Как стало известно сразу из нескольких источников в банковских кругах, курс на обеление транспортно-логистической отрасли, взятый властями (https://regnum.ru/news/2465148.html), постепенно выводит на поверхность компании, имеющие не только проблемы с законом, но и с качеством управления. Похоже, очередным кандидатом на выбывание с рынка грузоперевозок стал РАТЭК – компания с 20-летней историей, имеющая более 120 филиалов в России и Казахстане и миллиардные обороты.
Айсберг долгов, дебиторской задолженности и ворох судебных исков пробил дыру в кассе РАТЭКа почти в миллиард рублей. По информации источников в банковских кругах, собственники компании сейчас пытаются найти средства на спасение в кредитных организациях. Однако верящих в "возрождение" транспортного оператора, судя по всему, становится все меньше. Подтверждение этому – перебои в работе филиалов, невыплаты и задержки зарплат, переток клиентов к ближайшим конкурентам и нарастающие как снежный ком претензии в судах. По мнению экспертов отрасли, ситуация в РАТЭК сейчас очень схожа с тем, что происходило с "Автотрейдингом", громко хлопнувшим дверью и закончившем свою деятельность в 2015-м году.
Если верить официальной отчетности РАТЭКа, размещенной в базе СПАРК, компания плохо управлялась, и, вероятно, весьма неэффективными менеджерами. Собственники из года в год мирились с такой ситуацией, а в бизнесе, видимо, занимались благотворительностью. Так, например, при выручке в 2016 году в 3,425 млрд рублей себестоимость услуг составила 3,404 млрд, а чистая прибыль – всего 385 тысяч (0,01% от выручки), а в 2017 году при выручке 3,272 млрд себестоимость услуг обошлась в 3,252 млрд, при этом финансовым результатом и вовсе стал чистый убыток в 11,8 млн рублей. Соответственно, налог на прибыль в 2016 году у логистического зубра составил 77 тысяч рублей, а в 2017-м – ноль. В текущее нелегкое для страны время фискалы такого крупному бизнесу обычно не прощают.
Внимательно изучив отчетность, всплывут и другие весьма интересные цифры. Так, в 2017 году 54% в активах РАТЭКа составила дебиторская задолженность (в 2016-м – 49%), что может недвусмысленно указывать на цепочку фиктивных сделок. Зато отрицательный оборотный капитал (разница между активами и обязательствами) стабилен из года в год. За последние пять лет он колебался от минус 161,7 млн рублей в 2013 году до минус 166,1 млн рублей в 2017-м. Соответственно так же ежегодно стабильно растет и кредиторская задолженность. По итогам 2017 года она составила 459 млн рублей, увеличившись на 49 млн по сравнению с 2016-м годом. Впрочем, если раньше такая "стабильность" сходила перевозчику с рук, то сейчас ветер поменялся.
Во-первых, государство обратило внимание на обеление рынка в целом и отрасли грузоперевозок в частности. По данным ЦБ, грузоперевозки входят в ТОП-3 наиболее проблемных отраслей с точки зрения уклонения от уплаты налогов. Представители ФНС также относят транспортную логистику к зоне повышенного внимания. Неудивительно, что в последнее время на слуху скандалы с транспортными компаниями – так, помимо РАТЭК, есть большие вопросы к компаниям "ЛидерТранс", "Глобал Логистик Транспорт" (https://regnum.ru/news/2457809.html) .
Во-вторых, нарастающие проблемы РАТЭК все больше сказываются на клиентах и контрагентах, которые не могут урегулировать претензии с компанией и защищают свои права в судах (если в 2017 году РАТЭК стал ответчиком по 53 искам на сумму 22 млн рублей, то за часть 2018 года – уже по 90 искам на сумму 89 млн рублей), а кредиторы – подают иски о банкротстве (сейчас, по данным СПАРК, есть 2 соответствующих иска).
Всего в базе Арбитражных судов зафиксировано за все время около 400 дел, где РАТЭК фигурирует в качестве ответчика (из них четверть – за 8 месяцев 2018 года). Сейчас компания завалена исками от субподрядчиков на суммы от 1 до 3 млн рублей, в которых судьи часто встают на сторону истца (http://m.kad.arbitr.ru/card/be967853-67f4-4adb-aee4-06a2597b9d1f , http://m.kad.arbitr.ru/card/8c6f69bf-c312-4da0-bd62-e1e020d8a8de ).
В-третьих, знающие ситуацию изнутри компании сотрудники и на себе чувствующие ее проблемы, активно жаловались в Роструд как на "серые" зарплаты, так и на невыплаты заработных плат. В итоге Роструд в 2017-2018 годах провел в компании 12 внеплановых проверок, а выплатить сотрудникам зарплату в ряде случаев перевозчика вынуждала и Прокуратура (например, в Челябинске) (https://versia.ru/vokrug-operatora-ratyek-razrazilas-burya-v-svyazi-s-soobshheniyami-o-znachitelnyx-... ).
На данный момент компания испытывает проблемы с выплатой не только зарплат, но и арендной платы. Об этом говорят источники на рынке и косвенно свидетельствует раздел "Новости" на официальном сайте: ежедневно появляется несколько сообщений о том, что терминалы не работают "по техническим причинам" (http://www.rateksib.ru/novosti).
Получается, либо собственники сокращают издержки, либо на поддержание нормальной работы филиалов уже просто не хватает денег.
Топ-менеджеры РАТЭК конечно ищут возможности кредитования для спасения компании, но ввиду значительного объема обязательств и недостаточности ликвидных залогов кредитные организации не торопятся предоставлять финансирование клиенту с высокой степенью риска невозврата.
Ну а пока РАТЭК перестраховывается от блокировки средств на счетах, переводя платежи на третьих лиц, о чем и сообщаем на своем сайте (http://www.rateksib.ru/upload/rek-ratek.pdf).
В связи с заключением агентского договора все счета, выставленные клиентам компанией РАТЭК, по отправкам в/из г. Москва, будут выставляться от компании ООО "Камино". Таким образом, на счета РАТЭК средства не поступают, а по агентскому договору, вполне возможно, будет расти дебиторская задолженность. Между тем ООО "Камино" имеет в штате всего одного человека – очевидно, что компания чисто "техническая". Подобные действия вряд ли останутся незамеченными сотрудниками налоговых и правоохранительных органов, ввиду наличия исков и кредиторской задолженности у компании.
По информации экспертов рынка, клиенты стали уходить в другие ТК, забирая свой груз со складов РАТЭКа, который попросту не вывозится. И гарантий по срокам исполнения вывоза никто не дает. Однако больше всего от данной ситуации страдают не грузоотправители, а наемные перевозчики, которые оказывали услуги на субподряде у РАТЭКа. Отсрочка платежей и так достигала нескольких месяцев, а в сложившейся ситуации финансовых проблем – платить премию транспортникам просто не из чего.
Уход с рынка одного из заметных игроков скорее всего мало отразится на ситуации на транспортно-логистическом рынке: конкуренты РАТЭКа уже активно делят его бегущих клиентов. Не исключено и бегство за рубеж владельцев РАТЭК (по данным СПАРК, это Дмитрий Малахов и Сергей Цыплаков) – им будет сложно внятно объяснить, как финансовые результаты своей компании, так, вероятно, и экономическую целесообразность ряда сделок. Напомним, владелец ООО "ЛидерТранс" Михаил Устюжанин, компания которого также показывала странные финансовые результаты, по некоторым данным, уже уехал из страны (https://www.business-gazeta.ru/article/390423).
Напомним, что первым громким уходом на рынке перевозок отметилась компания "Автотрейдинг" еще в 2015-м году. Сеть перевозчика насчитывала 105 филиалов по всей стране, обеспечивая доставку грузов более чем в 3500 населенных пунктов от Калининграда до Владивостока. За несколько месяцев до краха компанию завалили иски клиентов, поскольку перевозчик перестал выполнять свои обязательства перед заказчиками, а его филиалы в разных городах оказались закрыты. Аналогии прослеживаются сами собой: как в части клиентов, так и партнеров, и режима работы отделений. Похоже, что очередной "хлопок дверью" – с миллионными долгами и сотнями обманутых контрагентов и клиентов – не за горами.