Кемеровские власти анонсировали очередной этап программы "Формирование современной городской среды", в рамках которого горожане якобы смогут выбрать общественные места, которые мэрия отремонтирует за счет бюджетных денег в 2023 году. Кому повезет, сколько будет стоить и зачем все это надо – выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Программа "Формирование современной городской среды", пожалуй, является примером истинного демократизма, который реализуется на самом низовом муниципальном (в плане иерархии власти) уровней. И замысел авторов этой программы, как видится, состоит в том, чтобы показать рядовым жителям конкретного муниципалитета, что они вправе самостоятельно решать, куда потратить бюджетные деньги, какие парки, скверы и прочие общественные пространства стоит отремонтировать в первую очередь.
Признаюсь, очень приятно хоть что-то решать. Тем более решать, на что потратить "чужие" (на самом деле нет, поскольку бюджет формируется за счет налогов граждан) бюджетные деньги. Тем более, что суммы более чем приличные – на взгляд все того же рядового гражданина. По крайней мере, как рассказал на недавней пресс-конференции заместитель кемеровского мэра, он же начальник городского управления ЖКХ Сергей Лысенко, в 2022 году в рамках программы на ремонт семи общественных пространств плюс ремонт 70 дворов (последнее – на условиях софинансирования с жителями-собственниками недвижимости) будет потрачено более 320 миллионов рублей.
Правда, пока строительно-ремонтный сезон только начинается, и итоги его стоит подводить по осени, но планы кемеровской мэрии пока именно таковы. И об этом уверенно заявил Сергей Лысенко. Однако сомнения в том, что эти планы будут реализованы в полном объеме, все же остаются. И вот почему.
Ни для кого не секрет, что в феврале 2022 года цены стали расти по принципу "на все" и "сильно". Начиная от продуктов питания, бытовой техники и заканчивая строительными материалами. Как следствие, компании-подрядчики, выигравшие муниципальные контракты на проведение ремонта общественных пространств и придворовых территорий, с высокой степенью вероятности могут уже в ближайшее время попасть в весьма интересное положение.
Суть в том, что муниципальный контракт – это конкретный объем работ за конкретные деньги. Если по стоимости в результате "не влезаешь" – твои проблемы, как говорится. А риск "не влезть" не нулевой. И все из-за пресловутого роста цен на строительные материалы. То есть, условно говоря, если вчера положить тротуарную плитку или купить и установить "садовые диваны" стоило "икс" рублей, то завтра все то же самое может обойтись в "икс" плюс 30 процентов, 50 процентов или, например, 100 процентов.
Тут, судя по всему, только два возможных решения проблемы. Либо объем ранее запланированных ремонтных работ сокращать, чтобы "влезть" в ранее утвержденную сумму муниципального контракта, либо увеличивать стоимость уже "отыгранного" контракта. Что первое, что второе может оказаться крайне затруднительным. Чтобы "переиграть" муниципальный контракт, с одной стороны, требуется только согласие "бюджетораспорядителей" на всех уровнях власти, поскольку финансирование программы производится за счет федерального (больше половины), регионального и муниципального (10 процентов от стоимости программы) бюджетов.
И здесь стоит отметить, что практически любое бюджетирование в целом и федеральное в частности – это крайне неповоротливая махина, работающая в режиме, как минимум, "на год вперед". Так что говорить о каких-то реакциях на меняющуюся ситуацию в режиме "здесь и сейчас" можно только весьма условно.
Так что любой пересмотр контракта, его условий и, возможно, повторные торги – это всегда время. Учитывая, что теплый сезон, когда можно вести ремонтно-строительные работы на улицах Кемерово, достаточно короткий, именно временной фактор может оказаться пагубным для благих начинаний, в частности, кемеровских властей.
Но, справедливости ради, стоит отметить, что заммэра подчеркнул, что в случае возникновения подобных ситуаций, когда подрядчики будут вынуждены выходить за пределы установленной суммы, городские власти готовы своевременно реагировать и, видимо, менять условия игры в пользу конкретных исполнителей муниципальных контрактов. Говоря проще, если надо больше денег – будет больше денег.
По крайней мере, так утверждает начальник кемеровского управления ЖКХ в настоящее время. Как обстоятельства будут складываться в реальности, уже в ближайшем будущем – покажет время.
Если предсказать ситуацию с ценами на строительные материалы сейчас вряд ли кто возьмется, то угадать общественные места, в которых могут провести ремонт в рамках упомянутой выше программы значительно проще. Перечень объектов утвержден и скоро кемеровчане (впрочем, не только они) смогут проголосовать именно за те парки и скверы, которые, по мнению людей, нуждаются в первоочередном ремонте-восстановлении-модернизации.
Да-да, именно так. Сначала власти утверждают список объектов для ремонта, а потом выставляют его на голосование. Получается как бы "голосуйте за то, что мы уже выбрали". Точнее, в утвержденный список изначально вошли 17 общественных пространств, но только 11 из них должны в итоге дойти до финишной прямой. Именно им, а точнее кемеровчанам, проживающим по соседству с ними, повезет.
В программу "городской среды" на будущий год могут попасть в том числе скверы у территориального управления Центрального района, у ДК "Москва" и сквер "Искусств" на улице Коммунистическая – это в Центральном районе.
В Ленинском районе претенденты следующие: сквер у Ленинского районного суда и сквер на пересечении улицы Марковцева и проспекта Комсомольский.
В Заводском районе – сквер на улице Патриотов (второй этап реновации), сквер на проспекте Молодёжный, 10 и сквер героев Гражданской войны на улице Карболитовская.
Кроме того, в программу могут попасть кировская "Березовая роща", а также общественные пространства в Боровом, на Ягуновке и в поселке Пионер.
Как подчеркнул Сергей Лысенко, выбор того, что будет "реновировано", будет именно за горожанами. Но, еще раз, выбор исключительно из утвержденного мэрией списка.
Может, оно и правильно, если предположить, что городским чиновникам виднее что именно, где именно и когда именно стоит ремонтировать. А значит, если следовать этой логике, простые жители нашего города даже не в состоянии сформировать "открытый список" для ремонта из того, что они сами считают важным для себя, а вовсе не чиновники.
Это с одной стороны. А с другой, сама ситуация с голосованием тоже оказывается не столь однозначной, как может показаться при первом приближении.
Система "выборов" устроена таким образом, что принять в ней участие может любой желающий, авторизовавшийся через госуслуги либо по номеру телефона. И только один раз. При этом, например, житель Калтана вполне может голосовать за сквер в Кемерове – если такая фантазия его посетит. Второй важный момент, который стоит отметить, говоря про пресловутое голосование, состоит в том, что "выставленные лоты" весьма не равнозначны. В том смысле, что легко предположить, кто победит в соревновании между сквером в Боровом и в Центральном районе. Поскольку жителей центра Кемерова объективно гораздо больше, чем "боровичан", то и победа, скорее всего, достанется "центровым".
Правда, комментируя эту ситуацию, Сергей Лысенко, как показалось, хитро улыбнулся, сказав "давайте все-таки посмотрим, как закончится голосование". Невольно показалось, что городской чиновник знает что-то такое, чего не знают журналисты, присутствующие на пресс-конференции.
При этом заместитель кемеровского мэра подчеркнул, что проведение "выборов" предполагает абсолютную прозрачность и какие-либо "накрутки" просто невозможны – опять же из-за того, что каждый голосующий будет идентифицирован с помощью госуслуг или номера мобильного телефона.
В завершение еще раз вернемся к деньгам. А точнее, к финансовым объемам программы "Формирование современной городской среды" на 2023 год. Как сообщил заместитель кемеровского мэра Сергей Лысенко, в будущем году предполагается, что расходы в рамках этой программы останутся на уровне 2022 года. Напомню, что в текущем году предполагается отремонтировать всего семь общественных мест и 70 кемеровских дворов.
В таком случае увеличение количества объектов с учетом практически неизбежного роста цен на строительные материалы к лету 2023 выглядит по меньшей мере неожиданно. Тут, скорее всего, можно найти два объяснения. Либо ремонты-реновации-модернизации, запланированные на будущий год, будут существенно мельче, чем года текущего, либо количество дворов, которые попадут в программу, в итоге окажется существенно меньше.
Ну и третий вариант, который нельзя полностью исключать: чиновники лукавят и чего-то не договаривают – то ли с количеством денег, то ли с количеством заявленных объемов программы будущего года. Но не стоит все же забывать, что "пообещать сегодня – не значит выполнить обещанное завтра". В конце концов, это же не "игра в кальмара", где цена ошибки слишком высока, чтобы давать пустые обещания.