Качество воздуха над крупнейшими городами Кемеровской области стало вполне уже заезженной темой. Однако на качестве воздуха это, как видится, не сказалось. Практически постоянный зимний смог над тем же Кемеровом – дополнительное тому подтверждение. Как борются с загрязнением воздуха, которым дышат кузбассовцы, местный Минэкологии и причастные так или иначе к защите окружающей среды ведомства, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Министр природных ресурсов и экологии Кузбасса Сергей Высоцкий, выступая недавно на заседании Общественной палаты региона, как видится, открыл самую главную тайну: кто же больше всего виноват в том, что в атмосфере над Кемеровской областью скапливается взвесь из в том числе крайне не полезных химических веществ для здоровья ее жителей. И, если предложить читателям угадать, кто же этот зловредный отравитель, думается, вряд ли кто-то догадается.
Однако, если следовать логике представленных во время доклада министра экологии слайдов, крупнейшим загрязнителем являются… "особенности климата и географического расположения Кузбасса". По крайней мере, именно этот "фактор, определяющий качество атмосферного воздуха", Сергей Высоцкий поставил в своем слайде на первое место.
И только после, собственно говоря, матери-природы идут, судя по всему, куда менее опасные загрязнители. Эта иерархия, по версии Минэкологии, слева направо выглядит следующим образом: промышленные предприятия, печное отопление частного сектора, автотранспорт. После, как я уже сказал, климата и географического расположения Кузбасса.
Такая, возможно, неожиданная логика может кому-то показаться странной. Но, как говорится, что есть – то есть. Да и министру, наверное, виднее.
Вот только чиновник, призванный делать так, чтобы потенциальные загрязнители атмосферы наносили ей как можно меньший вред, не стал во время своего выступления останавливаться на том, почему в последние годы ситуация с зимними смогами (как уверяют многие жители Кемерова, например) стала ухудшаться. В том смысле, что "туман" над головами кемеровчан стал едва ли не постоянным спутником в зимнее время.
Впрочем, как нередко уверяют областные чиновники, всем, кто так считает, это всего лишь кажется. Смога больше не стало. В этой ситуации остается только одно: провести хронометраж и количество дней, когда на территории кузбасских городов вводился режим НМУ (неблагоприятных метеоусловий).
Кстати, что касается такого параметра, как НМУ, то он является исключительно прерогативой чиновничьей воли. Точнее, когда по данным метеорологов тому же Кемерову грозит безветренная погода и ряд сопутствующих метеофакторов, органы власти (частью которых является Минэкологии Кузбасса вместе с ее министром) принимают волевое решение о введении НМУ. Какие еще факторы другого рода влияют на их волю помимо рекомендаций метеорологов – доподлинно неизвестно.
Как бы то ни было, но Сергей Высоцкий просто порадовал той частью своего доклада, когда сообщил, что с начала 2021 года режим НМУ вводился в Кемерове 17 раз, а в Новокузнецке – семь. Почему порадовал? Да потому что в сравнении с 2020 годом этот показатель снизился в два с лишним и почти шесть раз соответственно.
Правда, в этой связи стоит отметить, что 2021 году от зимы достались пока только январь, февраль и холодная (зимняя) часть марта, в то время как 2020 год получил плюсом к этим месяцам еще как минимум декабрь и сибирский зимний ноябрь. Так что судить о количестве НМУ все же стоит по концу года.
Да и сам факт введения НМУ – это еще не повод говорить, что уровень вредных веществ в воздухе резко вырастет. Более того, режим НМУ для того и вводится, чтобы сократить выбросы промышленных предприятий, поскольку в это время их рассеивание затруднено. Да и влиять Минэкологии больше ни на кого не может. Не прикажешь же климату или географическому положению измениться. Или запретить топить печи углем, чтобы согреться в зимние морозы. Или выезжать автолюбителям на дороги. Хотя возможность последнего, не исключено, рассматривается в самых отчаянных чиновничьих головах.
Однако пока Минэкологии контролирует только промышленные предприятия. Собственно, и сам Сергей Высоцкий подтвердил этот факт, сообщив, что в задачи его ведомства входят именно "регулирование выбросов в периоды НМУ" и "согласование мероприятий по уменьшению выбросов в периоды НМУ". Отсюда несложно предположить, что сколько решат чиновники из Минэкологии, столько вредных веществ в воздухе, например, над Кемеровом или Новокузнецком и будет.
Так, согласно докладу Сергея Высоцкого в 2019 году (более свежие данные чиновник, видимо, представить не смог), "выбросы от стационарных источников" в Кемерове составили 55,8 тысячи тонн, а в Новокузнецке, увы, – почти в шесть раз больше – 294,2 тысячи тонн.
То есть министр экологии Кузбасса не сообщил точных цифр по объемам выбросов, например, в 2020 году. Зато он отметил, что за год – с 2019-го по 2020-й – уровень загрязнения в Кемерове остался прежним – "высоким". А вот Новокузнецку повезло, если так в принципе можно говорить. Здесь уровень загрязнения, по версии ведомства, изменился с "очень высокого" на просто "высокий".
А теперь перейдем к самой главной в данной ситуации, как представляется, функции кузбасского Минэкологии – "регулирование выбросов в периоды НМУ". Раз министерство имеет право регулировать выбросы на промпредприятиях, значит, оно должно проводить проверки во время действия режима неблагоприятных метеоусловий, чтобы убедиться, что загрязнители воздуха неуклонно выполняют требования.
И вот тут Сергей Высоцкий опять порадовал. Точнее, его ведомство. Но обо всем по порядку. Сначала сам министр сообщил о 10 проверках в минувшем феврале, во время которых доблестные экочиновники выявили шесть нарушителей. То есть в их число попали более половины проверенных предприятий. Однако сам Сергей Высоцкий наотрез отказался озвучить названия недисциплинированных загрязнителей, мотивируя это тем, что по выявленным нарушениям не приняты окончательные решения. Но пообещал сообщить об этом позднее.
Забегая вперед, скажу, что не сообщил. Как и его подчиненные. Зато в Минэкологии рассказали, что всего с начала года его сотрудники провели 22 аналогичные проверки, в ходе которых выявили 14 нарушителей. То есть, опять же, существенно больше половины. Но вслед за своим шефом предпочли не предавать гласности имена провинившихся. И опять мотив отказа все тот же – разбирательства еще не окончены.
Здесь стоит уточнить, что механизм наказания выглядит следующим образом. Когда проверяющий выявляет нарушение на предприятии, он составляет соответствующий документ, по которому выносится министерское решение. Если виновник не согласен с ним, он обращается в суд, где пытается оспорить решение чиновников из Минэкологии.
Так вот мотив озвучить названия предприятий-нарушителей сводился еще и к тому, что по административным делам в этой связи еще не было судебных разбирательств. А они возможны.
Само собой, возникает вопрос: неужели в Минэнерго настолько не уверены в законности своих решений, что боятся называть нарушителей до суда. При том, что вынесенные самим ведомством решения уже существуют? Получается, что так. Более того, как отметил представитель министерства, нередко возникают различные нюансы. Один из них, как оказалось, может быть совершенно, как кажется, неожиданным.
Дело в том, что не все предприятия обязаны разрабатывать, например, регламенты снижения выбросов в условиях НМУ. Это может быть связано с общим объемом выбросов. То есть, если предприятие крупное и выбросов в атмосферу у него много – оно должно корректировать этот показатель. Если предприятие небольшое относительно – то, видимо, нет.
И самое удивительное то, что в ходе разговора с представителем министерства выяснилось, что сотрудники ведомства могут не знать самого факта, обязано ли конкретное предприятие, которое они проверяют, иметь подобный регламент. А значит, снижать выбросы. И узнают об этом только после того, как, например, на судебном заседании представитель организации предоставит соответствующие документы.
Получается, что чиновники едут на проверку не туда, куда имеет смысл (чтобы проверить исполнение регламента работы в условиях НМУ), а туда, куда… решили. Об эффективности такого принципа контрольной работы говорить излишне. Зато, возможно, такая неосведомленность подчиненных Сергея Высоцкого объясняет повышенную секретность результатов их проверок. А вот как они сказываются на качестве воздуха, которым дышат жители Кемеровской области, – вопрос тоже, видимо, риторический.