Кто врет, или пожар на котельной «Теплоэнерго»

22 февраля 2017 г., 11:09

В минувшую пятницу в Кемерове остановилась котельная №27, принадлежащая компании "Теплоэнерго", из-за пожара на подстанции. Без теплоснабжения остались около пятидесяти жилых домов. Это, как говорится, факт. А вот дальше начались толкования и разночтения. Сама теплоснабжающая организация утверждает, что оперативно ликвидировала последствия аварии чуть ли не в течение часа, а вот кемеровчане – совершенно иное. Как складывалась ситуация с "тепловым" ЧП на самом деле, попытался разобраться корреспондент VSE42.Ru.

«Рудничане» и ржавая вода

Итак, для начала, вот цитата из пресс-релиза, распространенного компанией "Теплоэнерго": "17 февраля на котельной № 27 Рудничного района города Кемерово произошла аварийная ситуация – загорелась трансформаторная подстанция ТП 1001. По этой причине произошло полное отключение электроснабжения котельной. Это привело к остановке основного и вспомогательного оборудования теплоисточника".

В результате, как уже говорилось выше, от теплоснабжения отключили порядка пятидесяти жилых домов. Однако, по официальной версии, озвученной в пресс-релизе компании, на ликвидацию аварии и подачу тепла потребителям потребовалось всего 65 минут: "звонок о пожаре поступил в диспетчерскую АО "Теплоэнерго" в 16:25, а в 17:30 специалисты предприятия уже переподключили потребителей на другой источник и рудничане стали снова получать тепло и горячую воду".

Чтобы подтвердить, что жители Рудничного района (или, как их называет автор пресс-релиза, рудничане) не заметили ЧП, приводятся слова некоей женщины, якобы проживающей по адресу улица Институтская, 28, которая узнала об аварии только со слов других людей – мол, так все хорошо и быстро сделали, что даже не заметила.

Само собой, я неслучайно подчеркиваю, что подобное развитие событий – исключительно трактовка ситуации представителями компании "Теплоэнерго". Учитывая, что в данном случае это, безусловно, заинтересованная сторона, мы решили постараться выяснить у незаинтересованных людей, как же на самом деле обстояли дела с отоплением аварийного района.

Для начала редакции удалось связаться еще с одной жительницей упомянутого дома №28 по улице Институтской. Вот что она рассказала: "Дело в том, что дом у нас очень теплый и мы практически всю зиму живем с выключенными батареями. Так что даже если тепло и отключали, то мы этого практически не заметили. Тем более, что больших морозов в эти дни не было. А вот горячая вода в кране тогда пошла ржавая, очень грязная".

Детсад-холодильник

Среди тех, кто попал под отключение из-за аварии на котельной "Теплоэнерго", оказался и жилой дом по Институтской, 10. В данном случае (в отличие от 28-го дома) люди, как утверждают наши собеседники, "очень даже почувствовали отключение тепла". "Я слышал, что у некоторых соседей до 19 градусов опускалась температура", – сказал один из жильцов этого дома.

Однако временные отключения, тем более с учетом небольших морозов, действительно не столь серьезная проблема. Тем более, если ее решить в течение часа. Но на самом ли деле на ликвидацию ЧП понадобился всего один час? На тушение пожара – возможно. На переключение по резервной схеме и "запитке" домов 27-й котельной за счет мощностей другой "теплоэнерговской" котельной №45? Ну, допустим.

Но вот только один вопрос: почему в детском саду № 176 , расположенном тут же, на улице Институтской, дети и педагоги мерзли весь день в… понедельник? То есть, спустя три дня после ЧП на котельной. Вот что рассказала одна из работниц этого дошкольного учреждения: "В детсаду весь день был просто адский холод, батареи холодные, малышей кутали, как могли, чуть ли не в уличную одежду. По-хорошему садик надо было закрывать, но куда родителям, спешащим на работу, девать своих детей. Вот и решили работать, несмотря на холод", – сообщила представитель трудового коллектива детсада.

Однако о "детсаде-холодильнике" в пресс-релизе "Теплоэнерго" ничего не сообщается. Зато говорится, что "работа (по ликвидации последствий ЧП – прим. автора) была очень трудоемкой". Как-то поневоле хочется посочувствовать сотрудникам этой компании и посоветовать… бросить им эту сложную (безо всякой иронии) работу.

Тем более что и повод есть. Ведь еще летом прошлого года в Минэнерго глава Кемерова Илья Середюк успешно защитил новую схему теплоснабжения, согласно которой тепло в дома и учреждения Рудничного района будут подавать не одиночные котельные, а объект "большой энергетики" – Кемеровская ТЭЦ, которая помимо тепла генерирует еще и электрическую энергию.

Определиться с приоритетами

Кстати, входящая в состав "Сибирской генерирующей компании" Кемеровская ТЭЦ, являющаяся объектом так называемой когенерации (тепло плюс электроэнергия) потому и получила право на снабжение теплом жителей Радуги, что ее продукция, согласно утвержденному Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, стоит в два раза дешевле, чем то же самое, но произведенное на котельных "Теплоэнерго". Правда, срок переключения потребителей с котельных на ТЭЦ назначен на 2019 год.

Само собой, напрашивается вопрос: а зачем платить больше, если можно платить меньше. Собственно, этим вполне логичным принципом и озаботились энергетики СГК, предложив депутатам кемеровского горсовета выйти к главе города с инициативой о переносе срока подключения Кемеровской ТЭЦ к теплоснабжению на год раньше. По их расчетам, в результате высокодефицитный городской бюджет сможет экономить в год 187 миллионов рублей.

Такой серьезной экономии удастся достичь за счет сокращения выплат по КВД (компенсация выпадающих доходов): разницы между тем, что платит за тепло население, и реальными тарифами, которые утверждает РЭК. Дело в том, что тариф с учетом транспортировки у станций СГК в два раза ниже, чем у котельных "Теплоэнерго" – 1328,99 рубля против 2460,17 рубля соответственно. А чем меньше тариф, тем меньше разрыв между платежами населения, тем меньше бюджету приходится доплачивать ресурсоснабжающим предприятиям.

Это с одной стороны. С другой, даже в ситуации, когда Кемеровскую ТЭЦ по-прежнему не допускают со сравнительно дешевыми тарифами к потребителям Радуги по тепломагистрали в Рудничном районе, которую, кстати, построила СГК за собственный счет, вложив нее 1,5 миллиарда рублей, даже в этой ситуации энергетики СГК готовы были прийти на помощь своим коллегам в "Теплоэнерго", а заодно и жителям "размороженных" домов и подать дополнительное тепло с ТЭЦ. Технически такая возможность есть, существует перемычка между контурами двух теплоисточников (котельной №27 и электростанции СГК), ведь уже сегодня Кемеровская ТЭЦ подает тепло в новые микрорайоны Рудничного района, правда, продает его "Теплоэнерго" по своим тарифам.

Как нам подтвердили в СГК, при необходимости Кемеровская ТЭЦ была готова в полном объеме и в скорейшие сроки заместить выведенные из строя аварийные мощности котельной, обеспечив поставку тепловой энергии потребителям "Теплоэнерго" по действующему трубопроводу, который связывает станцию и Рудничный район города.

Однако этого не было сделано ни в момент аварии, ни после. Почему? Остается только гадать. Видимо, замерзающие дети менее важны, чем попытка хорошей мины при не самой лучшей игре.

Фото: google.image