Дела недавно минувших дней

04 марта 2014 г., 17:34

Особенность любой резонансной криминальной истории в том, что насколько бы громкой она ни была, через некоторое время ее неизбежно забывают. Оно и понятно – и время проходит, да и новые подобные истории появляются и, что называется, "заслоняют".

Другое дело, что узнать их продолжение и окончание порой очень даже хочется – а возможность есть не всегда. Потому, собственно, мы и решили вспомнить несколько таких последних резонансных дел, некоторые из которых уже чуть-чуть успели подзабыться, а другие пока довольно свежи и даже не успели завершиться.

История лихого прапорщика

Прапорщик милиции Александр Шаталов из Новокузнецка стал известен не то чтобы на весь Кузбасс, а, пожалуй, что и на всю страну, в ноябре 2007 года. А все потому, что всерьез грозился взорвать, причем вместе с собой и с теми из соседей, кому не повезет, собственную квартиру на седьмом этаже стандартной новокузнецкой девятиэтажки.

К словам Шаталова отнеслись тогда достаточно серьезно – как-никак бывший боец ОМОНа и снайпер, мастер спорта по пулевой стрельбе, ездил в боевые командировки на Северный Кавказ. Собственно, невыплата (якобы) денег за эти командировки и стала одной из причин, заставивших Александра "сорваться". А еще милиционер кричал, что его преследует некая страшная секта, мечтающая о мировом господстве, а также об убийстве губернатора Амана Тулеева.

Словом, вскоре всем стало ясно – товарищ прапорщик невменяем, и довольно серьезно. Как раз в психиатрическую лечебницу Шаталова и поместили – после того, как удалось проникнуть в его квартиру и обезвредить буйного правдоискателя.

Но принудительное помещение в психбольницу – дело тонкое, имеющее множество нюансов. Прежде всего, потому что выписка оттуда фактически целиком "лежит на совести" тамошних врачей, раз в год проводящих повторное обследование пациентов. Так что спустя несколько лет прапорщик Шаталов из лечебницы вышел – его как раз признали годным к дальнейшему свободному пребыванию в обществе. Как оказалось, напрасно – не прошло и года (буквально), как Александр сотворил "камбэк" своего "выступления".

На "бис" номер с заминированием экс-милиционер исполнил в феврале 2013 года, аккурат перед Днем защитника Отечества. Только на сей раз "репертуар" был даже немного затейливее – Шаталов не только сказал, что снова заминировал все и вся в своей квартире (той же самой, на Пионерском проспекте, 35), но еще и сообщил о заложенных по всему Новокузнецку радиоуправляемых фугасах. В самой же злосчастной девятиэтажке, по словам Александра, находилось аж 80 мешков с гексогеном. В общем, мрак и ужас.

Скоро, конечно, выяснилось – и фугасы, и мешки существовали исключительно в воображении прапорщика. После чего все пошло по уже "накатанной" схеме – забаррикадированную квартиру взяли штурмом, а Шаталова задержали. Уголовное дело было возбуждено по статье "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма", но в полиции изначально особо не скрывали – речь, скорее всего, будет идти не о каком-то реальном сроке заключения в колонии, а о возвращении Александра под надзор психиатров.

Так и вышло – в августе 2013-го суд Центрального района южной столицы Кузбасса приговорил бывшего прапорщика к принудительному лечению в специализированном диспансере. В его стенах Шаталов пребывает и поныне. Но ведь не исключено, хотя бы и теоретически, что все повторится по-новой – вердикт психиатров об излечении, возвращение в квартиру на Пионерском, очередной срыв, ставящий "на уши" половину Новокузнецка?

В частной беседе кемеровские психиатры хоть и нехотя, но подтверждают – в принципе, это возможно.

– Но в любом случае, все зависит от того самого освидетельствования, – рассказали они. – И если явных признаков улучшения не будет, теперь его точно так скоро не выпустят. Это нормальная ситуация – у нас некоторые и по десять-пятнадцать лет лежат…

То самое «дело Infiniti»

Одна из самых громких кузбасских уголовных историй последних лет началась совсем недавно – 26 октября 2013 года, около десяти часов вечера, на проспекте Октябрьском областного центра, между так называемыми "Тремя поросятами" и улицей Терешковой. Автомобиль Infiniti QX56, за рулем которого сидел видный кемеровский бизнесмен Игорь Крейнин, врезался в "Тойоту".

В результате серьезно пострадал 14-летний Саша Вилков, сидевший в "Тойоте", – так вышло, что именно он принял на себя основной удар внедорожника. К счастью, мальчик выжил, но и по сей день находится на госпитализации – слишком уж тяжелые травмы он получил.

Впрочем, широчайший резонанс вызвало даже не это – в конце концов, как ни печально, ДТП на кемеровских улицах частенько заканчиваются и смертельными исходами. Куда больше возмутило многих (особенно, как это сейчас заведено, интернет-пользователей) поведение водителя Infiniti, который, согласно показаниям очевидцев, попросту попытался скрыться с места происшествия, однако был задержан – причем, не полицией даже, а прохожими. Вдобавок (и это уже совершенно официально) предприниматель был изрядно пьян – в его крови обнаружили 1,7 промилле алкоголя, выпил он больше бутылки водки.

Так или иначе, но возникли подозрения (насколько были они обоснованы или нет – это уже немного другой вопрос), что получившее нешуточный резонанс дело кое-кто может попытаться замять. В любом случае, так не вышло – и общественное мнение подключилось, и расследование взял под личный контроль губернатор Тулеев. Более того, Аман Гумирович даже обратился с просьбой к федеральному министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой прислать в Кузбасс независимую бригаду для этого самого расследования. А все потому, что главе региона о случившемся ДТП руководитель региональной полиции не доложил. Первый руководитель области узнал о случившемся, судя по всему, из местных СМИ, которые в красках описывали случившееся на Октябрьском проспекте.

Игорь Крейнин провел в кемеровском СИЗО-1 около месяца – после чего был выпущен под залог в 300 тысяч рублей. Расследование, однако, продолжалось – несмотря даже на то, что Юлия Вилкова, мать Саши, написала заявление о прекращении дела и о желании завершить всю эту историю "полюбовным соглашением". И вообще, крови бизнесмена семья Вилковых вовсе не жаждет – во многом потому, что Крейнин стал оказывать ей материальную помощь. Идут деньги, прежде всего, на лечение Саши. И на это, надо думать, требуется немалые средства – мальчику ампутировали ногу, а хороший протез стоит недешево.

Нюансов в этом громком деле вообще хватает – всё там далеко не так однозначно, как хотелось бы иным правдолюбцам. Скажем, давным-давно уже обнаружилась запись с камер видеонаблюдения, зафиксировавших момент аварии 26 октября. Так вот, на этой записи отлично видно, что "Тойота", которой управлял тренер Саши Вилкова, при приближении внедорожника сворачивает в сторону и фактически "подставляется" боком под его удар. Между тем, по правилам дорожного движения, водитель машины однозначно должен был снижать скорость или даже вовсе остановить автомобиль, а не совершать какие-то маневры.

Понятно, что вины с Игоря Крейнина эта запись вовсе не снимает – хотя бы потому, что за рулем он в любом случае сидел пьяным. Однако облегчить участь бизнесмена очень даже способна. Оказывается, вовсе не он один во всем виноват…

В общем, судебное разбирательство по "делу Infiniti" может превратиться в простую формальность – во всяком случае, пострадавшая сторона конкретно сейчас именно этого и хочет (предполагаемый виновник ДТП, очевидно, тоже). Иной вопрос: когда суд начнется, пока неясно. В начале февраля уголовное дело вроде бы было закончено и передано в прокуратуру на утверждение. Но буквально спустя несколько дней появилась другая новость – прокурор ничего не утвердил, а направил дело на дополнительное расследование, посчитав, что все обстоятельства происшествия так до конца и не выяснены.

Так сколько же доследование займет? В полиции говорят – вряд ли меньше месяца.

– Но, возможно, что этот срок будет и увеличен, – рассказала сотрудник пресс-службы ГУ МВД по Кемеровской области Татьяна Еременко. – Например, могут понадобиться какие-то дополнительные экспертизы. Так что точную дату назвать пока затруднительно.

Словом, если смотреть на дело реалистически, то развязку всей этой истории следует ожидать никак не раньше конца марта. Не так уж и долго, наберемся терпения…

Яна, пропавшая и найденная…

15-летняя школьница Яна Титова из кемеровской Кедровки пропала вечером 24 июля 2013 года – отправилась в гости к бабушке, которая жила буквально на соседней улице. Но до дома так и не дошла. Искать Яну начали почти сразу, а к поискам быстро подключилось довольно большое количество людей – одноклассники, знакомые, просто волонтеры. За информацию об исчезнувшей девочке кузбасские власти объявили вознаграждение в 200 тысяч рублей, дело на личный контроль взял губернатор, поиски шли, как минимум, по всему городу…

А нашли тело Яны только спустя неделю, 31 июля, – причем всего-то в 150-200 метрах от места, где ее в последний раз видели живой. И очень быстро стало ясно – школьницу убили. Дело было только за подозреваемым, однако появился он (во всяком случае, официально) далеко не сразу – Яну уже успели похоронить, а в интернете началась волна возмущения по поводу "чересчур неспешных" поисков убийцы.

Но в начале сентября предполагаемый преступник был-таки задержан – оказался им 16-летний знакомый убитой девочки. Да и не просто даже знакомый – ее бывший парень. Сказать наверняка, что же толкнуло подростка на тягчайшее преступление, затруднительно, но предполагаемый "сценарий" убийства следователи смоделировали.

Итак, вечером 24 июля парень находился в состоянии наркотического опьянения – скорее всего, был под "​спайсом". Прогуливался, встретил Яну, между ними завязался разговор. Очевидно, оказался он не слишком дружелюбным: молодые люди поссорились, и подросток задушил бывшую подругу – возможно, в припадке помрачения. После чего, вроде бы, пошел спать. Потом парень еще и принимал активное участие в поисках девочки…

Само собой, доказать или же опровергнуть вину молодого человека может только суд – он-то и установит, виновен ли нынешний подозреваемый в убийстве. Кстати, вопросов по делу как будто хватает – не все там гладко, многовато всяческих шероховатостей. Скажем, на следующий день после убийства обвиняемый в этом подросток вроде бы преспокойно пошел делать электрокардиограмму, нужную для поступления в колледж. И это после сильнейшего, надо полагать, стресса, да и курения "спайса" в придачу…

Пока парень находится в кемеровском следственном изоляторе – срок его пребывания под стражей истекает в марте, но затем наверняка будет продлен. Впрочем, за это время возможный убийца успел довольно надолго съездить в Москву – в знаменитый институт имени Сербского, на психолого-психиатрическую экспертизу. Вернулся буквально некоторое время назад, а вслед за тем были обнародованы и результаты этой экспертизы.

Оказались они категоричными – в период времени, который относится к преступлению, свои действия парень не осознавал и руководить ими не мог. Вдобавок, еще раз было подтверждено – действовал предполагаемый душитель именно под воздействием наркотиков.

Зависеть от этого вердикта будет немало – вплоть до того, что ни в какую колонию молодой человек и вовсе не попадет, а "составит компанию" экс-омоновцу Шаталову в качестве пациента специализированного лечебного заведения. Это, конечно, если парня вообще признают виновным. Следствие продолжается, пока сказать больше нечего…

Убитый горем - он же убийца

Не успели еще в Кузбассе утихнуть страсти вокруг дела Яны Титовой, как внимание оказалось прикованным к еще одной криминальной истории, которая вместила в себя и преступление, и надежду и откровенно бесстыдную ложь. Речь о пропаже жительницы Мысков Марины Климоновой – произошло это в ночь с 7 на 8 сентября 2013 года. 34-летняя женщина по непонятной причине ушла из дома – что называется, как была, в сланцах и легкой кофточке.

Естественно, Марину начали искать – после того, как ее муж и проживавшая отдельно мать подняли тревогу. К делу опять-таки подключились волонтеры, а чуть позже и полиция, приметы пропавшей были разосланы по всему Кузбассу.

Так получилось, что автор этих строк в сентябре 2013-го разговаривал по телефону с мужем Марины. Голос в трубке отвечал на вопросы с медлительной печалью – да, ушла после небольшой ссоры в неизвестном направлении, да, он искренне недоумевает, почему же так произошло. Но не теряет надежды найти горячо любимую жену, причем непременно целой и невредимой. На прощание я пожелал убитому горем супругу удачи…

Оказалось, что удача мужу Марины и впрямь бы не помешала – в том, чтобы скрыть правду о случившемся и выйти сухим из воды. Все оказалось враньем – заявление о пропаже, поиски, горестные комментарии прессе. Истина выяснилась довольно скоро, уже в начале октября. Именно тогда тело женщины было обнаружено закопанным на территории угольного склада разреза Сибиргинский в городской черте Мысков. Причем, наткнулись на труп вовсе не случайно – о его местонахождении как раз супруг Марины и сообщил. Аккурат после признания в убийстве.

Как рассказали следователи, с самого начала параллельно с поисками, шли и допросы возможных свидетелей исчезновения молодой женщины. И ее муж опять-таки изначально был в числе главных подозреваемых – чем дальше, тем сильнее он путался в показаниях. И при этом заметно нервничал. В конце концов, на одном из допросов он "раскололся" – рассказал, что задушил жену во время ссоры (вдобавок, оба были в этот момент нетрезвыми), а потом вывез тело на машине – и "прикопал" на том самом складе. Красноречивая деталь – на голову Марины был надет мешок, поскольку, как объяснил полицейским подозреваемый в убийстве, ему очень страшно было смотреть на лицо мертвой жены…

Зато нафантазировать на тему пропажи супруги мужчина не побоялся – даже какое-то количество интервью успел раздать. Теперь, однако, дела его плохи – окончательно точку в этом деле поставит суд, но, кажется, это тот случай, когда все более-менее ясно заранее. Кстати, суд над убийцей уже идет.

– Дело было передано в судебную инстанцию для рассмотрения по существу еще в середине декабря прошлого года, – рассказала старший помощник руководителя следственного управления Следственного комитета по Кемеровской области Надежда Ананьева. – Собрано достаточно доказательств вины подозреваемого – что и позволило утвердить обвинительное заключение.

...

Вот лишь некоторые из уголовных дел, что прогремели, да и продолжают греметь в Кузбассе. Есть и множество других подобных – и о них тоже неплохо было бы вспомнить. Что мы, есть надежда, и сделаем в самом недалеком будущем. Равно, кстати, не переставая следить и за делами, о которых уже рассказали – вдруг в каком-нибудь из них наметится резкий поворот?

Автор: Василий Королёв