Здание пожарной части №7 на границе кемеровской Лесной поляны и деревни Андреевки построили еще в 2012 году. Динамично развивающемуся району, где планировалось построить жилье для 40 тысяч человек, потребовалась собственная "пожарка". И 100 миллионов вложили. Да только действующая пожарная часть здесь так и не открылась. Подробности выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В 2012 году на строительство выделили деньги из федерального бюджета. ГУ "Управление капитального строительства МЧС России" провело несколько тендеров. Открытые аукционы выиграла компания ЗАО "Артиг", которая до этого уже получала госконтракты на строительные работы: специальной пожарной части на улице Угловая и пожарного депо на улице Терешковой города Кемерово. На этот раз сумма контракта составила почти 89 миллионов рублей. Нужно было возвести двухэтажное здание в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201-2000.
Через восемь месяцев подрядчик сдал помещение заказчику по акту приемки законченного строительства. И буквально в это же время ЗАО "Артиг" получает новый госконтракт на возведение учебно-тренировочного комплекса "Теплодымокамера" на базе новой пожарной части № 7.
Согласно техническому заданию, которое было размещено на сайте госзакупок, тренировочный комплекс должен быть оснащен по последнему слову техники. В его составе предусматривались теплокамера, дымокамера, пульт управления комплексом, которые бы позволяли создавать условия, приближенные к условиям работы на пожаре или при ликвидации аварии.
К примеру, для отработки навыков ориентирования спасателей на местности был запланирован лабиринт, представляющий собой систему лазов различной конфигурации, люков и перегородок, вертикальные и горизонтальные препятствия. Схема прохождения лабиринта должна видоизменяться преподавателем в течении максимум пяти минут. Сумма контракта на этот раз составила чуть более 10 миллионов рублей.
Но после этого происходит смена руководителя регионального МЧС: вместо Ерема Арутюняна главным спасателем области становится его заместитель Александр Мамонтов. И то ли так звезды сложились, то ли новый глава областного МЧС благополучно забывает про пожарную часть в Лесной поляне. Как, впрочем, и ГУ УКС МЧС России. Пожарным так и приходится ютиться в арендованном гараже в деревне Андреевке. А компания "Артиг" тем временем продолжает получать госконтракты.
Апрель 2013 года – выполнение работ по строительству общежития национального центра ВГСЧ в Новокузнецке (цена контракта почти 316 миллионов рублей), сентябрь 2013 года – выполнение работ по строительству общежития №2 национального центра ВГСЧ в Новокузнецке (цена контракта почти 195 миллионов рублей), ноябрь 2014 года – строительство объекта "Национальный аэромобильный учебно-тренировочный центр подготовки горноспасателей и шахтеров в городе Новокузнецке". Первый этап строительства. Наружные и внеплощадные инженерные и слаботочные сети" (цена контракта почти 36 миллионов рублей).
Примечательно, что речь идет о том самом спасцентре, дальнейшее строительство которого недавно запретила инспекция строительного надзора Кемеровской области.
Еще одна примечательная деталь: компания "Артиг", меняющая форму организации (при одном и том же постоянном учредителе), преимущественно выигрывала тендеры именно в Кемеровской области, и когда дело касалось МЧС. Так, "Артигу" не удалось почему-то выиграть аукцион на строительство ИВС в Прокопьевске в 2013 году или строительство тренировочного комплекса в Красноярске в 2014 году. Говорит ли это о какой-то аффилированности частного предприятия и, например, руководства областного МЧС, остается только гадать.
О пожарной части в Лесной поляне вспомнили, когда долгостроем заинтересовались сотрудники ФСБ. В арбитражные суды Москвы тут же полетели иски от ГУ УКС МЧС России к ЗАО "Артиг". Вначале заказчик пытался возложить на исполнителя обязанность получения генеральным подрядчиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Но представители правосудия, ссылаясь на Гражданский кодекс РФ, встали на сторону строителей.
Тогда ГУ УКС МЧС России обнаружил, что ЗАО "Артиг" выполнил задание не полностью: например, не установил звуковые извещатели, внутренние перегородки были выполнены из другого материала, а не того, что был указан в контракте, не было оборудовано футбольное поле. Истец требовал исправить нарушения, а также выплатить неустойку. Но и в этот раз суд оказался на стороне ответчика.
– Объект сдан в эксплуатацию, что подтверждается актом № 1 приемки законченного строительством объекта от 27.12.2012 г. с приложением от 10.04.2013 г. На момент подачи искового заявления объект эксплуатировался в течение 4,5 лет. В течение указанного периода каких-либо претензий по количеству и качеству выполненных работ ответчиком не представлено. Суд считает, что заявленные требования истца сопряжены со злоупотреблением правом со стороны истца с целью необоснованного обогащения и причинения вреда ответчику, – указал в мотивировочной части решения судья Арбитражного суда г. Москвы Ольга Лихачева.
Материалы проверки ФСБ были переданы для возбуждения уголовного дела в Следственный комитет в Москву. По словам источника в правоохранительных органах, до сих пор по материалам не было принято никакого решения, хотя прошел уже ни один месяц.
В свою очередь, неизвестно о том, чтобы руководство регионального МЧС ранее поднимало вопрос о проблеме с пожарной частью в Лесной поляне. Возможно, высокопоставленных кузбасских спасателей все устраивало. Бессмысленно рассуждать, помогли бы спасателям навыки, приобретенные в учебно-тренировочном комплексе (если бы тот все-таки сдали) при ликвидации пожара в "Зимней вишне" или нет. Но уж точно после произошедшей трагедии в службе спасания должны были задуматься о том, как сейчас оснащены пожарные отряды.
Получается, что в городе-спутнике, который находится в 13 км от Кемерова с несколькими школами, детскими садами и магазинами до сих пор нет полноценной пожарной службы. И в случае трагедии сюда вряд ли быстро приедет вся необходимая для тушения техника: в соседней деревне Андреевке, по неофициальной информации, всего один расчет.
Тем временем, здание, на которое в общей сложности было потрачено 100 миллионов рублей из федерального бюджета, по сути, не эксплуатируется, стоит без охраны и разрушается. Можно без проблем попасть на любой объект пожарной части: хоть к солнечным батареям, хоть к электростанции, хоть к водоканалу – все двери открыты (или закрыты не вполне надежно). Насколько известно, зимой перемерзли трубы, где-то уже виднеются дыры в заборе, кое-где отваливается штукатурка.
По словам специалистов, чтобы привести помещение в порядок и устранить недочеты, из-за которых здание не приняли в эксплуатацию, нужно потратить не менее 30 миллионов рублей. Причем брать их, видимо, придется вновь из федерального бюджета.
Исполнитель, заключивший четыре госконтракта с ФКУ УКС МЧС России на сумму более 508 миллионов и три госконтракта с Сибирским региональным центром МЧС России на сумму 400 миллионов рублей, сейчас весь в долгах. За период с 1.01.2017 по сегодняшний день в отношении АО "Артиг" возбуждено семь исполнительных производств на сумму 32,5 миллионов рублей.
Еще несколько дел сейчас слушается в Арбитражных судах Кемерова и Москвы. В том числе ГУ МЧС по Кемеровской области, пытается высудить у компании неустойки за невыполненные работы при строительстве "Национального аэромобильного учебно-тренировочного центра подготовки горноспасателей и шахтеров в г. Новокузнецке".
– Невыполнение работ ответчик объясняет тем, что Управление капстроительства не предоставило акционерному обществу рабочую документацию (проект стадии "РД"), несмотря на неоднократные запросы акционерного общества (соответствующие письма представлены в деле). Ответчик не отрицает, что при производстве тех работ, которые им фактически выполнены, он использовал, помимо проектно-сметной документации, и рабочую документацию, разработанную им самостоятельно. Часть этой документации (в копиях), не содержащей отметок заказчика о согласовании, ответчик представил в дело, – говорится в материалах дела № А27-13849/2017 г.
Стоит отметить, что размер претензий к "Артигу" только в рамках одного дела составляет почти 130 миллионов рублей.
Получается так, что помимо огромных денежных сумм, выделенных из федерального бюджета и, видимо, вполне освоенных, в Кемеровской области с нарушениями строятся здания, относящиеся непосредственно к МЧС. Тогда чего же ждать, например, от строительства торговых центров?
Это, во-первых. А во-вторых, невольно возникает вопрос: а где было руководство областного МЧС, когда один и тот же подрядчик, мягко говоря, не доделывал то, что должен был доделывать, осваивая бюджетные деньги? Впрочем, все это, видимо, риторические вопросы.