В среду состоялось знаковое событие: первое бюджетное послание нового кузбасского губернатора Сергея Цивилева. Более чем часовая речь главы региона, в которой тот обозначил достигнутые успехи и перспективные точки роста, закончилась неожиданной критикой элементов туалета областного депутата, представляющего КПРФ. Подробности в материале корреспондента VSE42.Ru.
Послание Сергея Цивилева касалось трехлетнего бюджета региона. Один из основных выводов, который можно сделать из выступления губернатора: Кузбасс по-прежнему будет активно развивать угледобычу. Так, с имеющихся (по итогам 2017 года) добытых 241,5 миллиона тонн угля уже в 2018 году этот показатель вырастет до 250 миллионов тонн. А к концу трехлетнего периода – 2021 году – превысит 280 миллионов тонн. Итого за три года прирост даже к ожидаемым показателям 2018 года должен составить порядка 13%.
Впрочем, это небольшая новость: планы по увеличению добычи уже озвучивались. Как, кстати, и другие факты, упоминавшиеся Сергеем Цивилевым в бюджетном послании. А интересно здесь может быть совсем другое. Сумма предполагаемых трехлетних инвестиций в угольную отрасль региона ожидается на уровне 350 миллиардов рублей. Скажем так, весьма достойный показатель, и потянуть его крупным игрокам проще, чем местечковым. Однако, помимо общего позитивного настроения, сами эти ожидания подталкивают к предположению (впрочем, уже достаточно давно обсуждаемому), что в Кузбассе возможен "большой угольный передел". Его суть, как утверждают эксперты отрасли, состоит в вытеснении относительно мелких игроков из этого весьма доходного бизнеса и приход федеральных компаний либо (в случае присутствия их на региональном рынке) увеличение доли.
Кстати, под раздачу могут попасть и достаточно крупные, но исключительно местные компании. Так, например, в последнее время ходят упорные слухи, что именно федеральная структура ведет активные переговоры с собственником кузбасского холдинга о покупке "контрольной доли". Учитывая, что у олигарха кузбасского разлива, с одной стороны, угольный бизнес не единственный (он увлекается спортом и тем, что с этим связано), а с другой, выбора "продавать – не продавать" ему особо не оставляют.
Единственный вопрос – это цена. В этой связи в последнее время стали происходить интересные "телодвижения", которые в том числе привели к снижению стоимости компании. А это, в свою очередь, стало поводом для новой волны слухов о скорой фактической продаже угольного актива.
Впрочем, опять же по слухам угольного закулисья, к продаже готовится еще одна местная компания, название которой постоянно на слуху у широкой общественности. Точнее не сама компания с многочисленными непрофильными активами, а именно ее угледобывающие предприятия. А еще точнее – самое крупное предприятие, поскольку именно оно интересует, в первую очередь, потенциальных инвесторов. Как утверждают источники в руководстве компании, загвоздка только в одном: глубокая закредитованность "товара". Только это пока сдерживает покупателей от активных действий. Впрочем, скорее всего, по словам собеседников сайта, проблема эта легко разрешима, например, с помощью "очистки" с перебрасыванием долгов на другие предприятия компании. Вопрос "Захотят ли собственники кузбасского холдинга вредить другим своим активам таким образом?" едва ли стоит. Скорее всего, они получили предложение, от которого не смогут отказаться по тем или иным причинам. Возможно, им останется выбор хотя бы инструмента для проведения передачи актива и, что особенно важно, цены.
При этом стоит отметить, что один из собственников компании незадолго до прогнозируемых событий попытался диверсифицировать свой бизнес, приобретя весьма крупный актив как бы из совершенно другой отрасли экономики, тем не менее тесно связанной с углем. Что будет с этим активом дальше – тоже пока не вполне ясно.
Ну и в заключении. Одним из наиболее вероятных векторов развития станет "южное" направление Кузбасса. По оценкам экспертов и по количеству проданных Роснедрами лицензий, можно сделать вывод, что угольщики в ближайшие годы будут стремиться именно туда. Однако, все выше сказанное, разумеется, слухи, различные "инсайдерские сливы" и прочая ничем пока не подтвержденная информация. Однако, если допустить, что она хотя бы частично отражает ожидаемый ход событий, то объявленный прирост добычи угля вполне ложится в эту канву.
Но вернемся к губернаторскому посланию. Сергей Цивилев, например, упомянул в своем выступлении вялотекущую историю с кемеровским объездом – объездной дорогой, которая позволит пропускать транзитные фуры и прочий транспорт в объезд города Кемерово. История действительно достаточно небыстрая. Что, по сути, в очередной раз подтвердил Сергей Цивилев, сказав, что к концу 2020 года будет завершен только проект новой дороги. То есть документация на него будет готовиться два года. А сколько он будет строиться в реальности пока, видимо, никто сказать не возьмется. Так что кемеровчанам, мечтающим о том, чтобы транзитные большегрузы наконец-то перестали укатывать колеи в городском асфальте, терпения, как ни крути, придется набраться изрядно.
С другой стороны, приятно, что Мариинск наконец-то обретет собственный объезд 1 августа 2020 года. С точностью до дня. Если, конечно, подрядчик не подведет.
Из событий "околодорожных" стоит отметить обещанное Сергеем Цивилевым начало строительства автовокзала в Белове, намеченное на начало 2019 года. Что само по себе весьма отрадно. Поскольку с момента, когда власти региона под руководством еще Амана Тулеева обещали начать вокзальную стройку, пройдет шесть лет.
Стоит напомнить, крыша старого автовокзала в Белове обрушилась осенью 2012 года, похоронив под собой одного человека. Еще несколько человек тогда получили травмы различной степени тяжести. И практически сразу после ЧП сообщалось, что уже весной 2013 года будет найден некий инвестор, который возьмется за постройку нового здания взамен снесенного после инцидента. Увы, не сложилось, и поныне пассажиры междугородних автобусов должны дожидаться транспорта практически на улице, что особенно сложно делать в морозы.
Озвученные Цивилевым цифры, которые были, видимо, тщательно подобранные его спичрайтерами, в целом вселяют оптимизм. Например, уже с начала 2019 года кузбасские бюджетники почувствуют на себе рост зарплат на 5%. Более того, Кемеровская область уже в этом году (по данным почему-то за восемь месяцев, а не за 10, прошедших с начала года) заняла I место в рейтинге регионов по динамике (но не по размеру) заработной платы.
А еще в будущем году в Кемеровской области появится бензин с индексом "95". Что, конечно, вряд ли повлияет на его стоимость на кузбасских АЗС. Новшества в ближайшее время ждут и кузбасское село. Как выяснилось, оно будет "цифровизовано", что бы это не значило. Правда, в развитие сельского хозяйства, которое реально что-то производит, а не просто выкапывает из-под земли уголь, будет вложено почти в 64 раза меньше, чем в уголь. И это при том, что уровень "современности" угледобывающего оборудования не идет ни в какое сравнение с уровнем пресловутой цифровизации села.
Впрочем, областные власти, как уже сообщалось, планируют уделять внимание в том числе развитию именно несырьевого бизнеса. В первую очередь, – малого и среднего предпринимательства (МСП). В этой части своего послания Сергей Цивилев упомянул, что, согласно майским указам российского президента, доля МСП в целом по стране должна достичь 40%. В Кузбассе этот показатель в настоящее время занимает 16% от общей доли. Таким образом, как бы делает вывод губернатор, за предстоящие шесть лет – до 2024 года – необходимо увеличить долю МСП в экономике региона почти в 2,5 раза.
Как сделать это на фоне массового бегства предпринимателей "мелкой и средней руки" из Кузбасса в соседние регионы, пока непонятно. По крайней мере, если кто-то из представителей бизнеса питал иллюзии, что после смены областной власти те же атаки на них фискальных органов станут мягче и реже, то реальность расставила все по местам. У бизнеса свои интересы, у власти региона – свои, у налоговой инспекции – свои. Причем, судя по всему, именно в Кемеровской области. По крайней мере, как утверждают "поуехавшие", а точнее сменившие адрес юридической регистрации с Кемерова и других городов региона на соседние Барнаул, Томск или Новосибирск, отношения бизнеса с налоговиками в других регионах складываются совершенно иначе.
Здравоохранение стало отдельным предметом для разговора. Качество медицины в Кузбассе и тотальная теперь уже нехватка врачей – сегодня это даже не обсуждается, а принимается как факт. Что с этим делать? В этой связи амбициозные планы, например, по борьбе с онкологическими заболеваниями, которые (вдруг?) обрушились на жителей Кемеровской области. Так, смертность от онкологических заболеваний в настоящее время в регионе выше, чем в среднем по Сибири и по России.
В связи с этим через шесть лет (почему называется именно этот временной отрезок, не уточняется) власти региона планируют сократить смертность от онкозаболеваний на 21%.
В качестве инструментов для достижения поставленной цели обозначено следующее. Во-первых, это деньги: по 3 миллиарда из средств фонда ОМС ежегодно с 2019 по 2021 годы. Это при том, что, по словам депутата областного Совета народных депутатов Глеба Колпинского, в настоящее время общий бюджет всех кузбасских онкодиспансеров составляет около 1 миллиарда рублей. То есть несложно посчитать, что в предстоящую трехлетку этот бюджет увеличится втрое.
Еще один инструмент – это привлечение врачей "редких специальностей". К каковым, например, относятся те же онкологи. Хотя дефицит таких, казалось бы, распространенных специалистов как травматологи или пульмонологи в отдельных населенных пунктах стремится к 100%.
Так каким же образом областные власти планируют решить вопрос нехватки врачей-узких специалистов? С помощью выплаты единовременного пособия в размере 1 миллиона рублей врачам, которые решат переехать в Кузбасс из других регионов России.
Идея, хоть и не нова, но может оказаться достаточно эффективной. В том смысле, что миллион рублей – сумма вполне приличная, чтобы решиться на переезд и обязательство отработать какое-то количество времени в Кемеровской области.
Однако, неизбежно возникает вопрос: а будет ли решаться проблема с подготовкой собственных профессиональных кадров? Например, с помощью увеличения бюджетных мест в ординатурах и аспирантурах по наиболее востребованным специальностям.
Сегодня получается странная ситуация. С одной стороны, тотально не хватает узких специалистов, а с другой, бюджетных мест по конкретным специальностям – одно-два в год. А платное обучение в ординатуре, необходимое для "появления" специалиста с медицинским дипломом, составляет чуть больше 150 тысяч рублей в год. Срок обучения – 2 года. Итого молодой врач должен потратить на свою специализацию 300 тысяч рублей, чтобы через два года прийти в больницу на зарплату порядка 10 тысяч рублей в месяц. То есть 30 месяцев ему понадобится только на то, чтобы "отбить" расходы на ординатуру. А только потом можно начать тратить деньги на продукты. Хотя на такую зарплату сложно слишком много съесть.
Возможно, многие молодые врачи были бы счастливы, если бы за них оплатил обучение в ординатуре бюджет в обмен на обязательство "срочной отработки" в кузбасской больнице.
Более того, при таком подходе за пресловутый один миллион рублей можно было бы найти не одного, а трех с лишним новых врачей-специалистов. То есть чистая экономия бюджетных средств.
Возможно, такая экономия бюджет денег могла бы оказаться кстати в связи с, например, запланированным на 1 января 2019 года увеличение НДС на 2%. Как это ни странно может показаться на первый взгляд, но в результате снижение поступлений от дохода на прибыль предприятий может, по словам заместителя губернатора Игоря Малахова, составить до 5%.
– Напрямую (увеличение НДС) никак не скажется (на региональном бюджете). НДС поступает только в федеральный бюджет. Что касается косвенных последствий… рост издержек будет порядка 5%, а, соответственно, это все ляжет на прибыль. То есть снижения по прибыли (общего объема поступлений налога на прибыль), – сказал Игорь Малахов.
При этом он отметил, что в бездефицитном бюджете на следующий год занижена так называемая консервативная оценка стоимости угля на мировом рынке (именно угольщики являются крупнейшими плательщиками по налогу на прибыль в региональный бюджет). Так, предполагаемая величина поступлений от этого налога по концу 2018 года должна составить почти на 20% больше, чем заложено на 2019 год.
– На сегодняшний день планируется порядка 47 миллиардов рублей поступлений по прибыли (налог на прибыль), львиную долю которых все-таки угольщики дают. Сегодня мы уже свыше 56 миллиардов получаем. Соответственно, мы заложили цену ниже, чем действующая, – сказал Игорь Малахов.
Если же отвлечься от серой реальности будней, цифр и проблем, которые так или иначе надо решать, по мере возможности, конечно, то можно перейти к вопросам политики. Которые, судя по всему, неожиданно были представлены всем зрителям бюджетного послания Сергея Цивилева. Точнее на окончании той части сессии областных депутатов, где выступал губернатор.
Речь идет о неожиданной отповеди, которую руководитель региона прочитал руководителю микроскопической (по численности в сравнении с фракцией "Единая Россия") фракции КПРФ в областном парламенте Николаю Мухину из-за.. его внешнего вида.
Впрочем, началась эта отповедь с неожиданного, как можно предположить, желания спикера облсовета Вячеслава Петрова, который попросил от Мухина "конструктивных предложений" по принимаемому депутатами проекту областного бюджета и состоявшемуся выступлению.
– Я бы хотел обратить внимание коллег на неконструктивную позицию, которая была продемонстрирована нашей фракцией коммунистов в нашем Совете народных депутатов, возглавляет которую Мухин Николай Павлович… Николай Павлович и ваша коллега по партии коммунистической. Только что видели, как вы проголосовали против ежегодного отчета о результатах деятельности высшего исполнительного органа. Вы свою позицию, в том числе на публичных слушаниях по бюджету, озвучивали такую, не предлагая ничего конструктивного. Просто говорили о том, что и по бюджету вы готовы голосовать против. Мне бы хотелось вот услышать, может быть, какие-то конструктивные ваши предложения, прежде, чем мы перейдем к голосованию, – сказал Вячеслав Петров.
Ответ коммуниста оказался еще более неожиданным, чем вопрос единоросса Петрова.
– Во-первых, мы исходим из того, что у нас есть решение нашего вышестоящего органа, то есть президиума центрального комитета. Есть практика партийная и депутаты-коммунисты, голосующие за бюджет, то есть они просто исключаются из партии. Значит, это первое. Второе. Значит, второе. Фракция КПРФ в Государственной думе голосует всегда против принятия бюджета. Значит, третье. Значит, наши партийные, наши партийные экономисты считают, что федеральный бюджет не соответствует, значит, майским указам президента, – сказал Николай Мухин.
По сути, кадровый коммунист признался, что в его партии существует некая разнарядка "голосовать против", которую все депутаты-партийцы обязаны выполнять. По крайней мере, если хотят оставаться в числе членов КПРФ.
Заявление, мягко говоря, смелое. Возможно, даже безрассудное. Ведь, по сути, коммунист Мухин "сдал" партийный инсайт. Это можно связать либо с тем, что в тот момент Николай Мухин находился в состоянии тотальной честности (например, под действием сыворотки правды, мифы об использовании которой спецслужбами давно ходят), либо он решил по какой-то причине сыграть против собственной партии, выдав весьма закрытую партийную информацию.
В любом случае он не мог не понимать, что подобное смелое заявление может стоить ему не только партийного будущего, но и места в областном совете – в том случае, если руководство КПРФ решит проститься со своим членом.
Соответственно, можно предположить, что состояние тотальной честности – штука временная, а значит, должно быть что-то еще, что заставило (или убедило, или компенсировало возможные риски) коммуниста Мухина пойти, возможно, "в последний бой".
Ну и для завершения ситуации с тотальной честностью коммуниста стоит привести текст собственно отповеди губернатора, которая прозвучала после чистосердечных признаний депутата от КПРФ. А поводом для эмоционального выступления Сергея Цивилева стала… водолазка, которую надел под пиджак Николай Мухин.
– Я пришел в хорошем костюме, со значком, в галстуке. И посмотрите на руководителя фракции КПРФ. Все начинается даже с внешнего вида, с отношения. Как можно было прийти на такое важное, важное заседание, стратегическое заседание в водолазке? Вот если бы у меня в таком виде на… Конечно, я не могу вмешиваться в управление вашем собранием, но если бы кто-то посмел ко мне на заседание коллегии прийти в таком виде, он бы с позором был бы выгнан сразу, в самом начале заседания, с позором причем, и никогда больше бы не был допущен. Еще и, может быть, с последствием для его работы. Потому что все начинается с отношения, – сказал Сергей Цивилев.