В последние годы российский ритейл переживает большие перемены. Супер – и гипермаркеты уступают лидирующие позиции магазинам формата "у дома". Так, по данным аналитической компании Nielsen, на них приходится 7 из 10 походов в магазин за покупками. Почему магазины "у дома" переживают ренессанс, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
Пожалуй, главное преимущество магазинов "у дома" – их удобное расположение. Они находятся недалеко от места жительства покупателя. В идеале путь в магазин должен занимать не больше пяти минут. Исследования Nielsen показывают, что именно столько времени на дорогу готовы уделить 40% потребителей. Еще 33% согласны тратить на это до 10 минут.
Получается, что при выборе магазина почти три четверти покупателей стремятся сэкономить свое время. И это понятно, потому что большинство заходит за покупками по пути с работы и хочет как можно быстрее оказаться дома. Об этом свидетельствует и то, сколько времени покупатели в среднем проводят в магазине. Как показывают результаты исследований различных торговых сетей, речь идет о 10-15 минутах. Этого хватает, чтобы пройтись по магазину, выбрать продукты и расплатиться за них на кассе.
Однако отсутствие магазина рядом с домом вынуждает потребителя отправиться в гипермаркет. Также, наверняка, в туда пойдут люди, которые привыкли запасаться всем необходимым впрок. Например, на неделю вперед. Но и здесь зачастую речь идет именно о привычке, а не о реальной выгоде. Ведь к расходам добавляются траты на тот же бензин (большинство постоянных клиентов гипермаркетов приезжают на своих автомобилях). Также не стоит забывать и про время, потраченное в пути по пробкам. А ведь еще есть скоропортящиеся продукты, которые впрок не купишь. Значит, все равно придется идти в магазин "у дома". Большинство жителей Кемерова предпочитают экономить свое время, не забывая о качестве продуктов, и поэтому ходят в универсамы типа "Пятерочка".
В свое время местные магазинчики и ларьки не смогли вступить в честную борьбу с гипермаркетами по двум причинам. Первая заключается в ограниченном выборе товаров, вторая – в солидной наценке на них.
Будучи эффективным форматом, магазины "у дома" смогли обойти эти проблемы стороной. Да, торговые площади у них не такие огромные, как у гипермаркетов. Однако это с лихвой компенсируется грамотным зонированием пространства и ассортиментной политикой. Так, например, на полках универсамов "Пятерочка" находятся все необходимые товары для ежедневного потребления: продукты питания, бытовая химия, косметика, зоотовары и т. д.
Вопреки стереотипам, магазин "у дома" – это не про "забежал за булкой хлеба или молоком". Согласно исследованиям Nielsen, 58% покупателей магазинов такого формата приобретают за одно посещение более шести категорий товаров. И это далеко не предел: различные программы лояльности и акции на определенные группы товаров могут значительно увеличить число покупок каждого посетителя.
Что же касается цен, то и здесь "домашним" магазинам есть, чем ответить гипермаркетам: благодаря хорошо выстроенной логистике и работе с местными поставщиками, итоговые цены снижаются.
Торговые сети стремятся стать "своими" для как можно большего числа людей. Поэтому число магазинов "у дома" стремительно растет. Так, в прошлом году в Кемеровской области открылось около трехсот магазинов такого формата. При этом самый большой прирост показала торговая сеть "Пятерочка", чье присутствие в регионе увеличилось на 104,4% – 85 новых универсамов распахнули свои двери перед покупателями.