Дни КАМАЗ состоялись в Кемерове на базе Кузбасского государственного технического университета (КузГТУ). Выбор со стороны одного из крупнейших машиностроительных гигантов современной России обоснован тем, что кемеровский вуз вместе с элитным российским МГТУ им. Баумана стал партнером автопроизводителя в проекте по созданию первых российских беспилотных роботизированных карьерных самосвалов. Что это даст студентам и выпускникам КузГТУ и всему Кузбассу, читайте в статье корреспондента VSE42.Ru.
Глядя на выстроившуюся перед главным корпусом КузГТУ на площади им. М.Волкова вереницу современных грузовых автомобилей производства КАМАЗ, поневоле вспоминается что-то вроде "Терминатора". Только в отличие от легендарной франшизы, машины здесь не восстают против человека, а, скорее, наоборот: делают все для того, чтобы людям, пользующимся этими автомобилями, было максимально удобно на них работать.
Кстати, наряду с уже знакомыми широкой публике моделями автомобилей на этот раз КАМАЗ представил и совершенно новую технику – поколения К5.
Как рассказал заместитель генерального директора ПАО "КАМАЗ" Александр Ушенин, новая серия автомобилей КАМАЗ разработана в соответствии с современными требованиями Евросоюза. В том числе и на норме выхлопов ЕВРО-5, и по уровню комфорта в кабине водителя. Обновлена линейка двигателей и других узлов и агрегатов российского грузовика.
– Автомобили поколения К-5 отвечают самым жестким требованиям, которые сейчас предъявляются, например, к таким крупнейшим мировым автопроизводителям, как MAN и Scania, – сказал Александр Ушенин.
Преподаватели и студенты КузГТУ осмотрели представленную на площади Волкова экспозицию. Причем, сделали это не с праздным любопытством, а со вполне объяснимым профессиональным интересом. Дело в том, что сейчас уже порядка 50-60 человек из числа преподавателей, бакалавров и магистрантов кемеровского вуза работают над созданием новейших инновационных беспилотных роботизированных супертяжеловесов под брендом КАМАЗ. Это будут первые исключительно российские карьерные самосвалы. Прежде такую технику, например, российские в целом и кузбасские в частности угольщики вынуждены были закупать в других странах, в том числе Белоруссии, Китае, США.
Однако уже в следующем году на одном из угольных разрезов должен появиться первый "супертяж" российского производства. И, что особенно приятно, в нем будет значительная часть работы научного коллектива КузГТУ.
Как рассказал ректор КузГТУ Алексей Яковлев, в настоящее время на базе его вуза реализуется сразу два проекта по разработке "автопилотов" для 125-тонных, а также для 65 и 90-тонных карьерных самосвалов КАМАЗ. Причем первый проект уже подходит к завершению. Так, в будущем году разработанная кемеровскими студентами и их преподавателями система автопилотирования должна быть запущена сначала на опытной модели, а в дальнейшем пойти в серийное производство.
– Для автомобилей разной грузоподъемности разрабатывается собственная система автопилотирования, поскольку это слишком разные автомобили и, реализуя проекты, необходимо все это учитывать. Как датчики работают, как в целом системы себя показывают и так далее. По сути, то, чем мы занимаемся, это как раз в полной мере и можно называть импортозамещение. Вплоть до того, что сами разрабатываем отдельные узлы и агрегаты. И, разумеется, программное обеспечение – это тоже наш продукт, – рассказал Алексей Яковлев.
По его словам, в результате работы над "камазовскими" проектами научные коллективы вуза могут получить до десятка патентов по разработанным и внедренным изобретениям. Что, согласитесь, не может не впечатлять: сам по себе этот факт говорит не только о реализации конкретных идей и задач в рамках промышленного машиностроения, но и об общем уровне научной мысли в кузбасском вузе. Тем более что проект, которым занимается КузГТУ, реализуется в тесной кооперации с одним из самых авторитетных российских вузов МГТУ им. Баумана.
Выступая перед участниками состоявшейся встречи, министр науки и высшего образования Кузбасса Ирина Ганиева, отметила значимость той работы, которую проводят кемеровские студенты и их преподаватели, реализующие "камазовский" проект. Эта деятельность, по мнению областного чиновника, позволяет студентам КузГТУ уже во время обучения получить доступ к тому, что реально востребовано на современном рынке труда.
Кстати, эти слова кузбасского министра подтвердил и представитель КАМАЗа. Александр Ушенин рассказал журналистам во время пресс-подхода о том, какое внимание на предприятии уделяют привлечению молодых специалистов, в том числе и из других вузов России.
– Нас интересуют различные группы специалистов, но, в первую очередь, инженерные специальности. Плюс электронщики, технологи. Со своей стороны мы готовы помогать тем, кто нас заинтересовал с точки зрения релокации, поддержка на уровне обеспечения жильем и много чего еще. Так что состоявшаяся встреча – это отличный повод познакомиться, возможно, с теми, кто в будущем решит работать на нашем предприятии, – сказал Александр Ушенин.
Однако поговорим подробнее о самих проектах, в которых сейчас задействованы представители Кузбасского государственного технического университета. Об этом журналисту сайта подробнее рассказал директор института информационных технологий, машиностроения и автотранспорта КузГТУ Дмитрий Стенин.
– В настоящее время реализуется два "камазовских" проекта. Нам удалось попасть в них на совершенно открытой основе. Состоялся государственный тендер, мы приняли в нем участие. В результате и были отобраны только два российских вуза – МГТУ им. Баумана и КузГТУ. В конце 2019 года, в ноябре, выиграли первый проект, в рамках которого разработали и почти завершили уже "автопилот" для 125-тонного самосвала. Годом позднее выиграли аналогичный конкурс – на этот раз по разработке аналогичного продукта для 65 – и 90-тонного самосвала. Первый проект будет сдан в следующем года. Скоро будем опробовать нашу систему на уменьшенной копии серийного автомобиля, – рассказал Дмитрий Стенин.
Как уточнил представитель кузбасского вуза, в 2024 году ожидается появление серийного образца 125-тонника.
Что касается проектов, то на двух реализуемых в КузГТУ решили не останавливаться. Сейчас готовится третий конкурс, победитель которого примет участие в разработке "автопилота" для рекордсмена среди супертяжеловесов – самосвала грузоподъемностью в 250-тонн.
Разумеется, у кемеровских молодых ученых шансов выиграть право на реализацию этого проекта очень много. В первую очередь, потому, что им успешно удалось поработать над реализацией первых двух. А значит, есть, что реально предъявить заказчику.
– Если нам удастся выиграть право работать над третьим проектом, то общее количество участников этого направления – сотрудничество с КАМАЗом, – составит порядка 100 человек. Для каждого из них – это большой и очень важный опыт, делающий наших студентов высоко востребованными специалистами уже на выходе из вуза, с актуальным набором профессиональных знаний и навыков, – подчеркнул Дмитрий Стенин.
В качестве небольшого послесловия важно отметить, что всего в работе состоявшейся на базе КузГТУ встречи приняло участие более 500 человек, как со стороны самого КАМАЗа, так и со стороны высшей школы Кемеровской области, которая была представлена на ней молодыми учеными и преподавателями одного из самых престижных вузов региона. По итогам мероприятия студенты КузГТУ смогли не только получить доступ к актуальной профессиональной информации, но и приобрести новые личные связи с представителями крупного российского автопроизводителя. А такой опыт, как говорится, всегда полезен.