15 ноября 2017 года прошли общественные слушания, посвященные строительству угледобывающего разреза на участке недр "Колмогоровский Южный", в которых приняли активное участие жители села Менчереп, деревни Коротково, деревни Хахалино, пгт Инской и других населенных пунктов Беловского района. Во время мероприятия представители компании "Стройпожсервис" подробно рассказали о намечаемой деятельности, влиянии на экологию, создании новых рабочих мест и готовности внести свой вклад в социально-экономическую программу района.
Дом культуры села Менчереп был заполнен. Свободных мест в зале практически не было. Это объясняется тем, что жители поселения действительно неравнодушны к предстоящему строительству разреза. Собственно, встреча представителей компании "Стройпожсервис", которая будет добывать уголь на участке недр "Колмогоровский Южный", с жителями села и была организована для того, чтобы разрешить острые вопросы. Тем более, что люди опасаются возможных последствий и неудобств, связанных с тем, что добыча угля будет вестись достаточно близко к населенному пункту.
Первым перед селянами выступил главный инженер "Стройпожсервиса" Егор Драчев. Он подробно рассказал о том, что будет представлять из себя новое угледобывающее предприятие.
По его словам, при определении границ участка открытых горных работ выбран наилучший альтернативный вариант и были соблюдены все требования нормативных документов. Так, например, границы участка работ находятся на расстоянии более 1 километра от деревни Коротково и более 2 километров от села Менчереп. Отдельно Егор Драчев остановился на том, что для селян новый разрез – это новые новые рабочие места.
– Средняя зарплата на предприятии будет на уровне 70 тысяч рублей. При этом планируется создание более 800 новых рабочих мест, – отметил представитель компании-недропользователя.
Еще один вопрос, который, разумеется, волновал жителей села – это негативное воздействие на окружающую среду, которое, в том числе, может непосредственно сказаться на жизни жителей близлежащих населенных пунктов.
Именно этой теме был посвящен доклад представителя "Сибпромэкология" Сергея Макарова, который подробно остановился на оценке воздействия намечаемой деятельности на экологию района.
Согласно оценке воздействия, деятельность нового разреза, который пока еще находится на стадии проектирования, не оказывает негативного экологического воздействия на близлежащие населенные пункты. При этом проект позволит решить некоторые важные экологические вопросы, стоявшие перед этим селом и соседними населенными пунктами многие годы – начиная с конца советской эпохи.
Как рассказала главный эколог ООО "Стройпожсервис" Ольга Кудашкина, вскрышные породы не будут размещаться на вновь организованных породных отвалах, что сопряжено с вовлечением в процесс новых земельных отводов, а будут использоваться для технического этапа рекультивации ранее нарушенных в результате производственной деятельности разреза "Сартаки" территорий, а так же для заполнения подработанных горными работами пространств выработок. За этим последует биологический этап рекультивации, предусматривающий озеленение с предварительным нанесением плодородного слоя, в результате которого ранее нарушенные территории приобретут ровный рельеф и будут пригодны для сельскохозяйственного использования.
– Дело в том, что разрез "Сартаки" закрылся много лет назад, еще при Советском Союзе. Тогда экологические требования к работе угольщиков были куда более мягкими. Вот и остались после "Сартаки" лунные ландшафты. Таким образом, планируется, что использование вскрышной породы обеспечит рекультивационно-восстановительные мероприятия, а открытие нового разреза поможет решить застарелую экологическую проблему в районе, – подчеркнула Ольга Кудашкина.
Кроме того, эколог отметила, что и при запуске разреза, и в процессе его работы будет вестись строжайший экологический контроль и мониторинг состояния абсолютно всех компонентов окружающей среды для определения динамики ее состояния и, при необходимости, для устранения причин негативного воздействия.
– Главная задача – это сохранить состояние окружающей среды на прежнем уровне и при возможности решать отдельно взятые проблемы как, например, с отвалом "Сартаки", – сказала Кудашкина.
Жители села Менчереп были обеспокоены тем, как новый разрез может повлиять на жизнь селян. Сергей Макаров осветил основные положения, пояснив, например, что, учитывая существующую в этом районе розу ветров, на основании данных Гидрометцентра, угольная пыль не будет идти в сторону существующих населенных пунктов. Образующаяся при работе предприятия сточная вода будет перед сбросом в ручей очищаться на очистных сооружениях, расположенных неподалеку.
В подтверждение этих слов технический директор ООО "Стройпожсервис" Анатолий Майоров дал интервью, в котором рассказал подробнее о ведении открытых горных работ на разрезе. Кстати, разрез, скорее всего, получит такое же название, как и отрабатываемый участок недр – "Колмогоровский Южный". Здесь будут использоваться только современные технологии. "Например, инновационные системы для проведения буровзрывных работ. Это специальное оборудование с применением зарубежных систем электронного взрывания Unitronic (Австралия) и Davey Tronic (Франция), позволяющее обеспечить заранее заданное замедление при взрыве с точностью до сотых долей секунды. В результате чего, воздействие на
окружающую среду – в первую очередь пылевое и сейсмическое – сводится к минимальным значениям. Так, на расстоянии в 1 километр от эпицентра взрыва сейсмические колебания почвы способны будут зафиксировать только специальные сейсмостанции", – сказал Анатолий Майоров.
Кроме того, по словам специалиста, новые технологии проведения буровзрывных работ позволят сократить в разы пылевое облако, которое еще недавно было обязательным спутником открытой добычи угля.
– На месте проведения взрывных работ будет осуществляться предварительное гравитационное увлажнение взрывных блоков. В результате чего практически полностью предотвращается образование пылевого облака. Даже в непосредственной близости простой наблюдатель может не увидеть никакой пыли, – отметил Анатолий Майоров.
По его словам, предполагается также максимально сократить количество дней, в которые будут проводиться взрывные работы: по предварительным оценкам, не чаще 4-6 раз в месяц.
Компания понимает беспокойство местных жителей и стремится проявить максимально бережное отношение к экологии и соседним населенным пунктам благодаря использованию современнейших технологий открытой добычи угля. При этом у проекта остаются достаточно внушительные производственные показатели. Так, по словам Анатолия Майорова, проектная мощность предприятия составляет 1,8 миллиона тонн угля в год.
– На проектную мощность мы планируем выйти на третий год работы. В первый год ожидается добыча на уровне 500 тысяч тонн, во второй год – порядка 1 миллиона тонн угля. В целом запасы угля, которые предполагается добывать открытым способом, оцениваются в 8 миллионов тонн. Это позволит обеспечить работой разрез в течение примерно шести лет, – сказал Анатолий Майоров.
Однако на этом работа предприятия не закончится. Общие запасы участка недр "Колмогоровский Южный" оцениваются на уровне 120 миллионов тонн. Таким образом, после завершения отработки открытым способом, компания предполагает построить на этом месте шахту, которая много лет будет выдавать нагора уголь, но и обеспечивать местным жителям работу, стабильный и достаточно высокий заработок, а также поступления в бюджет налогов.
Пока, еще до реального запуска разреза, по самым скромным подсчетам, "Колмогоровский Южный" обеспечит поступление налогов в бюджет на уровне 262,4 миллиона рублей в год. Учитывая, что ООО "Стройпожсервис" зарегистрировано в Кузбассе, то значительная часть налогов будет поступать в местный и региональный бюджеты. А значит, власти смогут тратить эти деньги на реализацию наиболее значимых задач региона.
Кроме того, угольщики сразу заявили о том, что готовы наладить социально-экономическое партнерство с властями района. Так, уже выбраны совместно с районной администрацией и запланированы конкретные объекты, в которые "Стройпожсервис" готово сделать существенные финансовые вложения. Например, строительство детских площадок в том же Менчерепе и соседних населенных пунктах.
Отдельно стоит отметить ремонт дорог, о готовности финансирования которого также заявили представители компании.
Кстати, о дорогах. Когда стало известно о том, что рядом с Менчерепом появится новый разрез, кто-то стал распускать слухи, что существующую автомобильную дорогу закроют, в результате чего скорая помощь будет дольше добираться до пациентов.
По словам Егора Драчева, предполагаемая схема движения карьерных самосвалов действительно будет пересекаться с существующей автодорогой общего пользования в двух местах. Однако на обоих перекрестках будут оборудованы специальные переезды и установлены светофоры. Так что никаких проблем для проезжающих здесь автовладельцев в связи с деятельностью разреза быть не должно.
Несмотря на готовность представителей "Сибпромэкологии", проводивших оценку воздействия на окружающую среду, подробнейшим образом рассказывать о новом проекте – разрезе "Колмогоровский Южный", – у жителей Менчерепа возникло достаточно уточняющих вопросов. Люди опасаются, что вопреки обязательствам, которые озвучили представители компании, деятельность разреза может осложнить или ухудшить качество их жизни.
Активное участие принимали в слушаниях и представители местной власти. Более того, в состав комиссии вошел глава Менчерепского сельского поселения Николай Шурбин. В этой ситуации роль представителей власти в том числе состоит в том, чтобы выступать своеобразными арбитрами, представляющими интересы граждан и способными обеспечить контроль за работой того же разреза.
В этой связи несколько странно выглядел тот факт, что среди участников мероприятия – местных жителей – оказались совершенно никому не знакомые люди. Именно они и стали "источником шума" в том смысле, что начинали кричать и возмущаться безо всякого формального повода, выдвигая при этом странные требования. Например, одно из них звучало следующим образом: "Купите мне квартиру в Сочи, а потом стройте разрез".
Желание жить в Сочи вполне понятно: Кузбасс не стоит на побережье Черного моря. Но и требовать от бизнеса купить квартиру в одном из самых дорогих городов России – это уж слишком.
Подобное поведение наводит на мысль, что эти "участники" слушаний были, во-первых, специально привезены в Менчереп, во-вторых, видимо, специально обучены – что и как выкрикивать. Возможно, именно из-за них и возникла ненужная и некоструктивная нервозность в зале.
Особое внимание заслуживает позиция главы Менчерепского сельского поселения Николая Шурбина. Казалось бы, представитель местной власти должен был радоваться, что появилась крупная компания, готовая инвестировать несколько миллиардов рублей, а также создать рабочие места, которых в Менчерепе и соседних селах не хватает. Народ стонет, работы нет. Но, несмотря на то, что местным обещают зарплату от 70 и более тысяч рублей, Николай Шурбин на вопросы журналиста перед слушаниями отвечать отказался, а в ходе мероприятия начал выступать, как показалось, негативно по отношению к будущему инвестпроекту.
Возможно, причиной тому послужил тот факт, что по слухам, родственник Менчерепского главы почти даром использует земли, где вскоре планируется открыть разрез, который будет кормить целый сельский район, сотни, а то и тысячи людей. Но это всего лишь предположение.
Однако, вопреки стараниям то ли провокаторов, то ли беспокойных людей, диалог между представителями бизнеса и местными жителями выстроить удалось. Люди узнали, что и как планируется делать на соседних с населенными пунктами землях, а угольщики получили возможность донести эту информацию до селян.
С другой стороны, что касается контроля за деятельностью любого крупного промышленного предприятия, которым является угледобывающий разрез, волноваться о каких-то негативных факторах, связанных с работой угольщиков смысла особого не имеет, поскольку за их деятельностью пристально следят различные контролирующие органы. В первую очередь, Ростехнадзор и Росприроднадзор. Соответственно, выполнение всех существующих требований обеспечено, поэтому беспокойство населения излишне.
В завершении мероприятия Анатолий Майоров сообщил корреспонденту, что в настоящее время говорить о точной дате запуска разреза преждевременно – в настоящее время готовы только первичные технические документы. Проект только разрабатывается, предстоит прохождение экологической экспертизы и, как завершающий этап, государственная экспертиза.