«Москва» - это наша история

30 августа 2012 г., 08:45
«Пойдем в кино», - это привычно-радостная фраза впервые прозвучала в Кемерове 15 июня 1937 года. Тогда, в только что построенном кинотеатре «Москва», состоялся премьерный показ фильма Григория Рошаля «Зори Парижа». С этого дня началась история кинотеатра, который является символом эпохи на протяжении уже семи десятилетий. В этом году свой крупный юбилей - 75 лет, Дом кино «Москва» отметил 27 августа, в День российского кино.

Несмотря на то, что свою историю кинотеатр начал еще до войны, полноценной летописи кинотеатра, к нашему удивлению, не существует. Пришлось самим по крупицам собирать информацию о старейшем кинотеатре города в музеях, библиотеках, обращаться к краеведам и давним работникам кинотеатра. И вот что у нас получилось…
Первый в городе

В связи с тем, что в 30-х годах прошлого века население Кемерова насчитывало уже свыше ста тысяч человек, назрел вопрос о необходимости строительства культурных объектов. В городе к тому времени уже существовали театр, цирк, Дворец Труда, но не было места, где бы показывали кино. Фильмы демонстрировались в малоприспособленных для этого помещениях клуба ГРЭС, в клубах предприятий города и во Дворце Труда. И вот в 1935 году городу были выделены средства для строительства первого звукового кинотеатра. Долгое время обсуждался вопрос, в каком месте построить кинотеатр. Одни предлагали возвести его в районе нынешнего крытого рынка, другие – на месте нынешней площади Советов. Наконец, мнения сошлись на том, что построить кинотеатр надо на пустыре, возле сегодняшнего стадиона «Химик». В те годы это была почти окраина города.

Надо сказать, что построили кинотеатр в рекордно короткие сроки. В конце апреля 1937 года на фоне одноэтажных домишек уже возвышалось огромное по тем временам светло-желтое здание.

Началось активное обсуждение, как же назвать кинотеатр: может быть, «Буревестник» или «Гигант», а может, в честь классиков - Пушкина или Горького? Остановились на «Москве», хотя столичным духом там совсем не пахло, вокруг – бараки, а напротив, где нынче стадион – расположились овощные склады.

Кстати, первоначально «Москва» именовалась не Домом Кино, а кинотеатром. Руководители города долго сомневались, может, все-таки вместо кино устроить здесь обычный театр? Поэтому вестибюли на первом и втором этажах на всякий случай сделаны очень большими. Все пространство за сценой занимали гримерные, раздевалки, а целое крыло внизу было отведено под квартиры персонала.

Внутренние интерьеры нового кинотеатра в ту пору были просто роскошными. Зал на 1000 мест, зеленый бархатный занавес перед экраном над сценой, приспособленной для концертных выступлений. Кинотеатр располагал читальным залом, шахматным клубом, выставочным залом, а перед сеансами под живой оркестр «пела песни актриса на чужом языке».

Для демонстрации фильмов предусматривалось три зала. Не было малого зала на первом этаже. Зато там располагался буфет и агитпункт. Позднее, когда определились с предназначением здания в качестве кинотеатра, буфет перенесли на второй этаж, а нижнее помещение переоборудовали под малый зал.

В день открытия зрители увидели фильм про коммунаров «Зори Парижа». Показ первого фильма был очень волнительным для первого киномеханика кинотеатра – Михаила Береснева. В этот день, 15 июня 1937 года, он тщательно проверял аппаратуру. Его жена впоследствии вспоминала:

- Все своими руками делали: убирали мусор, шили шторы, украшали фойе. Первый день отработали, а вечером собрались, чтобы обсудить, как и что у нас получилось. И единогласно пришли к выводу, что получилось неплохо.

«Сороковые, роковые…»

Война оставила в истории кинотеатра особые страницы. Здесь был призывной пункт, формировались батальоны. Владимир Мызо, работавший художником в «Москве», ушел на фронт из этих стен и погиб за отечество. Мемориальная доска с его именем висит сегодня на фасаде кинотеатра. Работники тех лет вспоминали, как особенно остро ощутили они в дни войны, что людям кино необходимо. Оно давало не просто отдых, фильмы вселяли в людей уверенность в победе.

В годы войны городской театр им. Луначарского был переведен в кинотеатр «Москва». С утра до 19.00 работало кино, а с 19.00 – театр. Со стен заводов и плакатов взывали огненные слова призывов: «Все для фронта! Все для победы! Больше снарядов! Больше угля!» Воспоминание одного очевидца тех лет:

«Положение с топливом было тяжелое, В котельной кинотеатра «Москва» погасла топка. Угля не было. В театре холодно, репетировали в шубах, валенках, головных уборах и в рукавицах. Изо рта клубами валил пар. Зрители, укутанные в зимнюю одежду, сидели в зале, а актрисы в легких платьях, с голыми руками, дрожа от холода, обмахиваясь платочками, говорили: «Ах, как жарко!». Но смешно не было, потому что все понимали, каково бедняжкам. В перерывах накидывали на плечи пальто и, стуча зубами, ждали следующего выхода».


Послевоенные годы (1945-1950)

В 1945 году в кинотеатре «Москва» открылся зал документального кино, в котором демонстрировались выпуски новостей, небольшие научно-популярные и учебно-технические фильмы. А по понедельникам в малом зале читались лекции по тематике фильмов. Большого спроса документальное кино не имело. Кому понравится перед сеансом художественного фильма смотреть о туберкулезе?

В апреле 1945 года на экранах демонстрируется фильм, который имел оглушительный успех - американский мюзикл «Серенада солнечной долины». В СССР фильм попал как трофейный и имел невероятный успех. Черно-белая музыкальная картина с Гленном Миллером покорила сердца советских зрителей, в том числе и кемеровских.

- Каждый кемеровчанин посмотрел «Серенаду солнечной долины» как минимум два раза, - рассказывает журналист-краевед Владимир Сухацкий, а мальчишки, бегая по улицам, насвистывали культовую песню из кинофильма - «Поезд на Чаттанугу» или просто «Чуча».


От «малокартинья» - к «кинооттепели»(1950-1968)
-

В «оттепельных» 60-х в кинотеатр «Москва» приходили задолго до сеансов послушать джазовый оркестр под управлением Дрейцера и потанцевать. Танцы перед сеансами - эта традиция в «Москве» сохранялась до середины 80-х годов, - рассказывает Владимир Сухацкий, а Дрейцеры оставались знаменитой династией джазменов на протяжении многих лет. Иногда молодежь сидела в залах с коньками – после кино бежали на «Химик», на каток. Кстати, буфет кинотеатра «Москва» по тем временам был роскошный. Кроме булочек, пирожков, газированной воды там можно было приобрести спиртное. Кинотеатр обладал квотой на дефицитные в то время продукты, такие, например, как пиво.

Кинотеатр «Москва» был культовым местом свиданий. Знакомство, тайные рукопожатия в темном зале, поцелуи в последнем ряду. Это было время оттепели, время романтических надежд и ожиданий.И фильмы были такие же: в чем-то наивные, но очень добрые и чистые: «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Два Федора».

Сегодня мало кто знает, что до начала 60-х годов перед кинотеатром «Москва» стоял памятник Сталину. Владимир Сухацкий вспомнил интересный факт, связанный с монументом Отца всех народов. Иосиф Виссарионович высотой 1 м 30 см стоял на постаменте в полный рост, согнув руку в локте. Какой-то шутник засунул вождю под мышку непочатую бутылку водки. В течение трех дней никто не решался отобрать бутылку у генералиссимуса… - ни милиционеры, ни желающие выпить. Видимо, страх репрессий прочно сидел у советских людей в крови, хотя произошел этот случай уже после смерти Великого вождя.

Еще стоит памятник Сталину. Слова "кино" и "театр" еще не слились в одно

Когда снесли памятник Сталину, доподлинно неизвестно. Скорей всего, в 1962 году, когда началась первая реконструкция здания «Москвы». Дело в том, что в 1961 году, когда тело Сталина было вынесено из Мавзолея, в СССР началась повальная десталинизация - почти все многочисленные памятники вождю, стоявшие в России и союзных республиках, были разрушены. Сносили их, как правило, глубокой ночью, причем наутро зачастую исчезали даже следы от постаментов. Демонтированная бронзовая скульптура, как правило, отправлялась на переплавку на металлургические заводы. Скульптуры же, отлитые из бетона, закапывали на городских окраинах или, в ряде случаев, затапливали в реках. Так что легенда о том, что еще один кемеровский памятник Иосифу Виссарионовичу, установленный в горсаду, никуда из «Парка Чудес» вывезен не был, а закопан где-то там же, - имеет под собой все основания.

Расцвет кинематографа (1969-1984)

Посещаемость кинозалов в России в ту пору была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова. Абсолютными рекордсменами тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» и боевик «Пираты ХХ века».

В «Москве» в 70-х и 80-х гг. впервые появилось сначала широкоэкранное, потом широкоформатное и стереокино. Все технические новинки, которые появлялись в стране, тут же шли на вооружение в «Москве». Как отзвук своего времени, стояли очереди у касс на премьерные показы картин московских фестивалей. Иногда желающих посмотреть фильм было столько, что зал не мог вместить всех зрителей. Тогда разъяренные горожане шли на абордаж и ломали стекла кинотеатра. Так было с демонстрацией первого эротического фильма в «Москве» в конце 80-х годов.
Перестройка: зритель ушел

Начало 90-х стало для кино и кинотеатров, пожалуй, самым сложным временем проверки на прочность. Практически не было отечественных картин, которые занимали до 60 процентов репертуара, рухнула система кинопроката, а кинотеатры оказались предоставлены сами себе, теряя зрителей и средства к существованию.

- Пустые залы, отмены сеансов, кинотеатры закрывались один за другим, - вспоминала бывший директор кинотеатра «Москва» Зоя Никифоровна Колотилина. – А нам нужно было не только платить зарплату, проценты за прокат картин, но и содержать наши огромные площади. В 1996 году половину Дома кино «Москва» занимала ярмарка, кинотеатр была вынужден сдать в аренду площадь под торговлю. В кинотеатре было холодно, пахло овощами и фруктами, кругом валялись пустые картонные коробки.

Кстати, именно в середине 90-х годов кинотеатр поменял свою вывеску, превратившись из кинотеатра «Москва» в Дом кино «Москва».


Зоя Никифоровна Колотилина, тогдашний директор кинотеатра мечтала о том, что зритель вновь вернется и кинотеатр опять станет досуговым центром для кемеровчан.

И «Москва» не только выстояла, но и нашла силы и средства в очередной раз стать первой. В 1999 году в Большом зале - единственном в Кузбассе появилась система цифрового звука, а в самом помещении – мягкие удобные кресла. А через год изменения претерпел и малый зал, также оборудованный новой системой звука.

С 1 июля 2005 года «Москва» закрылась на капитальный ремонт. Были реконструирована система отопления, закуплено новое кинопроекционное оборудование, произведен ремонт трех этажей здания. Сегодня кинотеатр «Москва» - это двухзальный кино-комплекс с комфортабельной современной зоной для отдыха. Кино-новинки, мировые премьеры и просто качественные фильмы можно увидеть в цифровом качестве. Полные залы зрителей - доказательство востребованности и любви горожан к своему кинотеатру. В этих стенах выросло не одно поколение кемеровчан, и верится, что вырастет еще не одно. С юбилеем, «Москва»!


КСТАТИ

За годы существования в кинотеатре «Москва» прошло немало творческих встреч с известными актерами и режиссерами. Это Тамара Семина, Валентина Малявина, Никита Михалков, Александр Абдулов, Лариса Лужина, Сергей Проханов, Георгий Милляр, Николай Караченцев, Валерий Золотухин, Сергей Жигунов, Владимир Коренев, Владимир Машков, Никита Джигурда, Светлана Дружинина и знаменитый блондин в желтом ботинке, наделавший много шума своим приездом в Кемерово – Пьер Ришар.

ЭТО ИНТЕРЕСНО
Как люди узнавали, какой фильм идет в кинотеатре?

На фасад кинотеатра «Москва» вывешивались нарисованные художником-плакатистом афиши, информирующие зрителей, какой фильм выходит на экраны и когда состоятся сеансы. Киноплакаты были рисованными от руки. Порой изображения героев мало сочетались с приведенными ниже фамилиями. Одноразовые, они закрашивались сразу же после проката фильма.

Автор: Надежда Галанина