, если спросить его, кто лучший друг человека, он, не задумываясь, выпалит: "Мотоцикл!". И даже если купить двухколёсного жеребца не представляется возможным, а на вопрос "зачем?" слышится нечленораздельное мычание, – ничего страшного. Ведь байкер – это в первую очередь состояние души, а уж потом все эти второстепенные атрибуты типа бороды, моднейшей косухи, кожаных штанов и тяжёлой обуви. Именно для таких единых духом и проводится мотофестиваль "Полный газ". На десятом, юбилейном, съезде мотоциклистов побывали и наши корреспонденты, чтобы пропитаться атмосферой кемпинга, алкогольными парами и свободой настоящих бородатых викингов.
Дорога до Подъяково казалась бесконечной. За окном – однообразные ландшафты полей, деревья, реки. Пелена из пыли создавала ощущение, что смотришь не через автомобильное стекло, а в старый советский ламповый телевизор "Ленинград", который каким-то чудом всё ещё способен транслировать изображение на заляпанный экран. Скучно провожая взглядом пролетающих мимо людей в джинсовых жилетках, шлемах и на мотоциклах, мы начали помаленьку завидовать: у них вся жизнь мчится на скорости 200 километров в час, в то время как мы вынуждены плестись меньше сотни ещё неизвестно сколько.
Участившиеся посты машин ДПС и пара аварий с участием мотоциклистов намекнули нам, что наша цель уже близко. И правда – поднявшись вверх по дороге, мы тут же увидели десятки тысяч лошадиных сил: огромное количество автомобилей и мотоциклов; а пёстрые палатки самых разных цветов раскинулись до самого горизонта.
На территорию фестиваля нас пропустили без проблем, – бейдж с надписью "Пресса" сыграл свою роль, – для всех остальных ценник за вход составил тысячу рублей, если ты на мотоцикле, а если без – то все полторы. Для девушек, коих здесь оказалось не так уж и много, делали некоторые скидки.
Когда попадаешь по другую сторону полосатого шлагбаума, то из-за обилия событий и безумного количества народа не видишь абсолютно ничего, теряешься и, словно слепой щенок, не знаешь, в какую сторону ткнуться. Вот стоит толпа о чём-то говорящих здоровых мужиков, животы которых свисают через туго затянутые ремни. С другой стороны – блестящие на солнце байки, от которых больно глазам. И вот на нас уже летит какой-то полуголый мужик с выпученными глазами и криком: "Явились – не запылились!", от которого мы еле успеваем увернуться.
Во время финта замечаем на одной из проплывающих мимо жилеток надпись "Мотоклуб Cerberus", – организатор "Полного газа" именно он, – этот человек нам и нужен.
Им оказался Владислав Кондриков, который и правда имеет непосредственное отношение к организации фестиваля.
– По нашим подсчётам здесь собрались не меньше пяти тысяч человек. Из них, наверное, около трёх с половиной – на байках. Сегодня здесь проводятся всякие мотоконкурсы, а музыкальная программа идёт уже второй день. Кстати, наш хедлайнер – Владимир Кузьмин. Вообще такие фестивали – это в первую очередь поддержка мотодвижения, братства байкеров. Ещё тут очень и очень много крутой техники. Ограничений нет никаких. Главное – чтобы "это" было похоже на байк.
Немного поразмыслив, мы пошли на звук голоса, который доносился из громкоговорителя и вещал о каком-то увлекательнейшем конкурсе с сосиской. Оказалось, это традиционный всероссийский конкурс, без которого не обходится ни один уважающий себя мотофестиваль. Его суть проста. Она заключается в том, что привязанное к верёвке колбасное изделие должна укусить девушка, да не просто укусить, а сделать это на ходу, стоя на мотоцикле.
За всем этим наблюдала огромная толпа мужиков, которые улюлюкали и болели за своих, трясли банданами в воздухе, а самые ярые из них пытались выскочить в круг, где и происходило действо, – их бравые попытки прерывались охраной. Немного поодаль на "сцену" смотрели уставшие люди, которые здесь, видимо, уже не первый день, и лениво жевали абхазские арбузы.
Немного прогулявшись по территории, где проходил фестиваль, мы привыкли к царящему тут хаосу, и она даже перестала казаться нам огромной: через полчаса мы уже точно знали, где и что тут находится, поэтому всё наше внимание переключилось на сами байки. Однако совершенно неожиданно для нас мы встретили одного из участников музыкальной программы – Михаила Банушкина, лидера коллектива PARAMORIBO, который приехал к нам из Барнаула и который отлично знаком всем завсегдатаям Harat`s Pub`а.
– Я приехал сюда не только чтобы выступать, но и кайфовать, – смеётся Михаил, – у нас тут очень много друзей. Надеюсь, что теперь станет ещё больше. Кстати, байкеров очень легко узнать в толпе: их отличают борода, пузо и свобода. Сам тоже обожаю байки. У нас в Барнауле даже есть самый крутой байк-бар в Сибири, и я там часто бываю. Конечно, хотелось бы и свой мотоцикл, но пока не могу себе его позволить: музыканты мало зарабатывают, знаете ли. Ну а сегодня будем зажигать толпу по полной: мы поём на всех языках мира и стараемся делать так, чтобы пели все в зале, даже если не знают слов песен.
После разговора с Михаилом, мы сразу же приметили байк, который завораживал взгляды, будто сороку – блестящие вещи. Он гипнотизировал блеском хромированной трубы, а сама форма мотоцикла выдавала в нём бывший Yamaha DragStar. Хозяин оказался неподалёку: отдыхал в палатке и с радостью согласился рассказать нам о своём детище.
– Это и правда Yamaha DragStar 400. Делаю его уже два года, но до сих пор не доделал: постоянно возникают какие-то идеи, и что-то хочется добавить, как-то улучшить. Пока изменения касаются только внешнего вида: "начинка" байка меня вполне устраивает, так что здесь и движок, и бак родные. Зато дизайн сделан из стекловолокна, – он достаточно хрупкий, – поэтому стараюсь бережно с ним обращаться, – рассказал Евгений Цыган. – Ещё, благодаря этому, у байка улучшилась аэродинамика, хотя мне это особо не нужно: не очень люблю быструю езду, и это – одна из причин, по которой я выбрал чоппер. Например, на спортбайке я вообще себя никак не вижу. Хотя, конечно, адреналин и свист ветра в ушах – это, безусловно, приятно. Но по мне больше размеренная езда, когда ты едешь не потому, что тебе куда-то надо, а просто потому, что тебе это нравится. Такая свобода пьянит. В такие моменты есть только я и мотоцикл. Именно по этой причине я против лишних прибамбасов на чопперах – ветровиков и подобного.
Конечно, есть те, кто приехал сюда просто, чтобы отдохнуть и пообщаться, но для многих, как и для Евгения, мотоциклы – вся жизнь. Особенно заметно это было на различных конкурсах, посвящённых "железным коням": например, на лучший самодельный мото, где люди представляли таких "скакунов", что просто диву даёшься, как такое можно сделать своими руками и где взять на это время.
Особый трепет к своим байкам испытывали владельцы раритетных мотоциклов, которые сдували с них пылинки. Алексей Минеев, член томского мотоклуба "Стальной ветер", далеко не первый раз на "Полном газу". Он постоянно участвует в номинации раритетных мотоциклов, где занимает призовые места. Алексей – обладатель редкой модификации M-72, поэтому не мудрено, что он печётся о нём, словно о родном ребёнке.
– Это гражданская модификация M-72, который начали выпускать ещё во времена войны. В мирное время он почти не сходил с конвейеров завода. За два года – с 56-го по 58-ой – выпустили всего одну ограниченную партию в десять тысяч экземпляров. Очень долго искал этот мотоцикл, более пяти лет, купил его в 1999-ом году. Мне очень повезло: он мало того что в хорошем состоянии находился, так у него ещё и был всего один владелец. Вообще, для меня это – своеобразная "первая любовь": увидел этот байк, когда мне 15 стукнуло, и с тех пор он мне покоя не давал. За три года я провёл абсолютную реставрацию мотоцикла, причём полностью аутентичную: покраска именно теми материалами, которые были в 58-ом, крепёжные элементы – по ГОСТу того года. Всё своими руками делал, не захотел отдавать его в чужие руки, да и дорого это. А ещё у меня есть традиция – каждый год делаю мотоциклу какие-то "подарки": например, хромированный выхлоп или спицы. Кстати, он в таком состоянии, что на нём и ездить можно без проблем, – я на нём и прибыл на фестиваль. Просто сел, заправил бак и приехал сюда.
Не обделили мы вниманием и прекрасную половину человечества, присутствующую в меньшинстве на этом фестивале. Несмотря на хамоватое поведение многих гостей (им это положено по своему крутому статусу), девушке здесь ни за что не нагрубят: наоборот, их холят, лелеют и гордятся тем, что есть женщины-байкеры. Конечно, они не столь искушённые в мотоциклетных вопросах, однако какому-нибудь "зелёному" новичку могут и фору дать. Анна Хмелёва – одна из членов мотоклуба "Летавицы", в котором всего девять человек. Его особенность в том, что это, пожалуй, единственный клуб у нас в Сибири, где состоят только девушки. Всех их, конечно же, объединяет одно – любовь к байкам, которая сжигает изнутри, словно двигатель внутреннего сгорания – топливо.
– Я в мотоциклетном седле с 14 лет, а в 16 мне родители подарили мой первый мотоцикл. Сейчас езжу на туристический эндуро – на БМВ. Вроде, выбор не совсем женский, но есть свои прелести: на нём удобно ездить и по асфальту, и по грунтовке, и по грязи. Я на нём прошла весь Алтай. Горжусь, что у нас есть такой женский мотоклуб, о котором все знают. Кстати, назвали его "Летавицы" не случайно: тут целая легенда. Вообще, летавица – это древнерусский дух, который слетает на землю падающей звездой и принимает человеческий образ.
Не обошлось на мотофестивале и без колоритных персонажей, которые годились для обложек каких-нибудь крутых глянцевых журналов про байки, – одним из таких оказался Андрей. 54-летний мужчина прямиком из фильма "Харли Дэвидсон и Ковбой Мальборо": рваные джинсовые шорты, небрежная жилетка, огромная борода и добрый "дедморозовский" прищур. Кстати, на его жилетке был пришит патч "Поролоновый олигарх", и мы не преминули выяснить, откуда у него это прозвище.
– Увлекаюсь мотоциклами сколько себя помню, и подобные фестивали посещаю примерно столько же. Сейчас я работаю инженером-химиком, раньше работал главным технологом на фабрике. Было очень много отходов – здоровые листы поролона. Выбрасывать, конечно, жалко, поэтому я паковал их в огромные тюки и привозил на такие сходки мотоциклистов. Ну а что, это очень удобно: на них можно полежать или в палатку постелить, чтобы мягче спалось. Вот тогда-то ко мне и прилипло это прозвище. Когда я приезжал, все в один голос восклицали: "О! Приехал олигарх… поролоновый!", – вспоминает со смехом Андрей.
К сожалению, у нас уже не оставалось времени, а столько всего хотелось посмотреть, со столькими людьми пообщаться! Удивило, что под шкурами неотёсанных, громко смеющихся бородачей зачастую скрывались и правда неординарные личности, а в простых и немного грубых песнях, которые раздавались то там, то тут, прятались душа и та самая неуловимая романтика, которая, кажется, совсем пропала в наши дни и которую лично я бы стал искать где угодно, но только не здесь.