Полицейские в Юрге изъяли у предпринимателя саженцы кедра почти на 800 тысяч рублей. При этом правоохранители, по словам юргинца, не предъявили никаких документов. В ситуации разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Андрей Суходуб из числа ныне немногих предпринимателей, который не "купи-продай", а человек, сумевший организовать весьма непростой бизнес. Рядом с селом Поперечное, где живет Андрей, он выращивает кедры. Причем для него это стало семейным делом. Саженцы кедра и других хвойных деревьев он садил под руководством своего отца больше двадцати лет назад. А теперь пришло время получить дивиденды, однако не всем, видимо, понравилось, что у Андрея получилось сделать бизнес на собственном и весьма непростом труде.
Житель Поперечного должен был рассчитаться с новосибирской фирмой, которая помогала выращивать кедры. В счет долга 20 октября он погрузил на арендованный новосибирцами автомобиль 29 саженцев, цена каждого из которых составляет порядка 25 тысяч рублей. Однако покинуть деревню автомобилю не удалось. На месте его задержал сначала участковый, а потом, как рассказал Андрей Суходуб, приехала следователь юргинской полиции Ирина Шперлинг и арестовала и машину, и дорогой груз. При этом сотрудник полиции не предоставила ни водителю, ни предпринимателю Суходубу никаких документов. По информации Андрея Суходуба, в настоящее время саженцы и машина находятся на территории ООО "Юргинский лесхоз", где хранятся без соблюдения необходимых условий, а значит, могут просто погибнуть.
Что же сподвигло правоохранителей поступить столь сурово и с самим Суходубом, и с дорогими саженцами?
Неприятности, как рассказал сам Суходуб, начались у него с того момента, как он вынужденно поссорился с директором Юргинского лесхоза Еленой Васильевой.
– Нас тогда попросили в лесхозе помочь в очистке лесополосы от сухостоя и поваленных деревьев вдоль трассы. Взамен Елена Васильева обещала расплатиться за работу лесом. Я тогда как раз дом строил, а потому обещанные 20 кубометров леса мне пришлись как раз кстати. Работу я сделал – почистил порядка десяти километров – а расчет со мной так и не состоялся. Более того, неожиданно областной лесной департамент в лице Юргинского лесхоза заявил претензии и на мою землю, и на посаженные на ней деревья, – говорит Андрей Суходуб.
По его словам, чиновники подали в суд, однако исковое заявление не было удовлетворено. Точнее, местные юргинские судьи сочли претензии обоснованными, а вот апелляционная инстанция в областном суде, далекая от перипетий небольшого кузбасского города и ориентирующаяся исключительно на закон, поддержала правоту Андрея Суходуба.
Здесь стоит вернуться на 21 год назад, когда отец Андрея получил земельный пай в размере 8,8 га от сельхозпредприятия "Прогресс", где раньше трудился. На выделенной ему земле Виктор Суходуб вместе с сыновьями и решил посадить саженцы хвойных деревьев.
– Причем, для посадок в 1996 году мы использовали исключительно те саженцы, что были выброшены на свалку все тем же Юргинским лесхозом. Тогда много саженцов получали лесники, а часть из них по разным причинам – например, пропущенные сроки посадок, браковались и попросту выбрасывались на свалку. Именно этот "мусор" мы собирали на свалке и сажали – как говорится "на удачу". Многие из посаженных деревьев принялись. Не сами по себе, конечно. Это большой труд: правильно посадить, правильно ухаживать, поливать и подкармливать постоянно – по крайней мере, в первое время. Короче, забот хватало. А теперь, видимо, лесхоз в лице Васильевой решил, что выросшие деревья по праву принадлежат им, – говорит Андрей Суходуб.
По словам юргинца, за последние десять дней он несколько раз обращался в полицию с просьбой хоть что-то разъяснить. Однако никаких конкретных объяснений так и не получил.
– Как мне сказали, Васильева просто позвонила руководству городской полиции, и там было решено арестовать груз. То есть, насколько мне известно, даже заявления нет. По крайней мере, мне о нем ничего не известно. Кстати, за день до этого, 19 октября, когда я отправлял первую машину, также приезжала сотрудник полиции из Юрги, посмотрела документы и сказала, что нет никаких оснований задерживать машину. А вот 20 октября приехала та самая Ирина Шперлинг и, видимо, сочла, что что-то не так. Но что именно – я до сих пор не знаю. Я просил отдать мне деревья хотя бы на ответственное хранение, ведь они очень чувствительны к внешним условиям и нескольких дней достаточно, чтобы погибли. Но нет – груз вместе с арендованной машиной арестовали, каких-либо документов об изъятии у меня до сих пор нет. Как и внятных объяснений о причинах произошедшего, – сетует Суходуб.
26 октября предприниматель письменно обратился в следственный отдел юргинской полиции с заявлением о предоставлении ему хоть каких-то документов, подтверждающих и обосновывающих факт изъятия имущества. Но пока, увы, полиция не торопится хоть как-то узаконить свои действия.
Можно, конечно, предположить, что юргинец на своей земле выращивает одни кедры, а отправить в Новосибирск решил другие. Например, те, что принадлежат лесхозу. Да только вот незадача: в районе села Поперчное никаких других кедров просто нет. Есть только молодые кедры, посаженные Суходубом на своей земле и произрастающие благодаря его труду. Но, видимо, у лесхоза на этот счет свои задумки, а у юргинской полиции свои предпочтения. Иначе чем же обосновать действия полицейского следователя.
Само собой, законное имущество Андрея Суходуба к нему должно быть возвращено – в том или ином виде. Да только вот "иной" вид саженцев – погибшие деревья, – вряд ли устроит юргинца. Ведь в результате таких действий полиции он понесет ущерб почти на 800 тысяч рублей. А за такую сумму в пору идти в суд с гражданским иском. И отвечать придется уже полиции. Но это потом. Пока же Андрею нужно хотя бы спасти кедры.