Инклюзивная "Ромашка": равное детство для особенных детей

22 января 2019 г., 09:05

Инклюзивное образование внедряют в российские школы уже около десяти лет, но вопрос совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и обычных школьников до сих пор окончательно не решен. Как рассказала на заседании совета при Правительстве РФ вице-премьер Татьяна Голикова, в прошлом учебном году более 16 тысяч детей с ОВЗ и детей-инвалидов в возрасте от 7 до 18 лет не пошли в школы. А значит, оказались оторваны от сверстников и социума в целом.

Отчасти это связано с тем, что вопреки директивам сверху принять особенного ребенка и создать для него благоприятную среду способна далеко не каждая школа. И тогда у родителей детей с ОВЗ остается два пути: смириться со своей участью или обратиться к частникам. Ярким примером последних является инклюзивный детский центр "Ромашка", ставший одним из первых в Новокузнецке. В чем особенность этого центра и какая личная история поспособствовала его открытию, выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Стук в закрытые двери

Основатель "Ромашки" Татьяна Глушкова не понаслышке знает обо всех тягостях жизни особенных детей и их родителей. У второго ребенка новокузнечанки, 7-летнего сынишки Романа диагностировали ДЦП. Мальчик нуждался в адаптивной физкультуре, но найти в родном городе подходящего спортивного зала или учреждения Татьяна не смогла. Тогда у нее возникла мысль выучиться на тренера и начать заниматься с детьми.

Возможно, эта идея так бы и осталась просто мимолетной мыслью, не будь у Татьяны решимости и предпринимательской жилки. Первая пришла к ней с годами, проведенными рядом с сыном. Как и у многих мам других особенных детей, жизнь Татьяны свелась к бесконечным походам в больницы и реабилитационным процедурам. А вторая проявилась во время занятий в школе социального предпринимательства, которым новокузнечанка посвятила редкие свободные минуты.

– Открывать свое дело и заниматься бизнесом я тогда не собиралась. Обучаться в школе соцпредпринимательства начала для того, чтобы развить созданный мною благотворительный фонд помощи детям-инвалидам и детям-сиротам "Только вместе". И уже на занятиях узнала о социальной составляющей бизнеса, – вспоминает Татьяна.

Так на свет и появилась "Ромашка". Сначала – в виде спортивного зала для детей с ОВЗ, помещение для которого новокузнечанка арендовала на собственные средства. Некоторое время спустя он "вырос" в центр для особенных детей. Причиной такой перемены стала, как это часто бывает с социальными предпринимателями, личная история.

– Ребенку надо было идти в первый класс. Я объехала все школы города, но сына брали только на надомное обучение. У него средняя степень ДЦП, со стороны ее практически не заметно. Он мог бы спокойно ходить на уроки, сидеть за партой, находиться среди одноклассников. Но ни одна школа такой возможности нам не предоставила, – рассказывает Татьяна.

Не желая больше тратить время и силы на стук в закрытые двери, предпринимательница решила переформатировать "Ромашку". И сделать из нее инклюзивный центр, в котором смогли бы учиться дети с ОВЗ, как обычные школьники.

За бортом общества

Со стороны может показаться, что нежелание Татьяны соглашаться на надомное обучение – это просто ее личная прихоть. Конечно же, это не так. Иначе на федеральном уровне не разрабатывали бы концепцию развития системы инклюзивного и коррекционного образования до 2030 года. Которая подразумевает, в том числе, создание в российских школах благоприятной для особенных детей среды. То есть в идеале сделать так, чтобы как можно больше таких детей могли посещать уроки наравне со сверстниками, а не постигать науку в домашних условиях.

– Основная проблема, связанная с особенными детьми – как впустить их в общество. Ведь для этого нужно обучить их социально приемлемым нормам поведения. А это невозможно без общения с другими людьми, в том числе сверстниками, – считает Татьяна.

Но до 2030 года еще далеко, а текущие вопросы нужно как-то решать. Именно поэтому "Ромашка" и стала инклюзивной. Заниматься в ней могут и дети с ОВЗ, и обычные ребятишки. Сейчас в центре обучаются 50 человек, 35 из которых – это особенные дети. Причем пятеро – первоклашки с ОВЗ, которые не смогли попасть ни в одну школу города.

– Мы работаем со всеми детьми. Находим подход к каждому и выясняем, как помочь ему стать лучше. Нельзя допускать, чтобы особенные дети сидели дома в четырех стенах, не видя сверстников и не умея с ними общаться, – подчеркивает Татьяна.

Формально занимающиеся в "Ромашке" младшеклашки с ОВЗ находятся на семейном образовании. На деле же они, как обычные дети постигают русский язык, математику и другие предметы, входящую в программу "Школа России" для начальных классов. Но этим образовательная деятельность инклюзивного детского центра не ограничивается. Для 12-14-летних ребят здесь действует специальный проект под названием МастерОК.

– Этим детям с особенностями развития академические знания не нужны и не важны. Мы учим их элементарным вещам: читать, писать, считать. Но основное – социально-бытовая ориентация. Чтобы ребенок, уже подросток, мог сам себя обслуживать, делать элементарные вещи и впоследствии обходиться без родителей. Например, совершать покупки в магазине, готовить себе еду, умываться и одеваться. Делать такие, казалось бы, элементарные вещи, которые здоровые люди считают чем-то самим собой разумеющимся. Но детей с особенностями развития надо этому обучать, – рассказала Татьяна.

Также она отметила, что "Ромашка" – возможно, единственная организация в Новокузнецке, которая работает с подростками с особенностями развития. Обычно к 14 годам такие дети оказываются полностью отрезанными от общества: их не берут на занятия и не приглашают на различные праздничные мероприятия. Но Татьяну и ее команду возможные трудности в работе с такими детьми не пугают. Скорее, это новый вызов, который делает инклюзивную "Ромашку" эксклюзивной.

Маленькие победы и большие планы

Несмотря на то, что в качестве инклюзивного центра "Ромашка" работает недолго, уже есть первые успехи. Начали прогрессировать занимающиеся в нем дети. Яркий тому пример – 7-летняя девочка, до прихода в "Ромашку" не выходившая из дома и не общавшаяся с другими детьми.

– У родителей не было возможности куда-то ее выводить. А в детский сад и позже школу девочку не брали. У нас она научилась самостоятельно есть, причем не медленнее других, – рассказала Татьяна.

Вот такая вот пусть маленькая, особенно для человека непосвященного, но все же победа. Из череды которых и складывается главная миссия "Ромашки" – подарить особенным детям такое же детство, как у из здоровых сверстников. Также успехом Татьяна Глушкова считает проведенные в "Ромашке" праздничные мероприятия в честь Дня Матери, Хэллоуина и Нового года.

– На них присутствовали и дети с ОВЗ, и обычные дети. Они остались всем довольны, как и родители. Праздники прошли на ура, было много положительных отзывов. Понятно, что в нашем городе много людей. Но то, что хотя бы 20 человек будут лояльно к нам относиться – это уже победа, – пояснила Татьяна.

Конечно же, добиваться успехов "Ромашке" удается за счет правильно подобранной команды специалистов. Многих из которых пришлось в буквальном смысле слова выращивать для себя. Благо, что удалось выиграть грант на реализацию проекта школы тьюторов.

– В нашем центре на постоянной основе работают два администратора, коррекционный педагог, два логопеда, психолог и тренер адаптивной физкультуры. Еще один тренер по адаптивной физкультуре и логопед – приходящие, – рассказывает о своей команде Татьяна.

Как уже говорилось выше, в настоящее время в "Ромашке" занимаются 50 детей. И это, мягко говоря, не предел. Предпринимательница считает, что экономически приемлемой для центра была бы нагрузка в 3-4 раза больше. Площади и персонала для этого хватит.

Планы на будущее у Татьяны оптимистично сдержанные. Она надеется, что о "Ромашке" узнает как можно больше людей. В том числе не только в Новокузнецке, но и в других городах: Прокопьевске, Междуреченске, Осинниках. И собирается участвовать в различных конкурсах, которые позволят выиграть грант на развитие своего дела или "прокачать" профессиональные качества как руководителя. Как, например, это было со Школой краудфандинга и конкурсом "Лучший социальный бизнес Кузбасса-2018", организованными Кузбасским ЦИСС. Предпринимательница может продолжить сотрудничество с Центром и в этом году: ее пригласили в третью акселерационную программу кейс-клуба Комьюнити, в котором собственники предприятий будут развивать бизнес через дизайн-мышление.

Инклюзивный детский центр "Ромашка"

Адрес: г. Новокузнецк, пр. Курако, 23

Сайт: идц-ромашка.рф

Телефон: +7-900-107-11-10

Группы в "ВКонтакте" и "Одноклассниках"

Instagram

Материал подготовлен при содействии

Центра инноваций социальной сферы Кемеровской области (МНФПМП г. Кемерово)

г. Кемерово, пр. Советский, 59

Телефон: (384-2) 75-55-89

Сайт: fondp.ru

Фото: МНФПМП г.Кемерово