Эксперимент по использованию оборудования для "ловли" квадрокоптеров, доставляющих на территории исправительных колоний запрещенные предметы, завершается в Кемеровской области. За несколько месяцев испытаний сотрудники пенитенциарной системы смогли поймать два подобных устройства, а также снять с них мобильные телефоны, предназначавшиеся осужденным. Особенности борьбы с "запрещенкой" в колониях Кузбасса выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Несмотря на предполагаемую закрытость исправительных учреждений – сотрудники охраны, служебные собаки, технические средства и, наконец, натянутая по периметру колоний колючая проволока – давно уже перестали быть серьезный преградой для тех, кто намерен передать в колонию что-нибудь запрещенное.
Борьба между передающими и им мешающими идет постоянно. Сначала это были посылки, они же передачи, осужденным. Обычно, например, в продуктах питания особо сердобольные граждане, в том числе родственники, передавали сидельцам наркотики. Однако этот ходовой товар, оставшись, наверняка, реальностью и сегодняшнего дня, значительно потеснился, чтобы уступить заслуженное место не менее запрещенным мобильным телефонам и, соответственно, сим-картам.
Считается, что чаще всего привычные многим мобильники, попав в колонию или следственный изолятор, используются нарушителями уголовного законодательства исключительно для совершения новых преступлений. Именно люди, отбывающие наказание в местах лишения свободы, зачастую являются теми "родственниками, попавшими в беду", которым нужно срочно перевести деньги, или "сотрудниками службы безопасности банка", которые помогают дистанционно разблокировать пластиковые карты. А в результате жертвы таких "родственников" и "банкиров" лишаются последних сбережений.
Хотя, возможно, даже осужденные могут пользоваться мобильными телефонами и во вполне мирных целях – чтобы, например, просто позвонить любимой жене, ребенку или родителям.
Впрочем, даже "мирные" звонки без соблюдения соответствующего порядка и под обязательным присмотром сотрудников колонии категорически запрещены. И, тем не менее, осужденные продолжают звонить и обманывать своих очередных жертв. Проявляя, порой, завидную изобретательность. Впрочем, подобная же изобретательность свойственна и тем, кто предает телефоны в исправительные колонии.
Поначалу путь передачи телефонов был таким же, что и наркотиков. Их пихали в виде запчастей в хлеб, в домашнее варенье и так далее. Однако, найти подобные сюрпризы для специалиста – далеко не самая сложная задача. Поэтому современные "друзья осужденных", в реальности чаще всего сами являющиеся бывшими сидельцами, предпочитают пользоваться альтернативными способами доставки "запрещенки".
Наиболее распространенный способ доставки телефонов в колонии, по словам начальника управления безопасности ГУФСИН России по Кемеровской области Максима Мухачева, это… электроды для сварочных аппаратов.
– Они используются как своего рода рычаг, позволяющий закинуть электрод с прикрепленным к нему с помощью скотча грузом достаточно далеко, – говорит Максим Мухачев.
По его словам, один такой "воздушный заряд" может нести одновременно несколько телефонов. Учитывая небольшие размеры посылки и выбор "метателями" места переброса, технические средства обнаружения чаще всего не фиксируют пересечение охраняемого периметра. Сотруднику охраны, стоящему на вышке, тоже непросто заметить, как, например, в ночи за доли секунды что-то мимо него пролетит.
Но недостаток такого вида доставки телефонов состоит в относительно небольшой длине дистанции, на которую можно зашвырнуть электрод с грузом. Поэтому перебросчики пошли дальше – в плане использования технического прогресса.
В качестве примера использования технического прогресса можно вспомнить недавний случай в Кемерове. Рядом с кемеровской ИК-29 строгого режима правоохранители изъяли самодельную пневматическую пушку, из которой неустановленные пока граждане пытались выстрелить в стороны охраняемого периметра залпом из комплекта мобильных телефонов. Оперативники вспугнули артиллерийский расчет, который ретировался на автомобиле при виде сотрудников в погонах, однако оружие все-таки пришлось бросить.
По словам Мухачева, такое приспособление в Кузбассе изъято впервые.
– Принцип работы его достаточно прост. С помощью любого газового баллона в камере этой пневмопушки нагнетается давление порядка двух атмосфер, в дуло закладывается "посылка" и производится выстрел. Приблизительная дальность стрельбы составляет порядка 150 метров, – рассказал Максим Мухачев.
Этой дальности, которую может преодолеть незаконная посылка, выпущенная из пневмопушки, вполне достаточно, чтобы установить орудие на безопасном от колонии расстоянии и, при необходимости, успеть ретироваться от приближающихся сотрудников исправительного учреждения.
С другой стороны, неизбежно возникают сомнения в том, что приземления на территории колонии – с учетом высоты и скорости полета – мобильные телефоны останутся в работоспособном состоянии. Но раз кто-то стреляет, значит, надежда все-таки есть.
Как подчеркнул Максим Мухачев, в настоящее время ведется оперативная работа по установлению личностей самозваных артиллеристов, но пока их имена неизвестны.
Однако вершиной технического оснащения в плане передачи незаконных посылок на территорию исправительных учреждений можно считать новомодные квадрокоптеры. Само собой, стоимость качественных "вертолетиков", обладающих соответствующими определенным техническим параметрам качествами, достаточно высока. Но, видимо, овчинка стоит выделки.
По крайней мере, за последнее время сотрудникам кузбасских исправительных колоний удалось поймать два таких квадрокоптера. Причем сделать это получилось благодаря тому, что в кузбасской пенитенциарной системе начался эксперимент, в который вошли еще несколько регионов страны. Суть его состоит в следующем: на территории колонии устанавливается специальное оборудование, позволяющее блокировать связь между пультом управления на земле (обычно это традиционный мобильный телефон) и квадрокоптером, зависшим над колонией высоко в небе. В результате летающий аппарат просто падает на землю, где его уже принимают люди в погонах.
– Раньше нам удавалось засечь квадрокоптер и принять соответствующие меры. Однако потом злоумышленники стали хитрее. Они запускают квадрокоптеры на высоте порядка 500 метров. То есть с земли услышать, что сверху что-то летает, практически невозможно. К этим квадрокоптерам прикрепляют прочную нить, на конце которой привязывают несколько телефонов. С земли квадрокоптером управляет человек и с помощью GPS-навигации может четко сориентироваться в каком именно месте ему нужно опустить устройство, чтобы заранее предупрежденный осужденный мог перерезать нить и забрать посылку. С помощью полученного оборудования необходимость обнаруживать квадрокоптеры отпала – устройство, установленное на крыше самого высокого здания на территории учреждения просто блокирует пульт оператора, управляющий квадрокоптером и тот падает на землю.
Стоит отметить, что стоимость одного комплекта подобного оборудования составляет около 1 миллиона рублей. В Кемеровской области такими приборами оснащены 5 колоний. То есть, затраты на их установку составили 5 миллионов рублей. С лета прошлого года сотрудникам кузбасского ГУ ФСИН удалось уронить на землю всего два квадрокоптера. То есть затраты на поимку каждого составили порядка 2,5 миллиона рублей. Согласитесь, дороговато.
Впрочем, и сам Максим Мухачев не отрицает, что проблемы с использованием нового оборудования-перехватчика есть. Так что в эффективности его дальнейшего использования нет полной уверенности. Зато такие серьезные траты бюджетных денег дают некоторую уверенность, что хотя бы один из путей доставки мобильных телефонов на территорию исправительных колоний будет закрыт.