Кто и зачем "дырявит" кемеровские дороги

22 августа 2019 г., 11:11

На днях кемеровский мэр Илья Середюк рассказал, какие городские магистрали отремонтируют в следующем году. Провести реновацию планируется на улице Дзержинского, двух проспектах – Шахтеров и Молодежный, а также завокзальных дорогах города. Работы пройдут в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", который реализуется в Кемерове уже третий год. Но положить новый асфальт – это еще полдела, нужно сделать так, чтобы он не сошел вместе со снегом уже следующей весной. Кто и как проверяет качество отремонтированных кемеровских дорог, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Полезные "ямы"

Редкие автомобилисты смогут воздержаться от соблазна выругаться, заметив на дороге яму. И их легко можно понять: хочется, чтобы под колесами всегда был ровный асфальт, без колеи или выбоин. Но, как бы парадоксально на первый взгляд это ни звучало, появление на дорогах дыр не всегда является поводом для бурного возмущения. Ведь они могли остаться после того, как специалисты взяли на пробу керн – так называют образцы дорожного покрытия, которые используют для проверки его качества. Заделывать эти отверстия должны в кратчайшие сроки. Но не так уж и важно, сколько дней дорога простоит с небольшими дырами. Куда важнее другое: они служат своеобразным залогом того, что асфальт на данном участке будет в полном порядке. Потому что, если лабораторные проверки обнаружат какие-либо отклонения, то отремонтированная дорога не пройдет приемку. И подрядчику придется переделывать ее за свой счет.

– С каждым годом брака на дорогах Кемерова становится все меньше. Подрядчики понимают, что осуществляется большой контроль и просто так их работу не примут. Поэтому есть тенденция к улучшению, – отметила заместитель начальника управления дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Кемерово Наталья Чевтаева.

Учитывая масштаб нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", серьезный контроль над его реализацией не является чем-то удивительным. Назначенные управлением дорхозяйства и благоустройства кураторы контролируют каждую стадию ремонта дорог, начиная от фрезерования и заканчивая укладкой асфальта. И если у специалистов появляются замечания, они фиксируют их в актах контроля качества и там же указывают срок на исправление.

Пристальное внимание уделяется качеству асфальтобетона. Его проверяют по нескольку раз, причем делают это обе стороны "дорожной сделки": и заказчик работ, и их исполнитель. Для этого они обращаются в независимые лаборатории.

Взгляд в будущее

В Кемерове проверку качества отремонтированных по нацпроекту дорог доверили "Кузбасскому центру дорожных исследований". Эта лаборатория может похвастать солидным опытом работы (действует с 1992 года) и техническим оснащением. Непосредственно на месте ремонта дороги специалисты оценивают толщину и визуальное качество покрытия, а также норму сопряжений полос асфальтобетона и его ровность. Взятые тут же пробы отправляются в лабораторию, где с помощью специального оборудования (в том числе нового поколения) асфальт проверяют на разные показатели. Учитывая тот факт, что исследований проводится достаточно много, одной взятой с места пробы недостаточно просто физически. Поэтому специалисты и вырезают их по три штуки, чем порой бывают недовольны некоторые автомобилисты.

– Контроль качества ведется во всем мире и сегодня является необходимостью. Ведь нам нужно знать реальные показатели продукции подрядчиков и прогнозировать, как и насколько долго она будет служить, – рассказал директор "Кузбасского центра дорожных исследований" Олег Афиногенов.

Одним из наиболее важных показателей асфальта, который исследуют в лаборатории, является его долговечность. Ведь со временем битум, который используют для прокладывания дорог, становится хрупким. В итоге уже через два-три года появляются трещины. Конечно, никто не будет ждать несколько лет для того, чтобы понять, когда асфальт начнет разрушаться. Поэтому битум "состаривают" в специальной машине, в которую из компрессора подается нагретый до 160 градусов воздух. С помощью прибора под названием пенетрометр измеряется сопротивляемость битума, также определяется температура его размягчения. Благодаря полученным данным, специалисты могут совершить своеобразное путешествие во времени и выяснить, когда асфальт начнет разрушаться. Как говорится, предупрежден – значит, вооружен. И имея на руках информацию о том, сколько "проживет" та или иная дорога, городские власти смогут запланировать ее ремонт.

Этим, конечно же, перечень исследований асфальтобетона в лаборатории не ограничивается. Специалисты проверяют его прочность при сжатии, пористость и водонасыщение. Последнее особенно актуально в условиях нашего сибирского климата: попавшая внутрь после осенних дождей вода при замерзании расширяется примерно на 10%, тем самым разрывая асфальт изнутри. Все критерии проверяют на соответствие ГОСТу, использование которого поднимает на поверхность жизненно важный для дорожников вопрос.

– Основы оценки качества асфальтобетона были разработаны в 1949 году. Немного видоизменяясь, они дошли до наших дней. Что перемещалось тогда по дорогам, трудно представить. Но с тех пор очень серьезно все поменялось, транспорта стало больше, по федеральным трассам ходят целые колонны грузовиков. Поэтому я считаю, что действующий ГОСТ не всегда может адекватно оценивать и обеспечивать качество. Его нужно совершенствовать, менять нормативные документы и разрабатывать новые стандарты, – подчеркивает Олег Афиногенов.

И все же замена ГОСТа – это дело пусть и ближайшего, но все-таки будущего. А отремонтированные дороги нужны городу уже сейчас, поэтому качество их оценивают по действующим нормам. Отклонений от них в этом году выявлено не было. А значит, миллионы рублей "закатали" в асфальт не напрасно. И можно надеяться на то, что и озвученные мэром Кемерова улицы в следующем году отремонтируют так же качественно.

Фото: VSE42.Ru / Анна Марко