И порно, и задорно, или Кузбасс готовится к дистанту

25 января 2022 г., 14:50

В Кузбассе вновь ужесточили коронавирусные ограничения. Теперь школьники, студенты, преподаватели и родители учеников сидят в ожидании вердикта: введут ли в регионе повсеместную "дистанционку" вновь. Корреспондент VSE42.Ru узнал, как кузбассовцы относятся к "ковидному" формату обучения.

Порно, голые преподаватели и другие сюрпризы дистанта

В 2019 году "дистанционка" стала неотъемлемой частью жизни кузбасских школьников и студентов. Всего учиться из дома им пришлось практически полтора года. Однако многие из них даже не могли себе представить, какие сюрпризы для учеников и преподавателей подготовил дистант.

– Помню, как-то раз я очень рано зашла в конференцию для пары. Минут за 10 где-то. Преподаватель тогда уже подключила звук, камеру и попала в кадр, находясь в нижнем белье. Она извинилась, а я сделала вид, что не заметила этого, чтобы ее не смущать. Хорошо, что тогда больше никто подключен не был. Представляю, как неловко ей было. Но все мы люди, всякое случается, – рассказала студентка кемеровского университета.

Некоторые учащиеся во время дистанта придумывали необычные способы сорвать пару или же, возможно, просто поразвлечься.

– Однажды во время пары кто-то подключился не под своим ником. В тот день преподаватель дала возможность студентам выводить на экран свои презентации. И вот этот самый аноним решил включить порнографический фильм на весь экран. Мы просто все были в шоке. Ситуацию усугубил тот факт, что порно зависло на некоторое время. Находясь в шоке, преподаватель не смогла быстро убрать все это непотребство с экрана, – поделилась кемеровская студентка.

Порой студенты сталкивались и с куда более невинными выходками. Например, атакой школьников на студенческие конференции.

– Запомнился момент во время обучения, когда внезапно какие-то школьники решили подключиться к нашей конференции и сорвать пару. Не знаю уж, как они находили ссылки для попадания в наш чат. Думаю, это не сложно, многие из них вроде бы даже в открытом доступе. Они что-то там кричали, было не совсем понятно, что именно и зачем. Но они не сильно долго находились в чате. Видимо, после этого пошли искать другую конференцию, которую можно было бы сорвать, – сообщила учащаяся кемеровского вуза.

Некоторые кемеровские школьники баловались не только в студенческих конференциях, но и на своих дистанционных уроках. И порой такие выходки буквально выводили учителей из себя так, что им приходилось жаловаться родителям.

– Помню, как-то звонит мне классный руководитель и говорит, что мой сын подписался в конференции как "Жмых Пожилой". Учительница тогда была просто в ярости во время урока, когда просила признаться, кто такой этот "Жмых". Как оказалось, так уже кто-то делал в другом городе, и мой сын решил перенять эту "эстафету". Другие ребята тоже так баловались – брали себе странные ники, – рассказала мама кемеровского школьника.

Еще более неловко, чем эта родительница, неоднократно приходилось себя чувствовать и студентам.

– Несколько раз происходили такие ситуации, когда студенты думали, что у них микрофоны отключены, а на самом деле – нет. И у меня, в том числе, такое бывало. Как-то была пара, на которой находился весь поток. Дисциплину вел пожилой преподаватель, очень милый, добрый дедушка. Только ничего понятно не было. И вот я как-то выговорилась матом, сказала, что ничего не понимаю и пойду лучше попью чаю. Зависла пауза. Он все услышал, но тактично промолчал. Я отключилась и пошла пить чай. Мне стало очень стыдно, – рассказала кемеровская студентка.

Дистанционка: возвращение неизбежно?

Возможно, в скором времени кузбасские школьники и студенты вновь отправятся на "удаленку". На такие мысли жителей региона наталкивает тот факт, что из-за ухудшения ситуации с коронавирусом в области ужесточили меры по борьбе с инфекцией и вновь заговорили о "дистанционке". Глава региона Сергей Цивилев отчетливо дал понять жителям области, что дистант – крайняя мера, идти на которую властям не очень уж и хочется. Даже в условиях роста в Кемеровской области заболеваемости ковидом. Ведь, по мнению представителей регионального правительства, опыт дистанционного формата обучения показал, что качество образования на карантине хромает.

– Переход на дистанционное обучение – это крайняя мера, которую можно вводить только после всесторонних консультаций со специалистами, это должно быть решение Штаба по охране здоровья населения. Сейчас у директоров школ есть полномочия перевести в режим онлайн отдельные классы или образовательное учреждение полностью, если заболеваемость превысит 20%, – заявил глава региона. Ранее он уже критиковал "дистанционку".

А жители региона, в особенности родители школьников и студентов, разделились на два лагеря. Одни считают, что детей и учителей надо защищать, а значит, отправлять всех на "дистанционку". Вторые уверены, что необходимости в этом нет, и перечисляют многочисленные минусы "заочного обучения". В их числе снижение эффективности образовательного процесса. А если в семье несколько детей, то банально может не хватить техники, чтобы обеспечить гаджетом каждого ребенка. Кроме того, многие возрастные преподаватели так и не смогли перейти с техникой "на ты" и сделать обучением комфортным для себя и учеников. Это, что называется, проблемы навскидку.

Тем не менее, тот факт, что власти вновь заговорили о "дистанционке" и принялись ужесточать коронавирусные ограничения, не может не приводить к мысли, что локдаун в том или ином виде может повториться. Кроме того, в ряде российских регионов уже вернулись к прежнему формату учебы из дома.

Депрессия и драки: опыт прошлой «дистанционки»

Значительная часть педагогов выступает категорически против очередного перехода на дистанционное обучение. По их мнению, такой формат в принципе нельзя считать полноценным образовательным процессом, ведь через экран никто ничему нормально не учится.

– Когда до этого начиналась "дистанционка", я сразу впадала в депрессию. Для меня это очень сложно – не общаться вживую со студентами. Когда я говорю что-то просто в микрофон, из моих слов будто бы уходит "жизнь", остается только сухой текст подготовленной лекции. Мне кажется, что живое общение, реальный обмен опытом – это настоящий образовательный процесс. И с помощью компьютера или какого-то другого гаджета он не может быть полноценным, – делится преподаватель кемеровского вуза.

Действительно, многие разделяют такую позицию. Вопрос только в том, перевешивает ли фактор снижения качества образования риски, связанные с последствиями ковида.

– Дистант однозначно нужен. Потому что распространение коронавируса сейчас очень стремительное, и то, что многие болеют – не есть хорошо. К сожалению, дистант не может гарантировать высокое качество образования, но другого выхода, я думаю, нет. Но для того, чтобы уйти на дистант, нужно обеспечить преподавателей и студентов всем необходимым для дистанционного обучения. А это не всегда происходит, – рассказывает преподаватель кемеровского медицинского образовательного учреждения.

Родители кемеровских школьников и студентов признаются: да, ковид – это страшно, но даже это не заставляет многих из них встать на сторону дистанционного формата обучения.

– У меня два ребенка. Когда в прошлый раз была "дистанционка", сын перешел в пятый класс, а дочка в 11-й. Одному сложно, так как в пятом классе появляются новые учителя, дисциплины, надо адаптироваться, также сложно и второй – впереди ЕГЭ. А ноутбук у нас один. А я еще из-за коронавируса осталась без работы, так как работаю в общепите. В общем, мы с ума сходили так, что даже до драк между детьми доходило. Один ноутбук поделить не могли, да и вообще уже "крыша ехала" от постоянно нахождения втроем в четырех стенах, да еще и "на мели", – поделилась кемеровчанка.

Действительно, многие негативные отзывы о "дистанционке" так или иначе связаны с организационными и техническими моментами. Часто родители и студенты жалуются на преподавателей, в особенности возрастных, которые подолгу могут подключаться к конференции и растягивать процесс настройки оборудования. Однако от этого времени, выделенного на занятия, больше не становится. А значит, дистант впустую тратит время, которое выделено на обучение.

– Единой технологии ухода в онлайн попросту нет в Кузбассе. Никто из преподавателей на 100% не знает, как правильно организовать заочный формат обучения, чтобы он был максимально интересным и эффективным. Мне кажется, что этим вопросом должны заняться региональные власти, если федеральные никак не задумываются. Так или иначе, уже все школы и вузы хотя бы частично пользуются механизмами дистанционного образования. Надо обучать учителей, объяснять им, как нужно работать в дистанте, – считает завуч одной их кемеровских школ.

Она же уверена, что будущее за дистанционным форматом обучения, а учителям Кузбасса рано или поздно придется начать эффективно работать в дистанте. Однако опыт предыдущего перехода на "дистанционку" пока что демонстрирует обратное.

– Одно дело, когда ты слушаешь лекцию и записываешь то, что тебе надо, а мне приходилось переписывать огромные лекции, фотографировать их и отправлять преподавателям. Писать приходилось очень много, мне даже родственники помогали. А сами преподаватели тогда не могли разобраться с системой, в которой мы загружали задания. От всего этого я уставал очень сильно, гораздо больше прежнего, у меня даже были срывы, я вообще не хотел учиться. Все это было так бессмысленно. К тому же, почти невозможно было получить обратную связь от преподавателей, – поделился своим опытом кемеровский студент.

В похожей ситуации оказалась и студентка другого кемеровского вуза. Тогда она училась на третьем курсе.

– Я полтора года проучилась на дистанте. Когда нас перевели, первые две недели пар вообще не было. Потом все началось, педагоги были очень этим недовольны, у них были проблемы с подключением к конференциям, не все могли работать онлайн, нам сократили программу. Лекции проходили в бешеном темпе, уж не знаю, как мы вообще смогли это все пережить, а после – закончить универ, – рассказала студентка из Кемерова.

Учитывая опыт кемеровчан, которые прошли через "дистанционку" в 2019 и 2020 годах, можно обозначить следующее. С одной стороны, в заложниках этого формата обучения оказались студенты и школьники, которым не всегда легко и комфортно было усваивать знания, а порой приходилось выполнять, очевидно, бессмысленные задания вроде переписывания лекций. С другой стороны – преподаватели, которым толком так и не объяснили, как эффективно работать в дистанте. С третьей стороны родители, которым приходилось каким-то образом снабжать гаджетами всех своих чад и заниматься настоящей логистикой в собственном доме.

Тут же и кузбасские власти, которые осторожно говорят, что, возможно, скоро возобновится "дистанционка", и просят руководителей всех образовательных учреждений самостоятельно к этому подготовиться. А может, если дистант уже так плотно вошел в нашу жизнь, стоит задуматься о том, что надо всерьез готовить себя и своих детей к неизбежной "дистанционке".

Оригинал: pixels.com