Сухой закон: кузбасский вариант

12 октября 2018 г., 17:13

Свершилось! Областные чиновники сообщили о готовности передать в областной Советов народных депутатов законопроект о запрете торговли пивом на первых этажах жилых зданий. А заодно планируется запретить торговлю всем алкоголем на территории региона восемь дней в году. Подробности выяснял корреспондент VSE42.Ru.

Праздничная трезвость

Власти уже не первый раз заявляют о готовности бороться с повальным пьянством-алкоголизмом в Кемеровской области. В том смысле, что она входит в десятку самых пьющих регионов в Сибирском федеральном округе, при том, что таковых всего 12. Что, разумеется, не очень хорошо для здоровья кузбассовцев, а также для местной экономики в целом, поскольку пьяный не только хуже работает трясущимися руками, но и меньше живет, чаще умирая молодым и не оставляя после себе детей, готовых сменить его на рабочем месте.

Но это, судя по всему, только часть той тревоги, что испытывают областные власти. Вторая ее часть – это дискомфорт для горожан от безмерно расплодившихся всевозможных пивных точек, где в режиме нон-стоп можно "купить пиво, догнаться, купить еще, усугубить, а потом немного пошуметь-подраться-помириться и прийти за очередной порцией пива".

Само собой, терпеть горожанам постоянный "октоберфест" под своими окнами порядком надоело, так что и власти наконец среагировали. Собственно законопроект о запрете торговли пивом на первых этажах жилых многоэтажек – это реакция на запрос общества. Теперь немного подробностей.

Во-первых, готовящийся законопроект не предполагает полного запрета пивной торговли в жилых многоэтажках. Вовсе нет. Как сообщила начальник департамента по развитию предпринимательства потребительского рынка Кемеровской области Вероника Трихина, речь идет только о том, чтобы алкомаркеты соответствовали определенным требованиям по своей площади. В городской черте – не менее 50 квадратных метров, в сельской местности – не менее 25 квадратных метров.

Вот, собственно, и все ограничения относительно "жилых" пивточек. Но есть в новом законопроекте и еще одно "во-вторых". Оно касается запрета на законодательном уровне торговли всем алкоголем в определенные дни года на всей территории Кемеровской области.

В общей сложности дней строжайшей алкогольной аскезы, по инициативе региональной власти, набралось восемь. И все они – особые календарные даты. В том числе День победы (9 мая), 1 июня, или День защиты детей, 12 июня, он же День России (а в Кемерове еще и День города), 27 июня, или День молодежи. Кроме того, под алкогольное воздержание попали три плавающие "школьные" даты: 1 сентября (День знаний) или, если 1 сентября выпадает на воскресенье, понедельник, 2 сентября; 25 мая (или как получится), когда звенит последний звонок для выпускников школ и июньский день, когда проходят выпускные вечера для школьников.

И, наконец, самый логичный в этой череде день для отказа от употребления какого-либо алкоголя – это День трезвости, который отмечается 11 сентября.

Из торговли в общепит?

По словам Вероники Трихиной, подготовленный законопроект может быть принят в ближайшем будущем – в конце октября или начале ноября. Но вступит в силу неотвратимого закона в течение двух месяцев. То есть именно столько будет властями дано времени предпринимателям на "сворачивание" своих пивточек либо перепрофилирование (например, организацию продажи макраме, кружков бисероплетения или производства какой-либо высокотехнологичной нанопродукции), либо на то, чтобы покинуть арендуемые под магазинчики помещения.

Стоит отметить, что в настоящее время по данным департамента Трихиной, в Кемеровской области в помещениях на первых этажах жилых многоэтажек работают 1 812 пивточек. Из них значительная часть (почти треть) в двух крупнейших городах области – Кемерове и Новокузнецке. Так, в областном центре зарегистрировано 472 таких магазинчика, а в южной столицей Кузбасса – еще 255.

При этом 227 и 161 пивточка соответственно подпадают под предполагаемое закрытие. Есть опасения, что едва ли предприниматели, работающие в сфере продажи пива, массово смогут переключиться на какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Во-первых, потому, что пивной бизнес является крайне высокодоходным, а во-вторых: чтобы "делать ракеты – это ж учиться надо".

Соответственно можно предположить, что загнанные в угол бизнесмены от пива пойдут по двум легально возможным путям.

Первый из них предполагает, что пивной бизнес просто свернется, покинет насиженные места и пойдет искать счастья на стороне. Возможно, действительно кто-то и найдет его в торговле одеждой, обувью или продуктами питания (если уж оставаться в сфере торговли).

Второй вариант, как ни странно, на первый взгляд может показаться, позволит пивникам остаться при своих интересах и вполне легально… продолжить торговать пивом.

Дело в том, что законопроект областных чиновников предполагает запрет именно на работу торговых точек в жилых многоэтажках. Однако работа учреждений общепита, где можно купить бокал-другой этого напитка или, например, попросить пиво на вынос в той же полуторалитровой таре, что сейчас продают в пивточках, под него не попадает.

То есть, с одной стороны, получается, что собственники пивточек смогут легализоваться, всего лишь переоформив магазин, например, в бар или кафе. Для этого, правда, придется поставить пару столиков и сделать отдельные туалеты для посетителей и для персонала новоиспеченного заведения общепита. А это дополнительные расходы. Но почему-то кажется, что предприниматели пойдут на них.

Кстати, Вероника Трихина признала, что каких-либо ограничений по площади для заведений общепита нет. Правда, по ее словам, едва ли владельцы совсем уж откровенных "пивных закутков", площадь которых бьет возможные рекорды минимализма, смогут обойти новый запрет на работу. В них просто физически не поместятся ни отдельный туалет, ни пресловутая пара столиков для клиентов.

Минус налоги

Не стоит забывать, что в том числе розничная торговля алкоголем и пивом, в частности, – это "не только вредно, но и полезно". В том смысле, что налоговые поступления в областной бюджет от деятельности пивточек едва ли стоит скидывать со счетов. Так что региональная казна с уходом пивточек потеряет часть доходов.

По оценке Вероники Трихиной, ожидаемое сокращение налоговых поступлений составит порядка 200 миллионов рублей. На фоне доходной части бюджета, превышающей 110 миллиардов рублей и при профиците в 2018 году – это капля в море. Тем не менее капля убытков – это всегда в "бухгалтерском плане" неприятно. Значит, региональной власти придется отказаться от реализации какого-либо важного социального проекта, например. Причем достаточно крупного. Все-таки на 200 миллионов рублей можно много чего хорошего сделать.

С другой стороны, здоровье кузбассовцев важнее, чем дополнительные билеты Банка России, судя по всему. Тем более когда речь идет именно о пиве. Ведь этот напиток стал доминирующим на рынке. Так, по официальным данным, только за два года (с 2015 по 2017 годы) его доля в общем потреблении алкоголя в Кемеровской области выросла почти на 2%: с 84,8% до 86,4% соответственно.

Не умрут, так ослепнут?

Насколько это хорошо или плохо в плане борьбы с общей алкоголизацией населения региона, сказать трудно. С одной стороны, это "легкий" алкоголь, с другой – это алкоголь, как ни крути, со всеми вытекающими последствиями и "бонусами" в виде алкоголизма, цирроза печени и десоциализации.

Так что готовность региональных властей бороться с тотальным распространением пивточек, конечно, радует, но эффективность запретительных инструментов в подобной ситуации вызывает серьезные сомнения.

Как, впрочем, и эффективность введения в городах и селах Кемеровской области дней "сухого закона", когда всем магазинам на законодательном уровне под угрозой штрафа в 100 тысяч рублей для юридических лиц будет запрещено продавать алкоголь.

Едва ли есть прямая зависимость между количеством пьяных на улицах городов и запретом на продажу алкоголя в конкретный день. Во-первых, для особо страждущих всегда есть вариант покупок "про запас". Во-вторых, запрет легальной продажи всегда стимулирует появление и разрастание нелегального или теневого рынка оборота алкоголя. В том числе "паленого".

А это, в свою очередь, может привести к таким негативным последствиям как рост смертности от употребления суррогатов. Особенно в отдельных социальных группах жителей Кузбасса, где даже в условиях существующей относительной доступности алкогольной продукции предпочтения отдаются максимально дешевой. И едва ли кого-то из потребителей такой продукции, купленной в соседнем доме "у барыг", напугает возможность неожиданно, например, ослепнуть или вовсе умереть.

Фото: VSE42.Ru
Автор: Игорь Рожков