Чиновники вынуждают отца пойти в «отказ»

31 июля 2017 г., 09:42

Кемеровские чиновники предложили узбекскому нелегалу Йулдошу Эшматову отказаться от пятерых несовершеннолетних детей. Чтобы они смогли получать социальные пособия и льготы, отец вынужден оформить опекунство на родственников или вовсе сдать детей в детский дом. Почему Йулдошу не дают разрешение на жительство и фактически "выдавливают" его из России, разбирался корреспондент сайта VSE42.Ru.

Законное беззаконие

Весной в эфир "Первого канала" вышла очередная серия скандального ток-шоу "Пусть говорят" с участием жителей Кемерова. В студии Йулдош Эшматов – мужчина в одиночку воспитывает пятерых детей. Мать, Марина Поснова, лишена родительских прав. Не имея российского гражданства Йулдош сталкивается с огромным количеством юридических и материальных проблем, но, несмотря на это, делает для своих детей все, что в его силах. В течение пятидесяти минут эксперты пытались разобраться, кто виноват в проблемах многодетной семьи, обещали поддержку, помощь… И вот результат.

После поездки в Москву на передачу "Пусть говорят", Йулдош Эшматов, не являющийся гражданином России, начал собирать документы, чтобы узаконить свое пребывание на территории России. Однако 30 июня 2017 года ему было отказано в продлении разрешения на временное проживание (РВП). А ведь надежда была именно на получение Йулдошем законного статуса. Тогда он смог бы оформить патент на работу, получать социальные пособия на детей, погасить долги по квартплате, одним словом, стабилизировать материальное положение семьи и жить как все нормальные люди.

Причиной отказа в продлении РВП стало нарушение Йулдошем Эшматовым законодательства РФ. В соответствии с федеральным законом 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" одно нарушение в течение года не влияет на порядок выдачи РВП. А вот два и более дают УФМС повод отказать в выдаче разрешения.

За первое – "нарушение режима государственной границы" – Йулдош заплатил штраф в размере 2000 рублей. Избежать его было, по сути, невозможно, так как мужчина не может бросить пятерых детей и уехать из России. Он должен оставаться в России несмотря ни на что. В том числе на отсутствие РВП или гражданства. Если он выедет из страны, то вернуться обратно уже не сможет.

Но все было бы в порядке, если бы не мелкое хулиганство, которое ему "оформил" участковый уполномоченный полиции по статье 20.1 Кодекса об административных правонарушениях. По словам Йулдоша, он вступился за свою тринадцатилетнюю дочь перед местными алкашами. Человек без российского паспорта, представитель не титульной нации ожидаемо оказался "крайним". Две "адмнистративки" – отказ в выдаче РВП.

Все в том же федеральном законе №115-ФЗ прописано, что после отказа в разрешении на временное проживание, повторно подать заявление о выдаче РВП Йулдош сможет только через год, то есть не ранее 28 июня 2018 года. А весь этот год, незаконно оставаясь на территории России, он снова автоматически нарушает режим государственной границы. Получается замкнутый круг. Йулдош вынужден нарушать российское законодательство, чтобы оставаться с детьми. И при этом не может официально работать, так как отсутствие РВП не позволяет ему оформить патент на работу, необходимый иностранным гражданам. А, как сказано в официальном ответе ОИОС ГУ МВД РФ по Кемеровской области сайту VSE42.Ru, "каких-либо исключений на этот счет законодательство не предусматривает".

Радует четкое следование букве закона нашими правоохранителями. Казалось бы, закон нужен для того, чтобы в обществе соблюдались права и законные интересы граждан. Коими, например, являются пятеро детей Йулдоша. Однако формально соблюдая все нормы миграционного законодательства, и, ставя пребывание Йулдоша Эшматова на территории России вне закона, никто не вспоминает о детях – гражданах России, которые страдают в этой ситуации больше всех.

В этой связи вспоминается недавний исход граждан Украины из зоны военных действий в Донбассе, которые в упрощенном порядке массово получали вид на жительство, в том числе и в Кемеровской области. Почему ситуация отца пятерых российских граждан не заботит власти? Вопрос совсем не риторический, а вполне логичный и, в общем-то, решаемый, было бы желание сделать шаг навстречу многодетному отцу…

В детский дом при живом отце

Из отсутствия разрешения на временное проживание вытекает масса сопутствующих проблем. Уже более полутора лет дети Йулдоша не могут получать социальные пособия. В данный момент он – единственный опекун, но поскольку не имеет регистрации по месту жительства в Кемеровской области (для оформления которой необходимо все то же РВП), его дети остаются без положенного им денежного пособия.

Как нам ответили в пресс-службе администрации города, "в соответствии с законом Кемеровской области № 75-ОЗ "О размере, порядке назначения и выплаты пособия на ребенка" назначить меры социальной поддержки в отношении его несовершеннолетних детей на данный момент в рамках действующего законодательства не представляется возможным".

По этой же причине на семью Йулдоша Эшматова не распространяется и закон Кемеровской области №123-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей Кемеровской области". А деньги семье очень нужны. Например, на качественное питание, поскольку дети недавно завершили лечение от туберкулеза, которым их заразил сожитель матери, пока Йулдош был на заработках в Узбекистане. Трехлетняя Аниса до сих пор находится под наблюдением врачей и Йулдош регулярно возит ее в больницу.

И вот тут сотрудник администрации, замначальника управления образования мэрии Надежда Григорьева вышла с неожиданным и, как минимум, странным предложением. По словам Йулдоша, чиновница посоветовала устроить детей под опеку к родственникам, являющимся гражданами Российской Федерации. В этом случае детские пособия будут выплачиваться в полном объеме, но получать их будут опекуны.

Второй вариант решения проблемы, предложенный чиновниками Йулдошу, выглядит не менее странно: до тех пор, пока "российский негражданин" не получит РВП, определить детей под опеку государства в детском доме №2. По сути это означает лишь одно – отказаться от детей.

И первое, и второе предложение чиновников фактически переводит детей в категорию социальных сирот при живых родителях.

Исходя из всего вышеизложенного, тезис о том, что семья – это базовый социальный институт, звучит как издевательство. Йулдош Эшматов хочет сохранить семью и воспитывать детей. Но вместо того, чтобы оказать помощь в оформлении разрешения на временное пребывание и получении российского гражданства, которое решило бы проблемы с трудоустройством отца и льготами для детей, чиновники предлагают ему пойти "иезуитскими" чиновничьими путями. А по факту – вынуждают Йулдоша бросить своих детей.

Фото: VSE42.Ru
Автор: