Новый 2019 год объявлен Годом театра. И если для кого-то в России это может показаться пустым звуком и очередным лозунгом, то для кемеровчан – суровая реальность. По крайней мере, если верить обещаниям губернатора, объявившего о начале строительства в начале 2019 года квартала искусств. Насколько важно для жителей города повышение их "культурного уровня", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Наиболее активное обсуждение недавних инициатив по объявленному строительству квартала искусств в Кемерове, разумеется, началось в соцсетях. И, разумеется, мнения высказывались кардинально полярные. От полного неприятия и уверенности, что фирма-застройщик вместе с высшими чиновниками "на этом просто отмоют бабла" до того, что подобный квартал действительно необходим столице Кузбасса.
Кроме того, часто кемеровчане упрекали областную власть в том, что, помимо развития культуры, есть и другие, причем куда более важные, проблемы.
Стоит отметить, что новый губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, избранный осенью прошлого года, как-то сразу взял крен в сторону не просто позитивной повестки, в том смысле, что "все будет хорошо!", а какой-то позитивно-празднично-культурной.
По крайней мере, именно таковой можно считать инициативу с кварталом искусств на месте, где раньше стояли металлические гаражи, которые по меньшей мере не улучшали городской пейзаж. Но стояли давно, местные к ним привыкли, а автовладельцам было удобно.
В результате гаражи эти оперативно вывезли, а кемеровская мэрия разорвала договоры аренды с гаражными кооперативами. В основном гаражи повезли на городские окраины. И, кстати, что многих не обрадовало, в зиму, в слякоть и снег. Люди бросали свои погреба с картошкой. Может, и мелочь по городским масштабам, но, опять же, не очень приятно.
В любом случае об удобстве для многочисленной армии автолюбителей говорить не приходится в принципе. Зато теперь есть все шансы, если верить Цивилеву, что на месте убранных гаражей появится "гнесинка" и "мариинка". Не оригинальные версии, конечно, а их филиалы. Срок реализации проекта – 2021 год.
Дата выбрана неслучайно, потому как минувшим летом выяснилось, что в 2021 году Кузбасс будет отмечать 300-летний юбилей. Так что ровно к этому празднику и введут квартал искусств.
В то, что проект будет реализован, – даже почти верится. Ведь уже официально заявлено, что 2,7 миллиарда на его строительство получено.
Правда, металлические гаражи пошли под снос не только там, где поднимется красавец-квартал, но и, например, на проспекте Октябрьском рядом с "Лапландией". Здесь частные "домики для машин" помешали строительству нового здания для налоговиков.
Также не связан с развитием культуры снос гаражей в Ленинском районе на месте, где началось строительство кадетского училища. Владельцам местного "металлолома" повезло больше, чем остальным: их гаражи просто переехали через дорогу и остались, по сути, в том же районе. Однако всю инфраструктуру, которая создавалась годами – водо-, электроснабжение в том числе, – теперь придется людям отстраивать заново.
Как ни крути, результат получается такой: кемеровские автолюбители ближе к центру города остаются вовсе без гаражей. А значит, по крайней мере, те из них, кто побогаче или может позволить себе еще одну ипотеку, будут вынуждены покупать подземные паркинги. Что, в свою очередь, выгодно строительным компаниям, поскольку машино-места под новостройками ценой под 500 тысяч рублей и больше – один из самых неходовых товаров на рынке недвижимости.
В связи с культурной инициативой губернатора возникает как минимум несколько вопросов. Один, например, со стороны представителей того самого искусства, имени которого будет квартал. Построить здание с большим залом, поставить в его центре рояль – это не сложно. Хотя и дорого. То есть решается обилием выделенных и, как следствие, освоенных денег. Но как решить кадровую проблему? Причем, и с педагогами, и с учащимися.
Один из представителей кемеровской сферы искусства, с кем удалось пообщаться корреспонденту сайта на условиях анонимности, уверен, что ни учителей, ни учеников, соответствующих статусу "мариинки" или "гнесинки", в Кузбассе не найти. Это, во-первых, а во-вторых, заполнить театральный зал пусть даже филиала Мариинского театра – это вообще, уверен собеседник сайта, нереально.
– Кемеровская театральная публика – это, по большому счету, фикция. У нас театральных зрителей категорически мало. Драма (театр драмы – прим. автора) стоит полупустая чуть ли не на каждом спектакле, например. Опять же, цена билетов. Дешево – совсем не будет окупаться содержание. Дорого – даже те, кто мог захотеть, передумают идти в театр. Вот и получается, что четвертый театр в Кемерове – это очень сомнительное мероприятие, – рассуждает наш собеседник.
Но дело даже не в том, как будет окупаться "мариинка" или где взять преподавателей и талантливых учеников, соответствующих статусу заведения, в кемеровскую "гнесинку". В Кузбассе, где проблем за последние 20 лет накопилось более чем достаточно, открывать театры за 2,7 миллиарда рублей – это, по меньшей мере, неожиданно. По крайней мере, так считают кемеровские пользователи социальных сетей.
Основная мысль, которую озвучивают пользователи сетей, примерно такая: судя по всему, все проблемы в Кузбассе уже решили. Дороги построили, воздух от постоянно нарастающей загазованности в том же Кемерове или Новокузнецке очистили, рабочие места создали с избытком. Теперь только и остается, что вплотную заняться культурой.
С этим мнением можно соглашаться или спорить, но для, мягко говоря, проблемного во многих смыслах региона, строительство "мариинки", казалось бы, вещь предпоследняя. Последняя – это "верфь для строительства судов, чтобы их потом волоком тащить до ближайшего моря". Именно такое мнение, то ли в шутку, то ли всерьез высказал один из кемеровчан во "ВКонтакте".
Нельзя не согласиться с тем, что проза жизни на фоне объявленного строительства квартала искусств у жителей Кузбасса, судя по всему, берет верх над тягой к высоким ценностям. Что, впрочем, объяснимо. Поскольку одновременно с развитием "искусственной" среды в Кемерове при новом губернаторе произошло весьма неприятное событие. Поднялась стоимость проезда в общественном транспорте. Причем, поднялась весьма сурово для наиболее социально незащищенных слоев населения – для инвалидов, пенсионеров и прочих жителей Кузбасса, пользующихся льготами. Если для всех прочих кузбассовцев повышение составило 4 рубля за поездку (с 16 до 20 рублей в муниципальном транспорте и с 18 до 22 – в маршрутных такси, что составило порядка 25% или чуть меньше), то для льготников – сразу в 2,5 раза (с 4 рублей до 10 рублей).
С другой стороны, понятно, что мера эта вынужденная. Расходы транспортников надо чем-то покрывать, платить дотации, а бюджет, видимо, не готов или не хочет это делать. При этом повышение цены проезда напрямую с приходом Сергея Цивилева к власти как бы не связано, хотя и произошло через три месяца после выборов. Просто совпало. Да и неблагодарную тему одним из первых озвучил публично начальник департамента транспорта обладминистрации Евгений Курапов, который теперь, к слову, уже на этой должности не работает. А нет человека – нет и проблемы. Хотя, конечно, осадочек у людей остался.
Тем не менее, с особо ярыми критиками инициатив областной власти, справедливости ради, можно и поспорить. Например, с уверенными в том, "что лучше бы эти деньги направили на создание новых рабочих мест и поддержку малого бизнеса, который в Кузбассе загибается".
Таким критикам действий областной власти стоит напомнить, что если федеральный бюджет дал деньги на квартал искусств в Кемерове, то это вовсе не значит, что их дали бы на что-то более полезное, по мнению все тех же критиков. А собственных денег в региональном бюджете, судя по всему, на что-то серьезное не хватит.
С другой стороны, опять же, объективности ради, и в сфере бизнеса начало происходить что-то положительное. Вот, например, совсем недавно после долгого простоя в Ленинск-Кузнецком районе вновь возобновилось производство автобусов. "Отверточное", но все-таки производство. Раньше на этом же предприятии собирали корейские автобусы. Теперь – китайские. Первые выпускали недолго, потому как они показались потенциальным покупателям слишком дорогими. А переплачивать за качество, когда под рукой есть те же ПАЗики, видимо, много желающих не нашлось.
На этот раз будут собирать китайские автобусы. Они должны быть дешевле, судя по всему, так что у обновленного производства есть все шансы поработать подольше и не схлопнуться в первые год-два.