Чиновничья эквилибристика, или почему горит техника в квартирах

16 января 2018 г., 10:57

Жители дома по переулку Чкалова, 19 в Кемерове лишились бытовой техники в результате ЧП с электропроводкой. Пятого января, когда новогодние праздники, по сути, завершились, электроавария привела к тому, что во многих квартирах этого дома сгорели телевизоры, стиральные машины и компьютеры. Как водится, крайними пытаются сделать самих жильцов. В ситуации разобрался корреспондент VSE42.Ru.

Жилой дом, о котором идет речь, построен в далеком уже 1946 году. Тот самый, о каких принято говорить "послевоенной постройки". Соответственно, состояние этого здания вполне ожидаемое. Все-таки 72 года. Так что ЧП, подобные отключению света, выглядят вполне логичными. Однако дело не столько в самих отключениях, сколько в том, в какой ситуации оказались собственники квартир старого дома. Которых, как видится, обманули кемеровские чиновники. Однако обо всем по порядку.

Снесли – не снесли

Весьма "поношенный" дом был, как казалось, закономерно включен в программу капитального ремонта на 2016 год. То есть, если бы все было так, как обещано, его жильцы уже второй год радовались бы тому, что в доме новые трубы, крыша, зашпатлевано все, что должно быть зашпатлевано и так далее. Разумеется, новая электропроводка. Увы, в реальности все обстоит следующим образом. Никакого капитального ремонта, намеченного на 2016 год, здесь так и не состоялось.

Дело в том, что незадолго до наступления заветного срока администрация города Кемерово вместе с депутатами решили, что старый дом должен быть снесен, а на его месте и месте соседних домов поднимется новый микрорайон, в связи с чем в июне 2015 появилось на свет постановление, согласно которому жилой дом по адресу переулок Чкалова, 19 и соседние пошли под снос.

Согласно действующему законодательству подобные дома автоматически исключаются из программы капитальных ремонтов, а жители, что логично, перестают платить тот самый сбор за капремонт.

Казалось бы, обитателям сносимого жилища оставалось только одно: собирать свои пожитки и готовиться к переезду в какое-то новое жилье, которое им, видимо, выдаст муниципалитет взамен снесенного. Но ожидания оказались преждевременными.

В конце апреля 2016 года появляется новое постановление, которое отменяет решение о сносе домов в указанном квартале. То есть все остается, как было.

Следом у жильцов возникает вполне резонный вопрос: а что же тогда с капитальным ремонтом? И вот тут-то выясняется, что дом внести в программу капремонта на 2016 год уже нельзя. Более того, нельзя внести и на 2017, и 2018, и так далее.

Пока жильцы пытались выяснить планы чиновников на старое здание жилого дома, пока активисты из их числа обращались в различные инстанции – прошло время. И все-таки люди узнали, что дом включен в программу капремонта. Смутил только один нюанс – это дата. По воле городских чиновников или по какой-то иной причине капремонт дома 1946 года постройки назначен на… 2036 год. Как раз, когда зданию исполнится 90 лет. Если, конечно, дом столько простоит.

Погорельцы

Впрочем, что касается конкретной даты капремонта – то тут, как говорится, специалистам виднее. Хочется надеяться, по крайней мере. Таким образом, можно предположить, что послевоенный дом уверенно простоит до назначенного срока. Однако ж, видимо, именно специалисты определяли и первую дату капремонта – 2016 год.

Что случилось за короткий промежуток времени, когда чиновники столь кардинально поменяли свое мнение? Конструкции дома неожиданно помолодели и окрепли? Потрескавшаяся штукатурка восстановилась? Изношенные сети стали, как новенькие? Вряд ли.

Как видится, с самим домом ничего радикально не случилось. И, тем не менее, срок его капремонта перенесен на 20 лет вперед.

Возможно, старый дом действительно не так плох и его жильцы не знают особых проблем, а, значит, они могут подождать дополнительные 20 лет? Увы, сомнительно.

По словам людей, обитающих в доме, одной из острых проблем стало именно состояние электропроводки. Причем, это является сейчас настолько серьезной проблемой, что регулярные ЧП с электроснабжением приводят к весьма серьезному материальному ущербу. Например, как рассказала проживающая в доме многодетная мать Любовь Вебер, воспитывающая троих детей, только во время последнего электроинцидента у нее в квартире сгорела стиральная машинка. Соответственно, вещи малышей она теперь вынуждена стирать вручную.

– Пострадала не я одна. Практически в каждой квартире что-то погорело. У кого-то – стиралка, у кого-то – телевизор, у кого-то – компьютеры и мелкая бытовая техника, например, электрочайник. А управляющая компания, по сути, никаких мер предпринимать не спешит. Более того, нам постоянно говорят, что проблемы с электроснабжением – это вина жильцов, – рассказала Любовь Вебер, высказав опасения, что за 20 лет дом может просто сгореть из-за постоянных проблем с электропроводкой.

Стоит объяснить, что предполагаемые обвинения, о которых говорит Вебер, со стороны коммунальщиков связаны с тем, что изначально в доме были установлены газовые плиты. Правда, центрального газопровода здесь никогда не было. Жильцы покупали газовые баллоны. Впрочем, подобная ситуация, когда кемеровчане использовали газ в быту – достаточно типична для исторического центра Кемерова.

Постепенно шло замещение газовых плит на электрические. У кого-то из жильцов есть официальные документы, разрешающие установки электрооборудования. У кого-то таких бумажек нет. Да и зачем специальное разрешение на использование электроплит, если они являются обычной бытовой техникой?

Тем не менее, один из аргументов коммунальщиков, по словам жильцов, когда речь заходит о качестве электроснабжения и ЧП, с ним вязанных: старый дом рассчитан на меньшее электропотребление, потому что здесь изначально были газовые плиты.

Короткое замыкание

Что касается объемов электропотребления, то есть один факт: современный горожанин за несколько десятилетий стал потреблять электроэнергии больше. И дело здесь не в том, что электроплиты вытеснили газовые приборы, а в том, что количество техники в квартирах тех же кемеровчан существенно увеличилось. Это и мощные электрические чайники, и стиральные машины-автоматы, и электрообогреватели, и много чего еще.

Соответственно, коммунальщики и городские власти, казалось бы, просто должны реагировать на меняющиеся реалии и не предлагать горожанам жить в тех же условиях, в каких жили их деды в послевоенные времена.

Что касается конкретного дома, то по поводу якобы незаконного перехода с газа на электричество, стоит упомянуть только один факт. Если раньше жильцы по переулку Чкалова, 19 платили за электроэнергию по так называемому газовому тарифу (для домов с газовыми плитами), то уже на протяжении многих лет этот тариф изменился на обычный – для домов с электроплитами.

Соответственно, это можно считать официальным признанием того, что люди используют электроплиты на совершенно законных основаниях. А значит, требования к электропроводке должны быть соответствующими. Однако, учитывая, что ЧП с электроснабжением происходят в старом доме с завидной периодичностью, с проводами что-то не так.

Кстати, весьма примечательна позиция РЭУ-21, являющегося управляющей компанией в этом доме. Попытка получить комментарий у главного энергетика этой организации Константина Носкова по поводу ЧП, в результате которого сгорела бытовая техника в квартирах, закончилась тем, что специалист заявил журналисту сайта VSE42.Ru следующее: все комментарии только через городскую администрацию.

То есть получается странная ситуация, когда частная компания ООО "РЭУ-21", которую наняли собственники жилых помещений многоквартирного дома и платят ей за выполняемые услуги собственные деньги, свои действия согласовывает с кемеровскими чиновниками.

Продолжив попытки узнать официальную точку зрения, редакция обратилась в пресс-службу кемеровской мэрии. И вот какой ответ мы получили:

– Из-за длительных высоких нагрузок на общедомовую электропроводку в период праздничных дней в распределительном щите отгорел один из проводов, что привело к короткому замыканию. Прибывший на место дежурный электрик произвел осмотр общедомовой проводки и устранил неисправность.

Данный комментарий городская администрация почему-то приписала "главному электрику РЭУ-21 Новикову Константину Владимировичу". Впрочем, скорее всего, это просто описка, поскольку в РЭУ-21 нет ни главного электрика, ни Константина Новикова.

А вот другой момент в этом "комментарии Новикова" от горадминистрации куда более значим. Получается, что "длительные высокие нагрузки" привели к короткому замыканию. То есть, по логике чиновников и "главного электрика", провода в доме постепенно нагревались и наконец нагрелись до того, что один из них оплавился и закоротил. Такая примерно логика. А не как обычно, когда, например, резко прыгает напряжение в сети. Впрочем, историю с "постепенным нагревом проводов" (или, как говорят электрики, пригоранием), тоже нельзя исключать. В любом случае, электропроводка оказалась не готова к нагрузкам, которые, впрочем, едва ли существенно превышали обычный "праздничный" объем потребления. Соответственно, логично предположить, что в любые долгие выходные подобные ЧП в этом доме должны регулярно повторяться. При том, что праздничное электропотребление является вполне нормативным, а значит исправная проводка должна выдерживать новогодние нагрузки.

В ожидании пожара…

И в этих условиях чиновники решают, что капремонт дома стоит назначить на 2036 год. Тут как-то сам собой напрашивается вывод, что решение это не случайно. Можно сделать капремонт, в рамках которого будет поменяна электропроводка, а можно назначить его через 20 лет, а нынешние жильцы просто вынуждены будут менять провода за собственный счет и сверх платежей за капремонт, который при существующей ситуации с электропроводкой можно просто не дождаться. Чтобы понять размер затрат собственников квартир в последнем случае, отмечу только, что замена проводки в индивидуальном порядке только в одно квартире составляет по рыночным ценам порядка 30 тысяч рублей и выше.

Кстати, то, что время проведения капремонта в конкретном доме решают в конечном счете именно чиновники – это факт. Само собой, собственники жилья должны провести общее собрание, которое определит, что "капремонт нам очень нужен". Но в итоге заявку в региональный фонд капремонта многоквартирных домов подает все тот же муниципалитет. По крайней мере, именно таким образом объяснили процедуру включения в программу капремонтов в самом фонде.

К сожалению, в городской администрации так и не смогли прокомментировать, чем именно руководствовалась мэрия, подавая заявку-2036 на дом, построенный в 1946 году, и почему срок капремонта неожиданно сдвинулся на 20 лет в будущее.

В свою очередь, как сообщили редакции в государственной жилищной инспекции Кемеровской области, в сложившейся ситуации жильцы, они же собственники, квартир в доме по переулку Чкалова, 19 могут подать заявление в прокуратуру на сам факт переноса сроков капремонта. Если он будет признан незаконным, то надзорный орган вправе потребовать от кемеровских чиновников устранения допущенных нарушений.

Конечно, ремонт в 2016 году уже физически провести невозможно, но хотя бы удастся добиться того, чтобы история с горящей электропроводкой не тянулась до 2036 года. Или до спровоцированного коротким замыканием пожара.

Фото: VSE42.Ru