Сосновый, он же Рудничный бор (он же, кстати, просто Бор с большой буквы – кому как нравится) в Кемерове – явление по большому счету уникальное. Хотя бы потому, что где еще и в каком месте было бы такое – кусок почти что дикой природы прямо посреди большого города? Ну, может в Австралии где или в Канаде – и то не факт. Опять же, говорят, в Нью-Йорке есть такой Сентрал-парк, и именно что, согласно логике, в центре он и располагается.
Но это далеко очень, не дотянешься, да и потом Сентрал-парк, помогает Википедия, раскинулся на площади в 341 гектар, а наш Бор занимает, по самым минимальным прикидкам, аж 375 гектаров. В общем, бьет своего заокеанского собрата как ребенка – и по площади, и по (исключительно в хорошем смысле) дикости. Так что давайте и впрямь считать, что он у нас действительно такой один – во всяком случае, в обозримом пространстве.
Это все к чему – тут на днях как раз судьбой Бора наконец всерьез озаботились местные власти. То есть, озаботились-то они, конечно, раньше, но сейчас озвучено принципиальное решение – до конца нынешнего года изрядный кусок леса в центре Кемерова должен получить статус особо охраняемой природной территории муниципального значения. И это уже, надо сказать, шаг вперед, ведь до сей поры Бор пребывает в как бы подвешенном состоянии – никакого статуса у него нет вовсе. Просто…ну…Бор, все его знают, все там хоть раз в жизни на лыжах катались или шашлык кушали. А что с ним делать, в общем, и непонятно.
Меж тем, именно из-за всяческих шашлыков, а точнее из-за неконтролируемого наплыва в Бор местных и (не очень) отдыхающих, и нервничают иные защитники природы. Потому как из-за этого самого наплыва, ездящих туда-сюда по заповедному лесу машин, "стихийных" костров и как по волшебству образующихся куч мусора, Бор медленно, но верно деградирует. Вплоть до того, что гибнет корневая система растущих там сосен – близко она располагается к поверхности и влияние транспорта для нее вовсе даже неполезно.
– Туда ведь до 400 машин в день иной раз заезжают! – возмущался на недавних открытых слушаниях в областной Общественной палате руководитель инициативной группы защитников Бора юрист Сергей Прохоров. – Это все надо категорически запретить – иначе добром такое не закончится.
В качестве примера бережного отношения к нашим 375 лесным гектарам сторонники сохранения Бора приводят даже и исторические факты. Например, то как легендарный Себальд Юстинус Рутгерс категорически запрещал рубить в лесном массиве сосны – хотя при строительстве объектов кемеровской индустрии и прилегающего к ним жилья они бы очень пригодились в качестве материалов. А в 1929 году тогдашние кемеровские власти, отвлеклись немного от форсированного строительства социализма и озаботились судьбой Бора. А именно принято было принципиальное решение – сосновый лес в центре города сохранить! И точка!
Получилось, однако, вовсе даже многоточие – до конца, как уже говорилось, статус Бора так и не отрегулировали. И все время как-то так оказывалось, что в данный момент имелись дела поважнее – продолжалось это очень долго, вплоть до текущей, граждане, современности. Но вот в конце 2011-го по Кемерову разнесся слух – через Томь собираются тянуть канатную дорогу. То есть реанимировать давнишний уже, но замороженный проект. Бора касалось это самым непосредственным образом – ведь часть строительства именно на его территории и предполагалось развернуть.
Между тем, сразу же стали бить в набат экологи и примкнувшие активисты (среди них, к примеру, Людмила Кравчук – мама и "по совместительству" тренер прославленной нашей пловчихи Василисы): нашему разлюбезному лесу нанесет это ущерб просто-таки непоправимейший. Понятно, что масштабные строительные работы с сохранением живой природы не очень "монтируются".
На волне общественного интереса инициативная группа встречалась с представителями властей весной 2012 года – поговорили, обрисовали ситуацию, договорились о сотрудничестве. Однако дальше события развивались довольно неспешно – ситуация фактически "зависла", никаких конкретных решений не принималось, ну а машины, шашлыки и прочее продолжались. Кто кому что запретит, да и какой стати, собственно?
Впрочем, кое-что все-таки делалось. Уже в 2013-м горадминистрация обратилась к услугам независимых экспертов-экологов, которые и провели всестороннее обследование Бора – на предмет его общего состояния и, так сказать, природной ценности. Ценность оказалась изрядная – 380 видов разнообразнейшей флоры, иные из видов которой даже занесены в Красную книгу Кузбасса. Да и с фауной тоже все в порядке – горностаи встречаются, ласки, белочки и даже заяц-беляк нет-нет да и проскочит. Если серьезно, то это и впрямь здорово – речь-то идет о территории в центре города, напомним. Ах да, еще 1500 видов насекомых – и среди них, к примеру, тоже краснокнижная бабочка, голубянка Фальковича.
А что же до общего состояния, установила экологическая экспертиза, то здесь также все неплохо – пациент явно скорее жив, чем мертв. То есть, негативное человеческое воздействие на Бор уже начало сказываться, но не сказать, чтобы прямо уж так сильно и необратимо. И если в ближайшее время принять какие-то меры, то, в общем и целом, все будет в порядке. Стоял Бор и стоять будет – как и в те времена, когда везучий рудознатец Михайло Волков наткнулся недалече на известную всем кемеровчанам еще со школьной скамьи "горелую гору".
Легко, однако, сказать – "что-то сделать". А что именно? Да так, чтобы и голубянке Фальковича спокойно леталось, и сосне привольно рослось, но чтобы и нам тоже неплохо в Бору отдыхалось. Правда, звучали в последнее время и радикальные призывы – мол, сосновый лес, а точнее все пространство от Кузнецкого до Кузбасского моста, надо от людей, по возможности, вовсе обезопасить. То есть определенно никаких "зон отдыха" там не устраивать, автомобилям уж точно запретить ездить раз и навсегда, да и пешеходные тропы прокладывать с большим умом. Словом, сделать Бор и впрямь заповедным – и чтобы пореже туда нога человеческая ступала.
Проводившие экспертизу экологи разработали однако немного другой вариант, куда более компромиссный. Согласно этому проекту всю территорию Бора предложено разделить на три не очень равномерные части. Так, 111 с половиной гектаров, главным образом, в глубине лесного массива, планируются превратить в зону покоя – там все и впредь будет в самом что ни на есть первозданном виде, никаких вам заездов-гулянок. Впрочем, категорически не рекомендуются они и во второй предполагаемой части, самой большой, в 216 с половиной гектаров – предназначена она для тихих или не очень, но непременно пешеходных прогулок. То есть такой себе природный, но как бы одновременно и городской парк – наподобие какой-нибудь питерской Сосновки с ее скамеечками и белочками.
Ну а третья часть – тут все немного сложнее. Речь идет в данном случае о сравнительно небольшой территории, не дотягивающей и до 50 гектаров в "обхвате". Зато именно на ней и предложено разместить всяческие разные рекреационные объекты – проще говоря, предназначенные для спорта и оздоровления. Для развлечения тоже, куда же без этого. При этом зона рекреации – это прежде всего как раз те места, куда наш народ больше всего и тянет: обзорная площадка с видом на Томь и кемеровское левобережье, земля вокруг поклонного креста, фигуры орла и оранжевой надписи "Кузбасс". И логика тут вполне понятна – по факту "рекреацию" там устроили уже давным-давно, и едва ли какие-то запретительные меры этому помешают. Разве что самые драконовские, но к чему такое? Опять же открывающийся оттуда вид и впрямь впечатляет, даже привередливые москвичи хвалят, проверено на личном опыте. В таком месте отдыхать не запретишь…
Так подробно о компромиссном плане рассказано неспроста – по той простой причине, что именно его власти на вооружение и приняли. И теперь обо всем этом можно говорить уже как о свершившемся факте. Ну или помягче – как о, так скажем, свершающемся. Во всяком случае, в этом заверяют сейчас чины даже уже не городской, а областной администрации – конкретно заместитель губернатора по природным ресурсам и экологии Нина Вашлаева. Именно она, кстати, и озвучила те самые сроки, в которые необходимо уложиться при придании Бору нового статуса особо охраняемой природной территории. Еще раз – это конец 2014 года.
Да, между прочим, – коль скоро все "выгорит", никакого строительства, по крайней мере, капитального, на территории Бора вестись уже не будет. Не ведется оно, впрочем, и сейчас – судя по всему, вопрос о канатной дороге опять положили в долгий ящик, и на сей раз кабы уже не навсегда. То же и с автомобилями – въезд на них в сосновый лес запретят. Сделайте милость, оставьте на стоянке – а по Бору исключительно пешочком и никак иначе.
В общем, дело с мертвой точки как будто сдвинулось. И это хорошо, но мы люди-то взрослые, не первый день на свете живем. А потому понимаем (в глубине души, как минимум), что даже самое расчудесное решение в данном случае – тоже источник проблем. Для того, чтобы не только придать статус, но еще и обеспечить его неуклонное поддержание, нужны деньги, и не такие уж маленькие. И на слушаниях по проблеме бора (не тех, которые два года назад состоялись, а уже на недавних) говорилось об этом вполне даже открыто.
Штат постоянных работников (лесников, егерей – как их ни назови) нужен? Несомненно. Практически обеспечивать (опять же постоянно) порядок, тишь да гладь, отсутствие автомобилей, костров и всяческих безобразий, вроде незаконной вырубки, кому-то необходимо? Понятно, что да. Новые стоянки для автомобилей где-то поблизости понадобятся? Более чем вероятно. Шлагбаумы опять же, видеокамеры – мало ли что еще? Да тут можно с десяток таких вот вопросов "накидать", если не больше. Да что уж там – вопросы тут, сплошные вопросы. А лишних денег ни в городской, ни в областной казне тоже ведь нет, что, в общем, не секрет никакой.
Но раз решение принято, то изыскивать средства наверняка уже придется. Не исключено, что будут привлекать тут и каких-то частных инвесторов – такую идею, скажем, высказал депутат облсовета Сергей Апарин. Словом, проблем пока непочатый край, а значит все разговоры вокруг да около Бора уж наверняка ныне не возьмут, да и стихнут совсем. Э, нет, самое-то интересное теперь только и начнется – а уж мы постараемся тоже держать руку на пульсе, проследить за всем и рассказать. Он ведь тоже немножко наш для всех, хоть особо охраняемый, хоть не особо. Сентрал-парк, там, за тридевять земель где-то, а Бор вон виднеется – 20 минут ходьбы от центра быстрым и по возможности целеустремленным шагом.