Кузбасс: меньше угля и денег

16 апреля 2020 г., 11:24

Власти Кузбасса озвучили итоги работы в первом квартале 2020 года основной для региона угольной отрасли. И они, увы, далеко не радостные. Падение добычи угля составило почти 12 процентов к аналогичному периоду прошлого года. На фоне обрушившихся цен на нефть, падения курса рубля сползание угольной отрасли едва ли обещает кузбассовцам, что у большей части жителей региона все будет "сладко". Корреспондент VSE42.Ru узнавал, что происходит сейчас с экономикой и чего можно ждать в ближайшем будущем.

Минус 66 миллиардов?

Основным драйвером экономической стабильности в Кемеровской области по-прежнему является угледобывающая отрасль. На шахтах и разрезах региона работают десятки тысяч сотрудников. С учетом их семей напрямую от угольной отрасли в Кузбассе зависят, по оценкам аналитиков, порядка 270 – 300 тысяч человек.

Что ж касается зависимости опосредованной, то можно уверенно утверждать следующее: вся экономика региона, все доходы его жителей так или иначе связаны с углем. Будь то пресловутый малый бизнес, состояние которого год от года вызывает все большее опасение, или крупные торговые сети. Сфера услуг. Общепит.

Такая монозависимость создает серьезную угрозу того, что как только в угольной отрасли начинается кризис, жители Кузбасса чувствуют его первыми. Причем не только кризис именно в угле, но и в целом на рынке углеводородов. Как только предложение существенно превышает спрос, а, следовательно, цены на углеводородное топливо (нефть, природный газ, уголь) начинают падать, Кемеровская область оказывается в числе первых, кто ощущает это в полной мере. И падение это отражается на всем, начиная от доходов людей и заканчивая доходами областного бюджета.

Чтобы понять, насколько регион зависим от угольной отрасли, достаточно сказать, что доля угольщиков в налоге на прибыль, собираемом в Кузбассе, составляет порядка 50 процентов. Начальник областного главного финансового управления Игорь Малахов еще в прошлом году прогнозировал на четвертый квартал 2019 года снижение собираемости налога на прибыль на 10 миллиардов рублей к аналогичному периоду предыдущего года.

Часть предприятий практически работали в прошлом году без прибыли, а те, у кого она показывалась, имели результаты тоже крайне тревожные. Так, по данным на конец июля 2019 года, прибыль последних сократилась почти в два раза (на 45 процентов). В результате угольщики потеряли в части прибыли почти 66 миллиардов рублей.

Кандидат на вылет?

В результате первый квартал 2020 года показал своего рода кумулятивный эффект, когда снижение цен на уголь и снижение прибыли неизбежно привели к следующему этапу – снижению добычи угля, который в настоящее время невыгодно ни добывать, ни транспортировать в порты, ни продавать.

Если итоги 2019 года к предыдущему периоду дали снижение всего лишь на 1,7 процентов, то начало года (первый квартал) к аналогичному периоду 2019 года показало уже почти минус 12 процентов (11,68 процента) – 53,7 против 60,8 миллиона тонн угля.. При этом ситуация по добыче у крупных угольных компаний, чьи предприятия работают в Кемеровской области, крайне неоднородная. Так, например, по данным областного департамента угольной промышленности, "Кузбассразрезуголь" в первом квартале 2020 года снизил добычу угля на 14,68 процента – с 9,3 миллиона тонн против 10,9 миллиона тон в аналогичный период прошлого года. При этом лидером падения угледобычи, согласно данным департамента, стала СДС-Уголь. Предприятия этой компании сократили добычу угля сразу на 29,69 процента – с 6,4 миллиона тонн угля до 4,5 миллиона тонн угля.

Стоит отметить, что среди кузбасских угольщиков есть и такие, которые идут вопреки общему тренду. Так, СУЭК в первом квартале текущего года нарастил объемы добычи. Причем достаточно существенно – на 36,5 процента (с 6,3 до 8,6 миллиона тонн). Аналогичная ситуация на новокузнецких угледобывающих предприятиях ЕВРАЗ. Здесь рост добычи составил 12,5 процента (с 2,4 до 2,7 миллиона тонн). Как уточнили в пресс-службе компании, этот рост обеспечен тем, что с начала года не было остановок добычи угля, связанных, например, с запусками новых лав и, как следствие, перемонтажом оборудования. Рост в 6,9 процента (с 2,9 до 3,1 миллиона тонн) показала и компания "Стройсервис".

Но, справедливости ради, стоит отметить, что на других угледобывающих предприятиях ЕВРАЗ в Кузбассе ситуация не отличается от той, что сложилась в целом по отрасли. Так, "Распадская угольная компания" "упала" в первом квартале на 25,64 процента (3,9 до 2,9 миллиона тонн), а "ЕВРАЗ Междуреченск" – на 17,86 процента (с 2,8 до 2,3 миллиона тонн).

Что будет происходить в оставшиеся три квартала сейчас, вряд ли кто скажет с полной уверенностью. Например, к накопленным запасам на крупных европейских угольных складах добавилась тяжелая рецессия в мировой экономике, причиной которой в том числе стала пандемия коронавируса. Следствием распространения опасного заболевания стала добровольная изоляция многих стран, закрытие границ, приостановка работы крупных промышленных предприятий и целых отраслей. Как следствие – значительное снижение спроса практически во всех отраслях. Разумеется, потребление энергоресурсов в этой ситуации – первый "кандидат на вылет".

Учитывая жесткую привязку российской экономики в целом к ценам на углеводороды, а кузбасской – к углю, неизбежным фактором "углеводородного кризиса" является падение курса рубля. Так, если в январском минимуме за один доллар давали порядка 60,9 российского рубля, то в конце марта курс доллара достигал почти 80,9 рубля. Таким образом, в течение двух месяцев российская валюта обесценилась на треть.

Впрочем, эксперты финансового рынка уверены, что шансы у рубля, а вместе с ним и доходов россиян, еще есть. В том числе есть прогнозы, что и цены на нефть могут отыграть свои потери 2019 года. Правда, точные сроки этого отката вряд ли кто решится сегодня назвать. Тем не менее эксперты видят в мировой экономике тренды, позволяющие надеяться если не на лучшее, то хотя бы на сносное. Увы, как предполагается, на небольшом временном отрезке.

Редакция VSE42.Ru обратилась к специалистам крупного российского розничного брокера ГК "Финам" за комментариями о происходящем в "углеводородной" экономике и прогнозами на ближайшее будущее.

«Век угольной отрасли уже отмерян»

Аналитик ГК "ФИНАМ" Алексей Калачев уверен, что нынешние цены на углеводороды напрямую зависят в частности от мировой пандемии коронавируса.

– Низкие цены на углеводороды будут держаться столько, сколько продлится пандемия, вызвавшая обвальное падение спроса. Может быть, чуть дольше, учитывая накопленные запасы и тот факт, что восстановление экономики будет постепенным.

Доля угля в мировом энергобалансе продолжит снижаться и дальше. Но вытесняет уголь не нефть, а газ. Этому способствуют все более жесткие экологические требования в развитых странах, а низкие цены на энергоносители только ускорят этот процесс.

Все это в большей степени касается энергетических углей. Спрос на коксующиеся угли со стороны металлургии сохраняется.

Несмотря на снижение доли угля в энергобалансе в процентном отношении, в объемных показателях мировое потребление снижается незначительно. Основная причина – рост спроса со стороны быстрорастущих экономик развивающихся стран – Китая, Индии, других стран ЮВА. Характерный пример – Китай. Хотя с начала века доля угля в его энергетике снизилась с 2/3 до примерно 1/2, опережающий рост промышленности и энергетики Китая способствовал росту объемов использования угля. В Индии динамика из-за сравнительно низкой стартовой базы еще внушительнее. За 10 предыдущих лет потребление угля Китаем выросло примерно на 17 процентов и составляет около 1 900 миллионов тонн в год. Индия за это время фактически удвоила потребление каменного угля, которое уже приближается к отметке в 500 миллионов тонн в год.

Этим оправдана переориентация экспортных потоков с западного на восточное направление, которая пока сдерживается необходимостью расширения и модернизации транспортной инфраструктуры. Исторически западное направление более развито, а пропускная способность железных дорог на Восток и перевалочные мощности дальневосточных портов нуждаются в расширении.

Близость конкурентов к морским терминалам дает им преимущество на транспортных издержках. Предприятиям Кузбасса приходится учитывать большое транспортное плечо. В восточном направлении оно даже еще длиннее. Угольная отрасль и железная дорога должны решать проблему стоимости транспортировки экспортного угля совместно. Тем более что уголь дает железной дороге около 29 процентов общего объема погрузки каждый год.

И тем не менее век угольной отрасли уже отмерян. В следующие десятилетие спрос на уголь будет снижаться более высокими темпами, по мере перехода экономик от угольной генерации к газовой и ВИЭ. Использование энергетических углей будет неуклонно сокращаться. Следовательно, будет сокращаться и добыча. Однако спрос на коксующиеся угли будет относительно стабильным, – сказал Алексей Калачев.

Разумеется, еще один ожидаемый вопрос касался судьбы рубля в ближайшей перспективе – до конца 2020 года. Его редакция адресовала директору по стратегии ИК "ФИНАМ" Ярославу Кабакову.

– Текущая динамика цен на нефть предполагает дальнейшее ослабление рубля, однако стоит учитывать подвижки в переговорном процессе между США и Россией по вопросу цен на энергоносители. Весьма вероятно, ЦБ закладывает восстановление цен на нефть уже в следующем квартале до уровня 30 долларов за баррель. Так же стоит ожидать, что концу 2020 года на фоне восстановления мировой экономики валюты развивающихся экономик начнут отыгрывать свои позиции к доллару опережающими темпами. И стоит ожидать цены на нефть в диапазоне 40 – 47 долларов за баррель, что сможет оказать поддержку рублю. К концу 2020 года ожидаем увидеть курс рубля в коридоре 69 – 72 рубля за доллар, – поделился своим прогнозом Ярослав Кабаков.

Таким образом, можно надеяться, что рубль частично отыграет свои позиции по сравнению с нынешней ситуацией, однако о возвращении ему январских показателей 2020 года речи, судя по всему, уже не идет.

Фото: VSE42.Ru