Изменение системы налогообложения и кредитной политики, а также введение протекционизма для российских производителей – это три основных момента, способных уже в ближайшее время улучшить экономику России. Так считают представители Партии Дела, называющие себя партией экономической целесообразности. О том, что необходимо изменить в нашей стране, рассказал VSE42.Ru секретарь федерального совета партии Алексей Лапушкин, побывавший недавно в Кемерове.
– Алексей Сергеевич, с чем связан ваш приезд в Кузбасс?
– Сейчас мы в партии уделяем особое значение активизации работы наших региональных отделений. Партия и большинство отделений были зарегистрированы в 2012 году. Так же обстоит дело и с кузбасским отделением. Сейчас мы, руководство партии, поставили перед собой большую задачу: громко заявить о наших намерениях и активно включиться в политические процессы. Причем начинать делать это нужно именно на местах. В частности, здесь, в Кемерове, цель – активизировать работу, а в планах – как минимум участие в муниципальных выборах, которые состоятся через несколько лет.
Для понимания отмечу, что в настоящее время в российских регионах уже работают порядка 150 муниципальных депутатов из числа членов Партии Дела. В двух субъектах есть региональные депутаты. Конечно, нам непросто пробиваться, и в большинстве выборных кампаний мы встречаем серьезное административное давление. Но тем не менее нам удается достигать хороших результатов.
Не секрет, что идейным вдохновителем Партии Дела стал в 2012 году совладелец одного из крупнейших производителей российского машиностроения для сельского хозяйства, ростовского завода "Ростсельмаш" Константин Бабкин. Скажите, зачем он, промышленник, решил заняться политикой?
– Тут как раз все понятно и логично. Сейчас сложилась такая ситуация, что быть производителем, в том числе машиностроителем, в России достаточно сложно. Во-первых, это жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. Во-вторых, неравенство условий производства из-за существующей экономической политики. При том, что наша техника отвечает самым современным стандартам, и ее стоимость несколько ниже западных аналогов, продвигать ее на рынке крайне сложно. В любой другой стране есть политика протекционизма, стимулирующая рост подобных компаний. У нас, в России, к сожалению, все это находится в зачаточном состоянии. Речь не только о сельхозмашиностроении. Аналогичная ситуация касается в принципе любого производства в стране. И в первую очередь реального сектора экономики, тех, кто действительно производит добавочную стоимость. То есть всех нас, производственников.
Эту ситуацию необходимо кардинально и быстро менять. Поэтому такой серьезный шаг, как создание политической партии – шаг абсолютно закономерный. Ведь никто, кроме самого бизнеса, не может более полно понимать проблемы, стоящие перед ним. И чтобы их решать, надо иметь представительство в том числе и в законодательной власти России.
– Вы сказали о политике протекционизма, которая, на ваш взгляд, необходима российским производителям, в том числе машиностроителям. В чем конкретно она должна выражаться, и что, кроме государственной протекции, нужно сегодня бизнесу?
– Для стимулирования экономического развития серьезного производства в стране надо принять еще несколько существенных мер. Во-первых, необходима соответствующая налоговая политика. Нужно ввести прогрессивную шкалу налогообложения, снизить налоговую нагрузку на предпринимателей и заменить пополнение бюджета за счёт повышения налоговых ставок пополнением за счёт расширения налоговой базы – то есть создания новых предприятий. Нужны льготы для предпринимателей: например, инвестиционная льгота на прибыль; специальные льготы для обрабатывающих производств.
Во-вторых, это кредиты. Всем известно, что ни одно современное сельхозпредприятие не может конкурировать без современных же технологий и современной техники. А чтобы приобрести ту же сельхозтехнику, необходимо идти в банки за кредитами. Этот финансовый инструмент, который может быть весьма эффективным стимулом развития всей экономике, в настоящее время практически простаивает и не дает мультиплицирующий эффект. Причем совершенно неоправданно. Главная причина – это запредельные процентные ставки по кредитам. Изменить ситуацию вполне по силам именно российской власти. Почему, например, иностранные производители могут предоставить товарный кредит своим партнерам на уровне в 1-2%, а в России ставка по кредитам в разы выше? Так, сегодня самые льготные условия по кредитам составляют порядка 10% годовых. Разумеется, в таких условиях ни о каком развитии и обновлении технического парка и речи быть не может. Нагрузка для тех же сельхозпроизводителей просто неподъемная.
Соответственно, необходимо менять подходы и к налогообложению, и кредитной политике на государственном уровне.
– Ваша партия действует уже семь лет и, разумеется, люди вправе спросить: что вам удалось за это время сделать в реальности? Ведь говорить правильные слова – это одно, а добиваться конкретных результатов – совершенно другое.
– Несмотря на то, что вхождение во власть, в активную политическую жизнь России в целом и каждого региона в частности требует преодоления изрядной доли сопротивления со стороны регулятора, могу сказать, что определенных результатов нам удалось достичь. Продвигаются программы государственной поддержки: например, такие как Постановление Правительства 1432 о субсидировании покупки аграриями отечественной сельхозтехники.
Следующий этап – создание подобных условий и в других отраслях экономики, когда потребители смогут покупать за счет все той же господдержки отечественную технику на более выгодных условиях. По сути, это и будет та самая политика государственного протекционизма, которая реализуется во многих развитых странах мира.
Только тогда и можно будет говорить в реальности об импортозамещении, что даст мощнейший толчок развитию российской экономики. В этом смысле, если вам угодно, наша партия является представителем интересов всей экономики страны.
– Кстати, об экономике страны в целом и Кемеровской области в частности. Каково, на ваш взгляд, место, например, регионов Сибири и Кузбасса на экономической карте России?
– Мы активно работаем в сибирских регионах. Лично я примерно половину года провожу в командировках по стране и не понаслышке знаю, как и чем здесь живут люди. И, поверьте, перспектив экономического роста достаточно. Главное – суметь организовать правильные экономические процессы. Что же касается Кемеровской области – это один из знаковых регионов России. Да, здесь основой является угледобыча. Но ведь есть и сельское хозяйство, и его тоже необходимо развивать. Плодородная почва, избыток посевных площадей, хороший потенциал для животноводства и растениеводства. При соответствующих, разумеется, инвестициях.
Так что я уверен, что Кемеровская область может стать одним из локомотивов экономического развития страны. Но, разумеется, для этого необходимо начать делать то, о чем мы говорили выше. В конце концов, каждый из нас должен решить для себя лично принципиально важную вещь. Если мы хотим жить в успешной, экономически развитой стране, значит, мы сами должны что-то сделать для этого.
– Ваша партия, помимо продвижения стратегически важных предложений, активно занимается формированием престижа людей, что называется, занимающихся "конкретным делом". В этом смысле интересна инициатива "Партии Дела", в рамках которой уже не в первый раз проводится конкурс "Лица труда". Расскажите о нём подробнее.
– Да, эта наша совместная с "Комсомольской правдой" идея, и мы реализуем её уже второй год подряд. Главная цель – показать конкретных людей, работающих на предприятиях или занимающихся собственным делом, собственным производством. Насколько эта идея оказалась успешной, могу проиллюстрировать только на одном факте. В прошлом году, когда мы только впервые объявили о проведении такого конкурса, к нам пришло порядка 350 фотографий. В этом году их уже более полутора тысяч. Причем экспозицию можно увидеть не только на электронной площадке, но, если так можно сказать, в физическом виде. Выставка в этом году будет работать в Сибири, в городе Горно-Алтайске, а также была открыта в Севастополе и Ростове-на-Дону. В конце года пройдёт масштабная финальная выставка в Москве.
И это очень важно. С одной стороны, российский производитель должен иметь возможность развиваться и приносить конкретную пользу всей стране, каждому россиянину. С другой, люди должны знать "в лицо" тех, кто своим трудом создает основу экономического благосостояния России.