Подайте, кто может: краудфандинг по-кемеровски

21 января 2019 г., 10:34

В последние годы само слово "краудфандинг" перестало быть чем-то загадочным для многих кемеровчан. Но в то же время почти ничего не слышно про их интересные проекты, добившиеся успеха с помощью народного финансирования. Почему креативные идеи жителей столицы Кузбасса практически пропали с краудфандинговых платформ и как с этим обстоит дело в соседних регионах, разбирался корреспондент VSE42.Ru.

Космос глубокий…

Для многих людей "хождение в народ" – единственный вариант собрать деньги для реализации своего проекта. В современном виде эта возможность воплотилась в краудфандинге, с помощью которого можно профинансировать проект в любой точке мира. И если он "взлетит" – получить за это вознаграждение.

Конечно же, среди большого числа представленных на различных краудфандинговых платформах идей есть и те, что сгенерировали кемеровчане. Одним из самых успешных среди них (по крайней мере, по количеству проектов) стал кемеровский ученый Павел Шубин, написавший книгу "Венера. Неукротимая планета". Издательства не заинтересовались трудом о космосе, поэтому автору пришлось искать деньги на публикацию тиража самостоятельно. С этой целью он отправился на одну из крупнейших краудфандинговых платформ в России – Boomstarter. В зависимости от щедрости спонсорам предлагалось различное вознаграждение – от публикации имени на страницах книги до подарочного издания и персональной экскурсии в космические музеи российских городов. Вопреки широко тиражируемому мнению об угасании интереса к науке, кампания по сбору средств оказалась успешной. Усилиями почти 450 человек было собрано чуть более 900 тысяч рублей. Благодаря этому Павел смог издать "Венеру" и начал собирать деньги на другую свою книгу. На этот раз – про спутник Земли. И вновь успех – как и ее предшественница, "Луна. История, люди, техника" на все том же Boomstarter привлекла внимание около 500 человек и собрала примерно 900 тысяч рублей.

Правда, выпустить ее кемеровчанину пока не удалось. Сказались и заслуживающие отдельного разговора трудности самостоятельной публикации тиража, и организационная накладка во время сбора средств. Дело в том, что, помимо Boomstarter, Павел решил запустить кампанию на еще одной крупной российской краудфандинговой платформе – Planeta.ru. Но чтобы начать здесь сбор средств на "Луну", он должен выплатить все вознаграждения по предыдущему проекту на этой платформе – по переизданию "Венеры". То есть напечатать все книги и отправить их спонсорам. На выполнение этих обязательств потребуется дополнительное время, но Павел рассчитывает успеть до конца января

Кризис: идейный или финансовый?

Казалось бы, успех Павла Шубина можно считать примером того, что кемеровчане способны собирать деньги на краудфандинговых платформах. Но при более детальном рассмотрении других проектов наших земляков на вышеупомянутых Planeta.ru и Boomstarter становится ясно, что это не совсем так. Да, можно встретить успешные проекты у Евгения Гришковца (собирал деньги на декорации для своего спектакля) или у популярного в свое время кемеровского антикафе (требовалось финансирование необычных городских экскурсий). Но, учитывая известность артиста и представителей кемеровской творческой интеллигенции, можно сказать, что они были обречены на успех. И совсем другое дело – попытаться собрать деньги на свой проект человеку, как говорится, обычному и неизвестному.

Подобные попытки привели к тому, что на краудфандинговых платформах появилось целое "кладбище" идей кемеровчан. Например, по открытию в городе сноуборд-парка или кафе с настольными играми. Скоро к ним присоединятся осетровая ферма и зимний картинг, на которые удалось собрать лишь несколько сотен рублей, что не дотягивает и до 1 % от необходимых сумм.

В то же время на краудфандинговых платформах благополучно себя чувствуют различные благотворительные проекты, большинство из которых посвящены детям. А точнее – спасению их жизней и поддержанию здоровья. Ни в коей мере не умаляя значимости этой деятельности, зададим вопрос, что у кемеровчан закончилось раньше: идеи для интересных и не связанных с благотворительностью проектов или деньги на их поддержку? В текущих экономических реалиях второй вариант выглядит предпочтительней, но для полноты картины следует рассмотреть положение дел с краудфандингом в соседних регионах.

Соседское разнообразие

Даже беглого взгляда на проекты соседей-сибиряков хватает, чтобы почувствовать разницу с кемеровскими. Например, в Новосибирске успешно собирали деньги на умные устройства прогрева автомобилей, съемки клипов и выпуск альбомов местных исполнителей и групп, а также организацию онлайн-трансляции из домика совы. Животные – это вообще отдельная тема: с помощью краудфандинга в Новосибирске открыли первое в России песокафе (посетители которого, по аналогии с котокафе, могут разнообразить чаепитие общением с животными) и профинансировали строительство вольеров в приютах для бездомных животных и специализированной больницы для них.

В Томске на народные средства сняли научно-популярный фильм, а также выпустили комиксы в твердом переплете. В Барнауле – сначала открыли контактную ферму, а потом и социальную домашнюю пекарню при ней. В Красноярске реализовали несколько проектов для детей-сирот, а также снимают цикл документальных фильмов о жизни в сибирском селе американца Джастина Уолтера, известного в Сети как Веселый молочник. В Абакане – выпустили оригинальные солнечные очки, а также бумажник и наручные часы из натурального дерева.

Конечно же, в столицах соседних регионов действуют и различные благотворительные проекты, собирающие средства на краудфандинговых платформах. Но в общем числе их не такое подавляющее множество, как в Кемерове. А значит, какой бы тяжелой ни была текущая экономическая ситуация, генераторы интересных идей и готовые поддержать их рублем люди все-таки остаются. Только, видимо, не в нашем регионе.

Миграция в соцсети?

Без сомнения, кемеровчане могут не ограничиваться отечественными краудфандинговыми платформами и размещать свои проекты на зарубежных. Особенно это уместно для идей универсальных, которые не привязаны к какому-либо региону или языку. Например, занимающаяся косплеем уроженка Кемерова Алиса Шпигель собирает деньги на наряды для своих образов на краудфандинговой платформе Patreon. Судя по большому количеству персонажей игр, фильмов и аниме, в которые девушка уже успела перевоплотиться, сбор нужной суммы – вопрос времени.

Помимо краудфандинговых платформ, есть еще один реально работающий инструмент сбора денег на те или иные нужды. Речь идет о социальных сетях. Причем не о ставших уже привычными постах о помощи. В том же "ВКонтакте" у тематических пабликов появился специальный виджет по сбору средств. Администраторам таких сообществ остается только указать цель и нужную сумму, а успех мероприятия будет зависеть от щедрости друзей и подписчиков.

Поэтому остается надежда, что практически полное отсутствие проектов креативных кемеровчан на краудфандинговых платформах связано с их массовым уходом в соцсети, преуспеть в которых значительно проще, если говорить о своей идее просто и понятно, не бросать ее на полпути и искренне и открыто отвечать на возникающие у потенциальных спонсоров вопросы.

Фото: VSE42.Ru, vk.com/themightyraccoon, vk.com/pashubin, vk.com/cafe_doghouse, vk.com/dream_doc
Автор: Андрей Ермолюк