Кемеровские детдомовцы: любить, нельзя игнорировать

29 августа 2025 г., 10:00

Воспитанники детских домов – та часть общества, сложной судьбе которой сочувствует каждый, но погружаться в ее проблемы мало кто хочет. Для большинства людей – это неблагополучные дети, из которых во взрослой жизни вряд ли получится что-то толковое, а значит, держаться от них лучше подальше. Но кемеровчанка Екатерина Федорова с этим не согласна. Она внедрила в кузбасской столице проект наставничества для подростков из детских домов и уже три года вместе с психологом обучает взрослых горожан, которые хотят стать друзьями ребят, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, поддерживать их эмоционально и учить детей доверять миру. Подробности читайте в материале журналиста VSE42.Ru.

Упорство и доброта

Преподаватель русского языка и литературы из Кемерова Екатерина Федорова давно хотела заняться волонтерством в детских домах, но ей это не удавалось по чисто юридическим причинам.

– Я филолог, действующий преподаватель и занимаюсь этим много лет. Всегда хотела прийти в детский дом, думая, что наверняка кому-то из ребят необходим репетитор или какая-то другая помощь. Когда я обратилась в одно из учреждений, мне дали понять, что если я просто физическое лицо, то посещать детский дом не могу. Какими бы благими ни были мои помыслы, я обязательно должна представлять организацию. Поэтому я эту идею оставила. Насильно, как говорится, мил не будешь, – рассказывает Екатерина.

Но три года назад наша героиня случайно услышала по радио о всероссийском проекте "Наставничество", который занимается подготовкой взрослых, желающих помогать подросткам из детских домов адаптироваться во взрослой жизни, учить их решать бытовые вопросы, чувствовать себя более уверенными и самостоятельными. Наставники не меняют кардинально жизнь своих подопечных, но призваны через регулярное общение показать ребятам, что мир не опасен, что он полон возможностей и что необходимо учиться входить с ним в контакт, чтобы в будущем суметь выстроить свою жизнь благополучной и интересной.

– Радиоэфир подробно рассказывал, как работает проект "Наставничество". Оказалось, что он есть во многих городах России, в том числе в Сибири. Выяснилось, что проект обеспечивает сопровождение детей с 12 лет вплоть до их 18-летия. Ведущие прямо в эфире связались с наставником и подопечным – парнем, которому на тот момент уже было 19 лет. Выяснилось, что они до сих пор общаются. Это навело меня на мысль, что в таком проекте есть нечто настоящее, неформальное, раз его участники продолжают поддерживать контакт и после того, как дети вырастают. Мне как раз этого не хватало, потому что формального в жизни школьного учителя, кем я была в прошлом, более чем достаточно, – вспоминает Екатерина.

Так, наша героиня загорелась стать другом ребенка из детского дома и зашла на сайт "Наставничества", чтобы подать заявку – заполнить анкету наставника. Но тут Екатерина обнаружила, что в списке городов, где можно присоединиться к проекту, Кемерово просто нет.

– Был Томск, Красноярск, Новосибирск и многие другие регионы, но ни одного кузбасского города не было. С этой мыслью я прожила три дня, и она меня не отпускала. Поэтому я нашла организаторов "Наставничества" в соцсетях. Им оказался новосибирский благотворительный фонд "Солнечный город". Его представители рассказали мне, что необходимо для запуска такого проекта в Кемерове. Оказалось, что нужна команда, состоящая из двух человек – куратора (человека, который будет заниматься всеми организационными вопросами) и психолога, который будет обучать и курировать будущих наставников, – рассказывает Екатерина.

Немного поразмыслив, Катя решила рискнуть и организовать проект "Наставничество" для помощи кемеровским ребятишкам сама. Она обратилась за финансовой помощью в госструктуры, ведь, как минимум, для официального обучения наставников по специальной программе необходима регистрация юридического лица (некоммерческой организации, фонда), аренда помещения, а объем работы требует много времени и сил, поэтому нужны средства на зарплату куратору и психологу. Чиновники идею Екатерины оценили, похвалили, но сказали, что в Кемерове такой проект вряд ли получит развитие, потому что, по их мнению, у нас системно помогать не принято: собирают деньги, как правило разово, например, лечение детей, а финансировать долгосрочный проект, вряд ли кто-то захочет.

Несмотря на это, удача Екатерине улыбнулась: сначала под свое крыло ее взяла некоммерческая организация "Многоточие", а позже она смогла зарегистрировать и собственную – центр поддержки семьи и детства "Теплота".

– Так в 2022 году мы стартовали и постепенно начали находить наставников ребятам из кемеровского детского дома (после реорганизации из трех учреждений в Кемерове осталось одно, включающее в себя два корпуса – прим. ред.), – делится Екатерина.

Ребенок всегда на первом месте

За три года работы было создано 60 пар: наставник – подопечный. В данный момент функционируют 47. То есть 47 кемеровских ребятишек из детского дома в возрасте от 12 до 18 лет получают поддержку от специально подготовленных для этого взрослых горожан. Как же формируются эти пары, как находят друг друга ребенок и наставник?

– Наш Центр запрашивает у детского дома информацию, кто из воспитанников хотел бы взрослого наставника? Так, например, мы получаем список из 20 человек и уже знаем что-то об этих ребятах, об их особенностях, жизненных ситуациях. К сожалению, желающих быть наставниками пока намного меньше, чем детей, которые в них нуждаются. И если мы обучили, скажем, двоих новых взрослых, то мы думаем, кому из детей они подойду. То есть мы всегда отталкиваемся от ребенка, от его потребностей, обстоятельств его жизни. Бывает такое, что надо подождать, пока появится такой ребенок, с которым у конкретного взрослого сложится контакт. Ведь наставники – это тоже разные личности, они не универсальные, – объясняет Екатерина.

Любой желающий стать другом для ребенка из детского дома может зайти на сайт проекта "Наставничество" и заполнить анкету кандидата. После этого с ним связывается Екатерина и приглашает на обучение.

– Занятия у нас проходят один раз в месяц. Нам очень важна мотивация кандидата. Объясню поподробнее. Дело в том, что обычно к нам приходят женщины. Это чаще всего люди с большим добрым сердцем, которые хотят всех обогреть и спасти. Таких мы не берем. То есть в нашем проекте не идет речи о спасательстве. К подопечным здесь не относятся, как к бедным, несчастным сироткам. Кандидат на наставника должен иметь желание помочь. Задача взрослого – быть рядом с ребенком и уметь разделить с ним чувства, эмоции в моменте. Если мы понимаем, что человек подходит, он проходит обучение и начинает каждую неделю встречаться с подопечным. Но при этом раз в месяц он продолжает посещать супервизии – групповые занятия с психологом у нас в Центре, – рассказывает Екатерина.

Есть и другие категории кандидатов в наставники, которым отказывают или рекомендуют прийти в проект позже, когда их жизнь и эмоциональное состояние будут более стабильными. Вот, что об этом говорит Екатерина:

– Как правило, мы отказываем и тем кандидатам, которые сами пребывают в состоянии травмы: это может быть развод, смерть близкого и так далее. Дело в том, что даже человек, не чувствующий себя уязвимым в данный момент, узнав какую-то трагическую историю из жизни подопечного, может испытать очень сильные негативные эмоции. А что говорить, о том, кто, например, недавно пережил личную трагедию? Даже смена работы может являться травмирующим для наставника фактором. Когда мы отказываем кандидату, то всегда аргументируем это. Если мы отклонили кандидатуру, это не значит, что человек плохой, это значит, что мы хотим снизить уровень возможных рисков и для него самого, и для подопечного ребенка. Вообще мы всегда просим максимально делиться обстоятельствами своей жизни с командой Центра, чтобы избежать обманутых ожиданий и взрослого, и подростка.

Поддержка для наставников

Чтобы стать взрослым другом ребенка из детдома, нужно обладать определенными качествами, то есть, по словам Екатерины Федоровой, зайти в проект, как говорится, "с улицы" невозможно.

Начинается все с того, что нужно предоставить куратору, хоть и небольшой, но все же пакет документов: справку об отсутствии судимости, справки от психиатра, нарколога и о прохождении флюорографии. Екатерина говорит, что даже этот минимум готов собирать далеко не каждый кандидат на наставничество. А если человек не хочет преодолевать такой мизерный бюрократический порог, то и серьезно отнестись к общению с подростком он вряд ли сможет.

– Если говорить о личности наставника, то по нашим правилам это должен быть человек старше 24-х лет, без проблем с законом и желающий стать наставником. Если же начинать присматриваться внимательно, то это должен быть человек ответственный, предсказуемый, понимающий, умеющий соблюдать правила. Важно, чтобы наставник понимал – он не становится подопечному приемной мамой или папой, он не должен брать на себя ту роль, о которой его не просили. Если же такое происходит, то мы это корректируем, – объясняет Екатерина.

Понять, подходит ли человек на роль наставника, помогают ежемесячные тренинги, где психолог анализирует, как каждый участник взаимодействует с группой, как реагирует на вопросы, упражнения и т.п.

Помимо всего прочего, наставник обязан соблюдать документально зафиксированные правила проекта "Наставничество". Мы приведем несколько пунктов:

  • Запрещено обещать подопечному того, что не сможете выполнить. Не давайте ложных надежд и не поддерживайте ложные ожидания. Будьте честны с подопечным.
  • Запрещено дарить дорогостоящие подарки, давать подопечному наличные деньги или банковские карты, переводить средства на карты подопечного или в "кошельки" платежных систем. Проект "Наставничество" ориентирован на общение, а не на спонсорскую помощь.
  • В общении с подопечным будьте "слушателем". Запрещено расспрашивать по собственной инициативе о прошлом ребенка, о том, как и почему он оказался в учреждении или опекунской семье. С уважением относитесь к праву ребенка на тайны и его нежеланию делиться с вами секретами.
  • Запрещено сообщать личную информацию о подопечном посторонним . Для сохранения доверительных отношений рекомендуется спрашивать согласие подопечного на публикацию ваших совместных фотографий или фотографий ребенка в соцсетях.

Это всего лишь четыре из 21 пункта регламента взаимодействия наставника с подопечным, и все они базируются на двух основных правилах проекта: безопасность и доверие. При этом в приоритете всегда безопасность ребенка.

– После каждой встречи наставник в личном кабинете на нашем сайте пишет маленький отчет – мы называем его "дневник наставника". Здесь он рассказывает, чем они занимались с подопечным, как развиваются их отношения. Наставник в дневнике может поделиться какими-то сложностями, чтобы наш психолог вовремя пришел на помощь. Ведь возникают разные ситуации. Бывает, что наставник не готов столкнуться с какими-то эмоциями ребенка. Случается, что ребенок делится какой-то тяжелой историей, которая была в его жизни до детского дома в родной или приемной семье. Это может быть и пережитое в прошлом насилие, и травма утраты близкого человека – смерть родителей, например. В этом случае наставнику может понадобиться помощь или совет психолога, и он ее получит, – говорит Екатерина.

Огромную роль в "Наставничестве" играет комьюнити и сопровождение психолога. По словам Екатерины, эти опции привлекают большинство взрослых, желающих поддерживать ребят из детдома. То есть наставник никогда не останется один на один с проблемой, если такая вдруг возникнет.

– Во-первых, на супервизиях, которые мы проводим два раза в месяц, наставник может задать любой вопрос, обсудить любую сложность, возникшую в паре, и получить помощь. Здесь ты точно не один, у тебя целое сообщество, группа поддержки: все сидят в кружочке и делятся, у кого как дела. Бывает, что кому-то нужно разобрать его кейс, и он обращается к коллегам по наставничеству и психологу, рассказав, что у них там с подопечным происходит. Наставники дают обратную связь, делятся своим опытом, а психолог все это анализирует и дает свои комментарии, – говорит Екатерина.

Наставник – подопечный: общение и досуг

Встречи наставников с подопечными могут проходить в самых разных форматах. Они заранее договариваются о времени и дне, после чего наставник пишет заявление в детдом и дожидается официального ответа-разрешения. То есть просто так "выдернуть" ребенка из учреждения нельзя. Ведь кроме того, что детский дом несет за детей ответственность, у них еще есть и свой распорядок дня, учеба, большая программа мероприятий – экскурсий, внеклассных занятий. Досуг у ребят насыщенный, и наставник должен в это расписание вклиниться.

– Встреча обычно длится пару часов. Место зависит от того, что хочет ребенок. Часто дети, особенно в начале общения, просто просят погулять с ними и поговорить. Какими бы хорошими ни были воспитатели в детском доме, времени на душевное общение с каждым ребенком у них нет. Да и сотрудники учреждений разные: не все болеют за детей душой, кто-то просто выполняет свою работу. Поэтому, иметь возможность поговорить на самые разные темы для детей, очень важно, и чаще всего они просят именно об этом, – говорит Екатерина.

В первый раз, при знакомстве, по ее словам, наставник и подопечный, как правило, гуляют по району или идут на какой-нибудь мастер-класс. Приветствуется все, что интересно ребенку: кино, выставка, любое культурное мероприятие. Так пара начинает взаимодействовать, присматриваться друг к другу.

– Со временем общение ребят с наставниками обрастает какими-то ритуалами, традициями. Вот пример из нашей практики. Наставница привезла девочку к детскому дому, но время их встречи еще не истекло – полчаса оставалось в запасе. Она спросила у подопечный: "Пойдешь или посидим в машине?" Девочка отвечает: "Посидим в машине". Обычному человеку это покажется ерундой. А для ребенка из детского дома – это что-то особенное. И вот у этой пары такая традиция сложилась – болтать в машине перед расставанием, – делится наша героиня.

А вот что нам рассказала Ирина Камалетдинова, которая уже три года является наставником мальчика по имени Камиль. Ее дети дружат с подопечным мамы, а младшая дочь часто проводит с ними время.

– Мы много ездим, смотрим красивые места: любим Томскую писаницу. Если идем по набережной обсуждаем все, что видим вокруг, катаемся на аттракционах. Когда Камиль был помладше, водила на мастер-классы. Если мы встречаемся и у дочери с Камилем нет идей, куда пойти, то инициативу в руки беру я: идем в кино или на выставку. Причем я стараюсь водить их на картины, где нужно поразмышлять, подумать. Например, им очень понравился фильм "Мастер и Маргарита". Обычно мы потом долго обсуждаем такие культурные события. Мне интересно, что они думают об увиденном, – поделилась Ирина.

Сейчас Камилю уже 17 лет, и он начал подрабатывать, чтобы иметь карманные деньги.

Когда Екатерина запускала проект "Наставничество" в Кемерове, ей казалось, что польза и важность его настолько очевидна, что потребность ребят в сопровождении взрослыми закроется в обозримом будущем, но все оказалось не так просто.

– Во-первых, я быстро поняла, что наставники не повалят к нам толпами, просто потому что далеко не все думают и чувствуют так же, как я. И единомышленников нужно искать, чем я сейчас постоянно и занимаюсь. А во-вторых, я рассуждала так: ну вот есть, условно, 20 детей, которые хотят общаться с наставником, и вот мы находим этих людей и все счастливы. А проходит полгода, в детдом привозят еще десять детей, и они тоже хотят взрослого товарища. Проходит еще полгода и опять появляются новые подростки, которым нужен наставник, и так постоянно. Но при этом наставников заметно больше не становится. Конечно, сейчас лучше ситуация, чем год назад. Потому что мы работаем, мы ищем людей. Я везде рассказываю о проекте, была на радиостанциях, на телевидении, плюс у меня большой круг общения и работает пресловутое сарафанное радио. Мы в лифтах размещаем листовки, через них люди к нам пришли – спасибо спонсорам, – делится Катя.

Мужчинам сложнее?

Как мы уже говорили, основная часть наставников в проекте – женщины.

– Сейчас у нас 43 пары с наставниками-женщинами и только четыре с наставниками-мужчинами. В целом я понимаю, почему так происходит, это чисто биологический момент. Материнская часть в женщине очень сильна. Для мужчин это вторично. К тому же у женщин терпения больше, у мужчин, как правило, его нет. А подросток, это же особенный человек: "Сегодня хочу, завтра не хочу". А мы в проекте детям границы показываем и даем возможность потренировать на себе эти границы. И вот женщины тут более понимающими оказываются, как правило. А мужчины менее гибкие, им сложнее ужиться с подростком, да еще из детского дома. То есть со стороны мужчины тут больше работы требуется, чтобы это отношения выстроить в позитивном ключе, – объясняет Екатерина.

Один из наставников проекта кемеровчанин Максим Клевакин: женат, у него взрослая дочь и есть маленький внук. По словам Кати, Максим – буквально олицетворение архетипа отца. Работает он в строительстве, то есть это чисто мужская сфера, где коллектив на 99% состоит из мужиков. При этом, когда Екатерина спросила, не хочет ли кто-нибудь с его работы прийти и попробовать себя в наставничестве, оказалось, что среди коллег Максима никто к этой теме интерес не проявил, хотя они знают, что он уже больше полугода поддерживает 14-летнего мальчика Сашу из детского дома и делает это вполне успешно.

Мы связались с Максимом, чтобы узнать, как он решился на наставничество, и как оно повлияло на его жизнь.

– Я увидел объявление в лифте и мне стало интересно. На первый тренинг я пришел просто посмотреть, особо не веря, что из этого что-то получится. А потом мне дали подопечного – пацаненка 14 лет, и я втянулся. Помню, как первый раз приехал в детский дом, и ко мне вышел заспанный мальчишка на голову выше меня. Я и сам поговорить люблю, но на тут Саша мне слова вставить не дал, говорил без умолку. Потом я начал выяснять, что ему интересно. Оказалось, он хочет стать автослесарем. А у меня в гараже есть мини-трактор, который я сам собирал. И вот каждые выходные зимой мы ходили в гараж, я ему давал легкие задания, Саша был рад, если у него получалось. А летом у меня дача. Мы тут живем практически, и мне бы неудобно было ездить за подопечным туда-обратно. Тогда я заблаговременно начал оформлять "Теплый дом" (система, когда наставник может забирать воспитанника по согласованию с администрацией учреждения с ночевкой, – прим. ред.), чтобы он выходные проводил у нас, – рассказал Максим.

За полгода общения отношения Максима с подопечным изменились в лучшую сторону.

– У Саши на даче отдельная комната. И весь июнь он безвылазно в ней сидел. Выходил только поесть. А в остальное время, ему хотелось, чтобы его никто не трогал, настолько ребенку нравилось, что у него есть свой уголок, свое личное пространство. А сейчас он, наоборот, редко уединяется. Больше со мной времени проводит: "Чем помочь? Дайте что-нибудь поделать". Я его учу пользоваться инструментами. У меня задача дать ему навык, заинтересовать, а дальше он пусть сам решает, где применять его, – делится Максим.

Когда у наставника умерла теща, Саша попросил взять его на кладбище, и они вместе с Максимом нашли могилы мамы, дедушки, бабушки мальчика. Он сам привел их в порядок, проникнувшись возможностью помянуть родных.

– Мой старший брат как-то сказал мне: "Ты хотел сына? Вот тебе сын". Есть человек, которому я нужен. Я Сашу не ругаю, и поэтому он мне доверяет, рассказывает о своих делах, шалостях. Хотя у нас не принято, чтобы мальчики проявляли эмоции, говорили, например: "Я соскучился". Но я вижу, что Саша радуется, когда я приезжаю, тянется ко мне, – рассказывает Максим.

Как наставник может помочь ребенку?

Чтобы нагляднее представить формат взаимодействия и то, какие проблемы, наставники помогают решать своим подопечным, Екатерина описала нам несколько конкретных примеров.

В одном случае восьмиклассница подвергалась в школе буллингу. Дело в том, что дети из детских домов посещают обычные общеобразовательные школы, где большинство одноклассников живут в семьях. Подопечную обижали на том основании, что она "детдомовская". Девочка рассказала о своих неприятностях наставнице, и та стала встречать ее из школы.

– Эта наставница сильная женщина, с внутренним стержнем. Проблему она сгладила. Девочку перестали обижать. Она показала, что ребенок не один. То есть достаточно было ее видимого для окружающих присутствия в жизни подопечной, – рассказывает Екатерина.

Другой пример помощи – когда детский дом просит, чтобы наставник входил в родительский чат класса, где учится ребенок.

– Дело в том, что детей много, а воспитателей намного меньше, и хотя они состоят в школьных чатах, времени у них на всех воспитанников не хватает. Наставник может ходить и на родительские собрания, это тоже прекрасная поддержка ребенку. Есть у нас пара, где девчонка достаточно маленькая еще, 13 лет. И воспитатели детского дома по мере возможности просят наставницу заниматься с ней уроками – она с радостью делает это. Поясню, что это не прямая функция наставника, он может отказаться. Но конкретно эта наставница, имеет такую возможность, – делится Екатерина.

А вот еще случай, о котором рассказала Катя:

– Одному из подопечных исполнялось 18 лет, и ему нужно было сходить в социальную службу, оформить документы. На тот момент у парня папа из тюрьмы вышел – они уже общались с ним. Мама всегда была, но, тем не менее, ребенок в детском доме воспитывался. Угадайте, кто пошел, с ребенком в соцслужбу? Наставник!

То есть наставники могут стать опорой для ребенка из детского дома в самой неожиданной ситуации, которую подбросит им жизнь.

Сложности есть, но это нормально

Екатерина рассказала о том, что у многих ребят, живущих в детских домах, формируется, так называемая, потребительская жизненная позиция. Глубина проблемы зависит от того, как долго ребенок прожил в социальном учреждении.

– Формируют это потребительство и бесконечные подарки, которые в детдома на праздники привозят организации, и то, что дети живут на всем готовом – их фактически обслуживают сотрудники учреждения. В детдоме все для них. Большинство детей элементарно не умеют спланировать свой день, потому что за них это делают воспитатели. Ребята практически лишены необходимости что-то делать самостоятельно. Есть ребята постарше, которые хотят работать, чтобы купить себе что-то. Но их меньшинство – это, скорее, исключение из общего правила, – рассказывает Екатерина.

Оказывается, потребительство, сформированное в воспитанниках детских домов, влияет и на отношения с наставниками.

– Это приводит к тому, что дети начинают "меряться" наставниками, у кого круче, кого и куда сводили и тому подобное. Бывали ситуации, когда детский дом нам говорил: "Вы избаловали детей". Тогда мы начинаем это прорабатывать с наставникам – фактически по воле детей возвращаемся к правилам проекта, где четко сказано, что подарки нежелательны. Мы понимаем, конечно, что хочется ребятишек побаловать, но это чревато. И плюс, если наставник начинает устраивать отношения с ребенком как спонсор, потом очень сложно из спонсорства перепрыгнуть в наставничество, душевность. Поэтому в первую очередь необходимо выстроить мосты взаимопонимания, доверия, а потом уже подарки на Новый год и День рождения дарить, – объясняет Екатерина.

Существуют и другие моменты, когда между ожиданиями наставников и реальностью возникает диссонанс.

– На собеседовании мы часто говорим будущему наставнику, что он не должен сравнивать себя и своего подопечного в возрасте, например, 15 лет. Между этими двумя подростками с большой долей вероятности пролегает пропасть, потому что вы воспитывались в нормальной семье, а ребенок живет в детском доме и скорее всего имеет педагогическую запущенность (состояние, при котором у ребенка наблюдаются устойчивые отклонения в поведении, обусловленные недостатками воспитания и/или неблагоприятным влиянием окружающей среды. Дети с педагогической запущенностью могут испытывать трудности в обучении, социальной адаптации, а также проявлять негативные черты характера и поведения, – прим. ред.) Мы все это обязательно проговариваем и готовим наставника к любым возможным сложностям, а в последующем помогаем их разрешать, – говорит Екатерина.

Наставник, по словам Кати, должен быть внутренне максимально целостной личностью, уверенным в себе человеком, чтобы поддерживать сложного ребенка и не ждать от него: "Спасибо". А все потому, что в системе ценностей наставника это есть – понятие о благодарности. Ему мама это в детстве вложила, а ребенку из детдома это никто не объяснил, некому было.

Почему касается каждого?

Рассказывая о "Наставничестве" и его участниках, мы, наконец, подходим к самому главному вопросу: что проект дает обычным людям, тем, кто не идет в наставники, а просто живет в городе, где есть детские дома, подростки, оставшиеся без родителей или их поддержки в текущий момент?

– Если говорить прямо, то, по сути, наш проект – это оздоровление общества. Если спуститься на бытовой уровень, когда эти дети выходят в социум, они становятся нашими соседями. Очень конкретные примеры есть в Кемерове, где несколько домов, в которых выделяют квартиры воспитанникам детдомов, превращаются в гетто. Потому что эти дети, вырастая, повторяют жизнь своих родителей, то, чему их научили в их неблагополучных семьях. И вот наш проект создан для того, чтобы этого становилось меньше. Чтобы у ребят, которые выходят из детского дома, были здоровые жизненные ориентиры, интересы, стремления, – говорит Екатерина.

Благодаря наставникам, у детей появляются цели, мотивация. По мнению Екатерины, наставничество дает ребятам шанс.

– Наставники показывают своим подопечным другой пример жизни. Как мне сказала одна девочка-девятиклассница: "Я увидела другую планку. Увидела, что можно пить растворимый кофе, а можно пить натуральный в красивой кофейне за 300 рублей. И это будет разный кофе". Этот пример на всю жизнь можно распространить: образование, работу, отношения. Но чтобы подросток смог поставить себе высокую жизненную планку, он должен о ней узнать, увидеть ее. И как раз наставник может дать о ней представление ребенку, – рассуждает Екатерина.

Без вашей помощи не обойтись

У проекта "Наставничество" в Кемерове есть ежемесячные расходы, которые становится все сложнее покрывать. Каждый месяц на работу проекта требуется 96 000 рублей. Екатерина ищет спонсоров среди небезразличных кузбасских бизнесменов, которые помогли бы оплачивать зарплату бухгалтера и куратора проекта.

Мы также будем благодарны, если обычные кузбассовцы захотят регулярно жертвовать на проект любую, даже небольшую сумму. Достаточно 100-200 рублей, главное, чтобы платеж был ежемесячным. Чтобы сделать пожертвование, перейдите по этой активной ссылке.

Это меньшее, что может сделать каждый из нас. Если у детей из детских домов будут наставники, которые смогут подставить им плечо в сложный момент, с большой долей вероятности ребятам никогда не придется делать губительный для них и опасный для окружающих выбор – идти на грабеж, воровство, занятие проституцией. "Наставничество" дает им шанс стать законопослушными членами общества и просто счастливыми людьми.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Анастасия Ландо