Казалось бы, до главного сезона отдыха и отпусков – лета – еще далеко. Но предусмотрительные кузбассовцы бронируют заграничные туры уже сейчас. Однако вместе с выбором места будущего отдыха важно задуматься о том, как не стать жертвой мошенников.
Как турфирмы нашего региона обманывают клиентов и каким способом избежать этого, выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В прошлом году в Кузбассе произошло сразу два громких случая мошенничества в сфере туризма. Причем оба – в разгар туристического сезона. В конце июля без долгожданного отдыха в жарких странах остались клиенты кемеровской турфирмы Golden Sun. Ее директор аннулировала забронированные ранее туры и скрылась с деньгами туристов. Контактные телефоны фирмы перестали отвечать, а когда обманутые туристы пришли в офис, то увидели наглухо закрытые двери. Пострадавшие обратились в правоохранительные органы.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области, в общей сложности в полицию обратились 63 пострадавших. Причиненный им ущерб превысил 3 млн рублей. По данному факту возбудили уголовное дело по статье 159 УК РФ "Мошенничество", а скрывавшегося от обманутых туристов директора задержали и допросили.
Второй громкий случай произошел уже в начале сентября. Тогда в полицию обратились клиенты филиала турагентства "Эдип" в Анжеро-Судженске. Сочли себя обманутыми 25 человек, которые не смогли отправиться на отдых за границу. Понесенный ими ущерб составил 1,8 млн рублей. Руководство "Эдипа" на официальном сайте турфирмы опубликовало обращение, в котором заявило о приостановке своей деятельности. При этом про условия возврата денег туристам ничего не говорилось – видимо, они скрывались в формулировке о том, что "все вопросы будут решаться в рабочем порядке".
– Они занижали стоимость туров для привлечения людей. Расходы покрывали после отправки на отдых следующих туристов. И "минус" с каждым разом рос все больше. Было ясно, что рано или поздно этому придет конец. Но зачем было так работать, я не понимаю, – поделился мнением руководитель одного из кемеровских турагентств.
Добавим, что за последние пять лет в Кузбассе было возбуждено 16 уголовных дел по фактам мошенничества в сфере туризма. Жертвами становились клиенты как мелких, так и крупных по меркам нашего региона фирм. Поэтому в разных случаях число их колеблется от менее десятка до почти сотни человек.
Пожалуй, самый запоминающийся (особенно по числу пострадавших и размеру ущерба) случай произошел в августе 2014 года. Тогда обманутыми оказались 96 клиентов "Сибтура". Ущерб превысил 8,1 млн рублей. Директор турфирмы Наталья Грибкова скрылась вместе с деньгами, но была задержана в столичном аэропорту Домодедово. Ее доставили в Кемерово и заключили под стражу. В конце 2015 года состоялся суд, на котором Грибкову приговорили к году и четырем месяцам лишения свободы за мошенничество. Но уже через несколько дней она вышла на свободу: суд учел время, проведенное Грибковой в СИЗО.
Еще один резонансный случай произошел в 2015 году. Тогда обманутыми оказались клиенты турфирмы "Ривьера". Без запланированной поездки в теплые края остался 31 человек, а ущерб составил 3,6 млн рублей. По официальной версии, директор турфирмы Галина Руднева использовала полученные от туристов деньги в личных целях. А туроператорам сообщала, что клиенты не внесли нужную сумму, что приводило к автоматической отмене бронирования.
На суде Руднева заявила, что отдала деньги рэкетирам, чтобы избежать расправы. Тем не менее, суд признал ее виновной в мошенничестве в особо крупном размере, совершенном с использованием служебного положения. И приговорил к полутора годам лишения свободы условно.
В настоящее время в Кемерове насчитывается около двухсот турагентств. Примечательно, что еще три года назад их было почти триста. Почему за такой относительно небольшой промежуток времени с рынка ушла почти треть фирм? Логично предположить, что из-за снижения туристического потока. Так, по данным Кемеровостата, в 2015 году путевки в турфирмах купили 102 тысячи человек. А в 2016 году их число сократилось до 82 тысяч. Данных за прошлый год областная служба статистики еще не опубликовала, но видимых причин для изменения наметившейся тенденции не видно.
Что же касается причин уменьшения туристического потока, то среди них можно выделить падение покупательской способности населения – людям банально не хватает средств на заграничный отдых. Стоит напомнить и про антироссийские санкции, которые привели к появлению невыездных категорий россиян – прежде всего, госслужащих.
Кроме того, по разным причинам для российских туристов становились недоступными такие популярные направления, как Египет, Турция и Тунис.
Как бы то ни было, даже почти две сотни турфирм – это немало для нашего города. Поэтому остается актуальным вопрос как сделать верный выбор. И в итоге слетать в тот же Таиланд или Вьетнам, а не тратить свое время и нервы во время судебных процессов против недобросовестных турфирм.
Как показывает практика, для многих кузбассовцев главным критерием при выборе турфирмы являются хорошие отзывы других клиентов. В первую очередь – друзей и знакомых. Если же никто среди них услугами заинтересовавшей турфирмы не пользовался, то вместо сарафанного радио в дело вступает интернет. На его просторах не так уж и трудно найти похвалу или критику в адрес той или иной организации.
Также нередко при выборе турагентства обращают внимание на его стаж работы. Как правило, фирмам с солидным опытом доверяют больше. Ведь они, в конце концов, прошли через экономические кризисы и смогли остаться на плаву в самые "неурожайные" годы. Но если принять это за правило, то можно тут же найти из него исключение – тот же упомянутый выше "Эдип" работал с 1995 года. И, как говорится, ничто не предвещало…
Еще кузбасская полиция рекомендует оформлять горящие туры в кредит. Если компания сотрудничает с банком или владеет собственными деньгами, то она такую возможность предоставит. А если турфирма откажется или предложит отправиться в поездку позже, то это может быть признаком отсутствия у нее оборотных средств. И поводом усомниться в ее надежности.
– Требуйте бронировать туры в вашем присутствии. После операции вам должны выдать доверенность на заявку. Эта доверенность означает, что туроператор берет на себя обязательства по исполнению заключенного договора. По номеру заявки вы всегда можете проверить статус вашего тура: наличие брони, оплаты и т.д., – сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Кемеровской области.
Добавим, что с этого года на сайте Ростуризма заработал портал "Электронная путевка". С его помощью туристы смогут в режиме онлайн отслеживать статус своего тура (подобно посылке на сайте "Почты России"). А значит, теоретически, одним поводом для беспокойства при бронировании туров станет меньше.