Централизованное теплоснабжение городов и сельских территорий в Кемеровской области традиционно считается едва ли не самым проблемным моментом в работе жилищно-коммунального хозяйства региона. Однако недавно появились реальные способы изменить ситуацию. О том, какие выходы возможны из "теплового тупика", выяснял корреспондент VSE42.Ru.
В Кемерове состоялось заседание Общественной палаты, в рамках которого специалисты и представители общественности обсудили актуальную проблему теплоснабжения территорий Кемеровской области. Как выяснилось в ходе заседания, вопреки расхожему мнению, далеко не в каждой территории работа систем теплоснабжения вызывает большую тревогу. Однако, само собой, внимание привлекают как раз те территории, где проблемы необходимо решать максимально оперативно.
Если в одном из двух крупнейших городов Кузбасса – Кемерове – с отоплением все более или менее нормально, а проблемы решаются, как говорится, в текущем порядке, то с Новокузнецком все обстоит куда сложнее.
Во-первых, начнем с того, что город уже не первый год лихорадят то скандалы с переделом собственности в сфере ЖКХ, то банкротства одного из крупных городских источников тепловой энергии – Центральной ТЭЦ, накопившей миллиардные долги перед кредиторами, то финансовая несостоятельность МП "Сибирская сбытовая компания". Как результат такой ситуации, пусть и в частном порядке, стали жалобы жителей Новокузнецка на холод в квартирах, как только на улице установились отрицательные температуры.
В каждом отдельном случае причины жалоб разные, однако в целом можно считать, что они являются отражением реальной ситуации. Соответственно, без принятия кардинальных мер в ближайшее время едва ли стоит рассчитывать, что "все само собой рассосется".
Собственно, поэтому ситуация с теплоснабжением в одном из двух крупнейших городов в Кемеровской области и стала предметом пристального внимания общественности.
Одна из причин, не позволяющих принципиально изменить сложившуюся ситуацию с теплоснабжением того же Новокузнецка, – это действующий принцип тарифообразования в отрасли. Как отметил во время выступления перед участниками слушаний в Общественной палате директор Кузбасского филиала "Сибирской генерирующей компании" Юрий Шейбак, современное тарифообразование – это не инструмент развития отрасли, а "способ выживания".
Здесь стоит объяснить, что теплоснабжение является регулируемым государством видом деятельности. В частности тарифы на тепло устанавливает Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области. Ее руководитель Дмитрий Малюта также принял участие в заседании Общественной палаты.
Сценарий взаимоотношений между поставщиками тепловых ресурсов и РЭК примерно следующий: ресурсоснабжающая организация считает свои затраты, в том числе на покупку топлива, на ремонт и модернизацию оборудования, на зарплату работникам, на налоги – одним словом, на все. Затем РЭК все это критически оценивает, что-то "режет", сочтя необоснованным, что-то оставляет без изменений, соотносит его рост с инфляцией и с предельным уровнем повышения тарифов на коммунальные услуги, определяемым правительством. В результате получается тот самый конечный тариф для потребителя. Собственно, отсюда и название принципа тарифообразования "Затраты+". Плюс, это та прибыль, которую может получить поставщик тепла. Может получить, а может и уйти в минус.
Такой принцип чреват тем, что ни один крупный инвестор в подобной ситуации просто не придет в отрасль, поскольку вернуть вложенные инвестиции в теплогенерацию просто не сможет.
Парадокс ситуации состоит в том, что если, например, собственник ТЭЦ вложит деньги в современное оборудование, чтобы снизить себестоимость одной гигакалории, то регулирующий госорган следом снизит тариф. А все потому, что работает принцип "Затраты+". Затраты стали меньше, соответственно тариф тоже. А в чем тогда заинтересованность инвестора?
Чтобы как-то выправить эту ситуацию, поставить ее с головы на ноги, были внесены поправки в Федеральный закон "О теплоснабжении", предусматривающие переход на новую модель рынка тепла по методу "альтернативной котельной". Суть сводится к тому, что цена на тепловую энергию формируется "на старте". То есть стороны – инвестор и местные власти, – изначально просчитывают необходимые объемы инвестиций в инфраструктуру теплоснабжения конкретного населенного пункта. Затем определяется срок возврата инвестиций. Это обычно от 10 до 15 лет.
Таким образом, в выигрыше остаются все. Власти муниципалитета и жители получают качественное и надежное теплоснабжение, а компания-инвестор – гарантию возврата вложенных средств.
Как отметил во время своего выступления Дмитрий Малюта, применение принципа "альтернативной котельной" нельзя исключать и в Кемеровской области. Правда, в определенной ситуации. Например, если тепловые сети изношены настолько, что потери на них достигают 30 и более процентов при относительно небольшой протяженности, или 12 процентов при значительной протяженности. Последний случай применим, например, к централизованному теплоснабжению сельских территорий.
С другой стороны, по словам областного чиновника, одним из препятствующих внедрению "альтернативной котельной" факторов является то, что до сих пор в Кузбассе существует компенсация выпадающих доходов (КВД). В других регионах России этого уже нет. Суть КВД в том, что муниципалитеты доплачивают часть экономически обоснованного и утвержденного РЭК тарифа за население.
Для жителей это способ сэкономить. Для местных бюджетов в современных экономических реалиях – непомерная нагрузка, с которой они не справляются.
Как следствие, задолженность бюджета перед всеми ресурсоснабжающими организациями растет. А это недофинансирование отрасли в целом, не произведенные в срок ремонты, не замененное вовремя оборудование и так далее. Итог один: неизбежное снижение качества и надежности теплоснабжения.
Впрочем, выход из этой ситуации очевиден – это адресные субсидии тем, кто в них действительно нуждается. Все остальные кузбассовцы должны платить за себя полным рублем. Да, тепло стоит своих денег, но и мы живем в суровых условиях Сибири. А скупой платит дважды.
Новый принцип тарифообразования, можно сказать, уже проходит обкатку на примере города Рубцовска Алтайского края. Здесь теплоснабжение находилось в плачевном состоянии и стало настоящей головной болью для властей региона. Договоренности с властями по величине тарифа позволили привлечь в кратчайшие сроки необходимые средства в обмен на гарантии их возврата в обозримом будущем. Стоит отметить, что население сейчас получает тепло по цене, существенно ниже рассчитанной по методу альткотельной. Для Рубцовска ее определили в 2,2 тыс. рублей, однако по соглашению между Сибирской генерирующей компанией и муниципалитетом цена зафиксирована на уровне 1,6 тысячи рублей за гигакалорию.
Как подчеркнул директор Кузбасского филиала СГК Юрий Шейбак, тарифообразование по новому методу рынка тепла складывается в результате переговоров между ресурсоснабжающей организацией и властями. И если бизнес можно заподозрить в попытке получить максимальную прибыль от своей деятельности, то тот же муниципалитет всегда будет стоять на страже интересов рядовых жителей города или сельского района. В результате, как видится, и достигается экономически справедливая цена теплоснабжения.
Что касается развития теплового хозяйства в Новокузнецке, то переход на ценообразование по новой модели рынка тепла, по мнению энергетиков СГК, вполне применим и в этом кузбасском городе. Более того, определенный уровень инвестиций – а это более 3 миллиардов рублей, которые готова вложить СГК, – позволит не только решить проблемы с теплом в квартирах горожан, но и решить актуальные для Новокузнецка экологические проблемы.
Последнее станет возможным за счет того, что в результате увеличения загрузки мощностей на Кузнецкой ТЭЦ удастся отказаться от старой малоэффективной так называемой "мелкой" теплогенерации. В частности, от неэффективных котельных. А значит, и от дополнительных выбросов в атмосферу города.
Аргументы "за" и "против" использования новой модели рынка тепла на заседании Общественной палаты были заслушаны и по большому счету услышаны. Получит ли она реализацию в ближайшее время в Кузбассе покажет время. Ясно другое – время инвестиций в теплосетевой сектор региона пришло.