В Кузбассе отзвенели первые звонки для 24 тысяч первоклассников. Как правило, в этом же возрасте большинство родителей покупают ребенку его первый смартфон. Чаще, чтобы быть на связи – иметь возможность позвонить, но нередко в 7-8 лет ребенок уже делает первые самостоятельные шаги в Сети. Когда оптимально "выпускать" младшеклассника в интернет, как сделать, чтобы смартфон приносил больше пользы, чем вреда – обсудили с экспертами-родителями школьников.
Совсем без гаджетов современное общество представить нельзя – это наша реальность, в том числе в системе образования. Цифровые дневники, школьные чаты и онлайн-уроки давно вошли в обиход. Для социализации ребёнка поколения Альфа роль смартфона сложно переоценить: с кнопочной "звонилкой" среди сверстников он наверняка будет чувствовать себя белой вороной. Но и страхи родителей, которые не спешат со смартфоном, понятны: ребёнок будет просиживать в телефоне все свободное время, перестанет учиться, в конце концов, наткнется на шок-контент или мошенников.
По результатам совместного опроса МТС и Авито, 34% родителей сибирских регионов готовы разрешить своим детям активно пользоваться смартфоном с выходом в интернет с 8-11 лет, 26% – с 12-15 лет, 18% – с 4-7 лет, 16% – с 16 лет, и только 3% – с 3 лет. Интересно, что чем старше родители, тем позже они бы предпочли познакомить ребёнка с "мировой паутиной". Так, для родителей 25-34 лет приемлемый возраст составляет 9 лет, а для более опытных – 12 лет.
"Важно помнить, что развитие ребенка в дошкольном возрасте требует активного взаимодействия с окружающим миром, физической активности, тактильного контакта и общения с другими людьми, – комментирует психолог Ольга Диганаева. – Если в этот период предоставить ребенку гаджет бесконтрольно и надолго, то он может увлечь малыша насовсем, так как функции самоконтроля еще развиты слабо, а телефон – игрушка увлекательная. Ограничение экранного времени (смартфон, телевизор, планшет и пр.) необходимо. В избыточном количестве оно может негативно влиять на речь, когнитивные навыки, социальное и эмоциональное развитие".
Получается, оптимальный возраст, когда ребёнку следует покупать личный смартфон, вряд ли наступит сильно раньше выпускного из детского сада.
Как выяснилось в результате уже упомянутого опроса, большинство детей проводят в сети 3-4 часа в день. Больше всего времени пользователи до 18 лет уделяют видеохостингам, мессенджерам, игровым площадкам и соцсетям. 25% родителей признались, что ограничивают время, которое их ребёнок пользуется интернетом, 22% контролируют просматриваемый детьми контент. В равной степени следят за тем, сколько и чего потребляет ребёнок в Сети, так же 22%. И только 8% респондентов ответили, что разрешают детям пользоваться гаджетами без каких-либо ограничений.
В вопросе оптимального количества экранного времени Ольга Диганаева опирается на нормы ВОЗ: до года не рекомендует давать малышу гаджеты совсем, для 2-летних детей общее время не должно превышать 60 минут в день. Дальше можно увеличивать время по нарастающей в зависимости от особенностей самого ребенка и ценностей семьи.
"С ребенком можно договориться о времени пользования телефоном, – предлагает специалист. – Например, берешь телефон на полчаса утром, днем и вечером. Дальше телефон убирается с глаз долой. Вам нужно установить рамки и контролировать соблюдение договоренностей".
Цифровая индустрия и телеком предусматривают возможность легко следить за исполнением договоренностей и расставлять границы дозволенного автоматически, если честного слова ребенка оказывается недостаточно.
"Современные смартфоны позволяют следить за экранным временем телефона ребёнка с устройства родителя, кроме того, существуют приложения с расширенными возможностями родительского контроля", – говорит директор МТС в Кемеровской области Руслан Бекиров. – Например, Kaspersky Safe Kids или Google Family Link. В нашей экосистеме это МТС Membrana Junior. Можно быть в курсе, на какие ресурсы ребёнок заходит чаще всего, когда и сколько проводит там времени. На сайты с контентом не по возрасту он технически не сможет зайти, даже если переключится с мобильного интернета на Wi‑Fi".
Также стоит помнить, что дети учатся у родителей, продолжает психолог.
"Если вы сами постоянно сидите в телефоне, ребенку будет сложно понять, почему ему это запрещено, – говорит собеседник сайта. – Предлагайте ребенку интересные альтернативы гаджетам: книги, игры, спорт, творчество".
Если у родителей по каким-то причинам нет возможности водить ребёнка в кружки и секции, то онлайн-увлечения как раз могут стать, хоть и не заменяющей полностью живое общение, но работающей альтернативой.
"Проводить время в сети ребёнок может и с пользой: не только потреблять, но и создавать контент, – говорит Руслан Бекиров. – В этом смысле наличие смартфона с выходом в интернет открывает для детей возможности для творческого развития, не зависимо от того, где они живут и какой доход у семьи. МТС уже несколько лет реализует федеральный благотворительный проект, направленный на развитие школьников с помощью современных цифровых технологий. Занимаясь на онлайн-платформе, дети могут, например, создать коллекцию цифровой одежды или научиться азам веб– и саунд дизайна у экспертов из этих областей. Лучшие работы отмечаются призами".
Телефон в руках ребёнка – находка для мошенников. Это ещё одно большое родительское опасение, с учётом наших риалий вполне обоснованное. 77% родителей, отвечая на вопросы МТС и Авито рассказали, что обучают своих детей основам цифровой гигиены: не переходить по подозрительным ссылкам, не называть персональные данные, использовать надёжные пароли и так далее. Причём 61% начинают рассказывать о безопасности в сети, когда у ребенка появляется первый смартфон, а 27% – ещё до покупки собственного гаджета.
"Сегодняшние схемы мошенничества отполированы до блеска – ребенок может не почувствовать тревоги, не понять, что его обманывают, – комментирует психолог Ольга Диганаева. – Расскажите, чего ему следует опасаться в сети, на что обращаться внимание. Важно установить с ребенком доверительные отношения, чтобы он имел возможность разговаривать с вами и делиться важной для него информацией".
Приложения родительского контроля устанавливаются на телефон родителя
Доверительные отношения с ребёнком, пожалуй, главный аспект, способный обеспечить его безопасность в сети, где обычным явлением стали дипфейки и дипвойсы, соглашается Руслан Бекиров.
"Важно объяснять детям, что даже если они, к примеру, получили аудиосообщение с голосом мамы, но мама говорит что-то странное (как в сказке "Волк и семеро козлят": "ты голосом мамы фальшиво поешь"), надо перезвонить маме по телефону, – говорит наш собеседник. – И скорее всего выяснится, что голос родителя – подделка, которую сгенерировала нейросеть. Мы как представители "светлой стороны" научили искусственный интеллект работать на нас: распознавать мошеннические схемы прямо во время телефонного разговора. Это уже работает в рамках решения "Защитник". С предварительного согласия абонента "машина" подключается к диалогу, и, если распознает подозрительную активность, подает голосовой сигнал: "возможно вы разговариваете с мошенником". На цифровых технологиях основана и работа антиспам-систем, блокирующих звонки с подозрительных номеров. А с помощью приложения родительского контроля, о котором говорилось выше, можно самостоятельно настроить фильтрацию входящих для телефона ребёнка, чтобы звонить могли только со знакомых ему номеров".
А что говорит о детях и гаджетах современная наука? Как отмечает в своем стриме на эту тему молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко, исследования показывают, как позитивное, так и негативное влияние соцстей и видеоигр на младшее поколение. Чётко атрибутированы такие риски злоупотребления экранным временем, как близорукость, лишний вес, проблемы со сном и зависимость. Причем качество работ, показывающих негативное влияние, существенно выше, потому что его проще выявить. Из позитивного – высокие коммуникативные навыки у любителей соцсетей и более развитые зоны мозга, отвечающее за пространственное мышление и скорость реакции, у геймеров.
В своих выводах популяризатор науки сходится с нашими экспертами. Свободное пользование гаджетами и интернетом – очень плохая стратегия для детей, у которых еще не до конца развита префронтальная кора мозга, ответственная за самоконтроль и противостояние соблазнам. Так же, как и полный запрет – плохая идея, особенно в отношении бунтующих подростков. Нужно мониторить пользование чада гаджетами, разумно ограничивать с раннего детства, быть в этом последовательными и подавать хороший пример. Так же важно обеспечивать ребенку качественный досуг, ведь смартфон – это только часть его мира, а не весь мир.