Пресловутая дешевизна проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях кузбасских городов уже стала притчей. И неважно, так ли это на самом деле. Образ транспортной доступности создан местными пиарщиками давно. Однако в настоящее время, по мнению участников рынка, ситуация, сложившаяся из-за "кузбасского социализма", может привести к тому, что население региона в результате останется без нормального общественного транспорта. Что ждет Кузбасс уже в ближайшее время, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
На протяжении многих лет, даже десятилетий, из каждого утюга неслось, что (помимо всего прочего) в Кемеровской области самая низкая цена на проезд в общественном транспорте. И подавалось это исключительно как благо. То есть рядовые граждане, пассажиры платят меньше, чем могли бы. А автобусы все равно едут и везут кемеровчан, новокузнечан и жителей других городов региона на работу, домой, по магазинам и так далее.
По большому счету, такая схема была вполне жизнеспособной. Но исключительно при определенных условиях. Власти устанавливали определенную цену на проезд волевым решением. Заведомо ниже экономически обоснованной. В таком случае те же власти должны компенсировать транспортникам выпадающие доходы. Однако с последним как раз и были проблемы. Причем всегда. Но об этом позже.
Поводом для очередного разговора о повышении цен на проезд в общественном транспорте (который обычно начинается накануне реального повышения – этакая подготовка общественного мнения) стал первый форум транспортников Кузбасса. Он состоялся в Кемерове на КЭТК, ведающей кемеровскими трамваями и троллейбусами.
И первым, кто заговорил о необходимости роста цен, стал представитель областной администрации – начальник департамента транспорта и связи Кемеровской области Евгений Курапов.
– Этот вопрос будет подниматься нами на уровне руководства области в ближайшее время, – заявил Евгений Курапов.
Здесь важно вот что. Сам факт повышения цены проезда в условиях постоянной инфляции, роста цен на горюче-смазочные материалы, рост услуг ЖКХ, какой-никакой рост зарплат – вещь хотя крайне непопулярная, но вполне закономерная и происходящая с завидной регулярностью. В этой связи другой вопрос волнует большинство жителей Кемеровской области: на сколько именно вырастет цена проездного билета?
И вот тут-то ждет не самое радостное известие. По словам все того же Евгения Курапова, экономически обоснованная стоимость проезда одного пассажира составляет порядка 28-30 рублей.
Понятно, что есть льготники – за них доплачивает бюджет. Опять же, если власти примут решение о повышении стоимости проезда (а оно, видимо, будет принято, учитывая реальную экономику транспортных предприятий), то насколько бюджет будет готов субсидировать поездку каждого жителя Кузбасса? И сможет ли и захочет ли в принципе тощая областная и муниципальная казна доплачивать транспортникам?
Это большой вопрос. Как видится, реальное экономическое положение автоперевозчиков не располагает к особым надеждам. Вот только один факт: в настоящее время в предбанкротном состоянии находятся 5 из 17 государственных автопредприятий. Еще два вошли в процедуру банкротства.
Итого больше трети автопредприятий находятся как минимум в сложном финансовом положении. При этом важно подчеркнуть, что в своей истории практически все автопредприятия уже не раз переживали банкротство, чтобы потом – под другим названием и с чистой долговой историей – выплыть на рынок… в ожидании нового банкротства.
В этой связи стоит отметить, что размер субсидий из областного бюджета в счет компенсации проезда льготников не менялся с 2008 года. При этом цена проезда увеличивалась несколько раз. Соответственно, доля этой субсидии в общих затратах на перевозку постоянно сокращалась. Более того, в 2014 году бюджет чисто механически уменьшил размер выплат на 10 процентов. А, если учесть, что задолженность по этим выплатам только нарастает, то неизбежно увеличивается дебиторская и, как следствие, кредиторская задолженность.
Результат плачевный. Автопредприятия обрастают долгами, как перед поставщиками – например топливными компаниями, поставляющими ГСМ, так и по заработной плате собственному персоналу.
И причина банальна: цена проездного билета не покрывает реальных расходов на перевозку пассажиров, а доплаты из областного и муниципального бюджетов даже в теории не могут покрыть убытков. Плюс к этому, по ним накопились долги, которые, видимо, в будущем будут только расти. Короче, мало того, что субсидий изначально мало, так их еще и не платят в полном объеме.
Для иллюстрации реальной ситуации в сфере муниципальных пассажирских перевозок можно взять один из крупнейших городов Кемеровской области – Новокузнецк.
Как сообщил на форуме транспортников начальник управления по транспорту и связи администрации Новокузнецка Александр Адамовский, работа городских перевозчиков является "запланировано убыточной".
– При выполнении социального заказа по автотранспорту от общих затрат доходами закрывается 49,2 процента, субсидиями из бюджета на компенсацию расходов, связанных с регулированием тарифов на проезд – 49,5 процента. Дефицит 1,5 процента, что составляет 5,5 миллиона рублей из расчета на квартал, – сообщил Александр Адамовский.
Таким образом, "плановые" убытки по итогам 2017 года как минимум составят 22 миллиона рублей. И это только по Новокузнецку. Вполне себе повод для очередного банкротства еще нескольких транспортных предприятий.
В бюджетный дефицит вносит свой вклад и постоянный рост цен на товары и услуги, которые используют транспортники. Например, с момента последнего повышения стоимости на проезд, которое произошло в ноябре 2015 года, цена на бензин выросла на 16,4 процента, на электроэнергию – на 14 процентов, на запчасти – на 20-30 процентов.
И, судя по всему, чтобы избежать массового банкротства перевозчиков, либо бюджет должен платить предприятиям больше (что вряд ли), либо пассажиры.
Рост цен, бесспорно, никого не радует. По крайней мере, из числа пассажиров. Но, как ни крути, против экономики не попрешь. Если растут затраты, то и стоимость услуги должна расти. Иначе никак. Иначе транспортники просто начнут уходить с рынка и города останутся без нормальных пассажирских перевозок.
Примерно так, как в советские времена была колбаса по доступной для абсолютного большинства граждан СССР цене – 2 рубля 20 копеек за килограмм. Только вот незадача: в реальности купить такую колбасу в магазинах было практически нереально. И именно из-за ее низкой цены. Все, что было – расхватывали. А производить больше было невыгодно – слишком дешево. Поэтому делали столько, сколько положено по плану, а не столько, чтобы заработать.
Кстати, о возможном уходе общественного транспорта из кузбасских городов. Это, как выясняется, вполне возможно. В настоящее время в Кузбассе доля автомобильного и электротранспорта, срок эксплуатации которого превышает 10 лет, очень велика. 490 таких автобусов, троллейбусов и трамваев отходили нормативный срок и их необходимо срочно списывать. А вместо списанных купить новые.
Для понимания насколько серьезна эта проблема, стоит отметить, что в одном из крупнейших кузбасских городов – Новокузнецке – работает менее 600 единиц общественного транспорта. То есть, по сути, требуется в один момент закупить с нуля всю транспортную сеть южной столицы Кузбасса.
Само собой, такие траты – а это, по оценкам специалистов, около 3 миллиардов рублей, – ни областной, ни тем более муниципальный бюджет даже при каком-то участии федеральной казны потянуть не в силах.
Так что ничего не остается, как использовать старый транспорт. Но, помимо того, что эксплуатация тех же старых автобусов – это штука очень дорогая (на одних ремонтах только разоришься), – так еще и небезопасная. Есть, например, так называемая усталость металла, которая может проявить себя в момент ДТП и привести к серьезным жертвам.
Вот и получается, что пресловутый кузбасский социализм просто выжал весь ресурс из существовавших запасов и привел к тому, что теперь и выжимать-то нечего.
Зато проезд был самый дешевый.
Кстати, созданная виртуальная реальность с низкой ценой проезда мешает не только развитию транспортной сферы всего региона, но и, например, не позволяет ввести на территории Кузбасса… единую транспортную карту. Которую, казалось бы, все хотят, да никак не могут внедрить областные власти.
Однако, возможно, причиной такой нерасторопности вовсе не лень чиновников. Как ни странно, сложившаяся ситуация с компенсацией выпадающих доходов может быть тому виной.
Дело в том, что при расчете компенсации за льготника областные чиновники почему-то решили, что он пользуется городским транспортом всего десять раз в месяц. Исходя из этих расчетов и определяется размер бюджетной доплаты.
Как дело обстоит в реальности – показала бы та самая единая транспортная карта, позволяющая, с одной стороны, удобно оплачивать проезд в безналичном режиме, а с другой – показать, сколько раз на самом деле проехал конкретный льготник.
Соответственно, повсеместное введение транспортной карты – это вполне обоснованный козырь для транспортников при аргументации повышения цены проездного билета до экономически обоснованного уровня. Опять же, чиновникам станет невозможно пенять на условные десять поездок.
Ну и в завершении стоит отметить один нюанс. Как подчеркнул во время выступления перед представителями транспортных предприятий Евгений Курапов, одна из целей первого форума транспортников – это консолидация усилий всех заинтересованных сторон. В том числе самих транспортников, а также исполнительной и законодательной властей.
В качестве представителя последней форум посетил депутат облсовета Олег Литвин. И Курапов даже отметил отдельно присутствие депутата как "очень положительный факт".
Но, увы, в реальности Литвин приехал существенно позже официального начала форума, сказал несколько дежурных фраз и, сославшись на занятость, тут же уехал – под аплодисменты собравшихся.
Можно ли такое "участие" охарактеризовать как внимание к проблемам транспортников? – вопрос риторический.
А потому остается ждать, что, во-первых, цена на проезд в общественном транспорте в ближайшее время точно поднимется. Во-вторых, муниципальный пассажирский транспорт находится в крайне плачевном состоянии. И в-третьих, вывести его из этого состояния в обозримом будущем наверняка не получится.
А все остальное – проблемы простых жителей Кемеровской области, которым в результате придется больше ходить пешком. Из экономии ли, а, быть может, из-за прогрессирующей нехватки общественного транспорта.