Житель Кемерова узнал о штрафе за допущенное им нарушение только после звонка судебного пристава. Почему в результате кемеровчанин должен заплатить в три раза больше и намучиться с арестованным счетом, разбирался корреспондент VSE42.Ru.
Кемеровчанин Владимир Соколов возвращался вечером с работы домой, когда у него зазвонил телефон. Когда мужчина взял трубку, звонивший представился судебным приставом и сказал, что у Владимира есть неоплаченный штраф. При этом внятного ответа на встречный вопрос, о каком штрафе вообще идет речь, мужчина не получил. Зато его пригласили прийти в отдел судебных приставов по Ленинскому району, чтобы разобраться в ситуации.
На следующий день Владимир отправился по указанному адресу и встретился с судебным приставом Александрой Иваниновой. Оказалось, что полторы недели назад на мужчину завели исполнительное производство из-за назначенного Госжилинспекцией штрафа в 500 рублей. При этом предоставить исполнительный лист судебный пристав не смогла, потому что попросту его не нашла. Зато вручила Владимиру две квитанции – на оплату штрафа в 500 рублей и на оплату исполнительского сбора в 1000 рублей за то, что он не погасил штраф в отведенные законом 5 дней.
"Когда я сказал, что не знал о штрафе, мне ответили что уведомили об этом письмом. А когда стал возражать, что никакого письма не получал, судебный пристав заявила, чтобы я сам шел на почту и искал его", – вспоминает Владимир.
При этом Иванинова, по словам Владимира, показала на мониторе какой-то документ, где напротив фамилии мужчины было написано "доставлено". Поняв, что решить вопрос с судебным приставом не удастся, Владимир обратился к ее руководству – заместителю начальника отдела судебных приставов по Ленинскому району Кемерова Веронике Громовой.
По словам мужчины, после разговора с начальницей Иванинова сказала Владимиру, что если он получит от Госжилинспекции справку о том, что устранил нарушение, то штраф и исполнительский сбор снимут. Послушав этот совет, мужчина обратился в Госжилинспекцию. Там очень удивились тому, что судебные приставы требуют какую-то бумагу. Ведь судебные приставы исполняют решения суда, а вовсе не Госжилинспекции. И, значит, отменить штраф может только сам суд.
Кстати про суд. Владимир Соколов говорит, что знал о выявленном сотрудником Госжилинспекции нарушении и о том, что должен его устранить. Более того, с самим фактом допущенного нарушения он и не спорил. А, как законопослушный гражданин, просто согласился с требованием сотрудника ГЖИ и все исправил.
Но суд тем не менее состоялся, причем без участия кемеровчанина. Мужчина утверждает, что никаких повесток не получал, хоть и проживает по месту прописки и регулярно проверяет почтовый ящик. В то же время, в постановлении суда, опубликованном на сайте судебного участка №1 Ленинского судебного района города, сказано, что Соколов "о слушании дела был извещен надлежащим образом". Как именно – остается только догадываться.
Таким образом, если верить Владимиру Соколову, о судебном заседании он ничего не знал, о решении суда – тоже. А значит, и оспорить его в суде апелляционной инстанции не мог. Хотя это законное право любого гражданина.
Вот и получается, что кемеровчанин не знал о выписанном штрафе, не получал повестку на судебное заседание и письмо от приставов. Однако ж теперь не только должен оплатить штраф, но еще 1000 рублей в довесок. Таким образом, наказание по факту увеличилось в три раза.
А тем временем судебные приставы перешли к активным действиям, арестовав на 1500 рублей банковский "пластиковый" счет Соколова. Причем основанием для этого послужило постановление, которое было принято на следующий день после визита к приставам. Таким образом, исполнительский сбор был начислен, несмотря на заверения мужчины о том, что уведомлений он не получал.
На следующий день в этой связи Владимир обратился в отдел судебных приставов, однако там ему сказали следующее: все было указано в письме, а доставкой корреспонденции занимается Почта России. Поэтому все претензии по поводу получения письма нужно адресовать именно этой организации, а не судебным приставам.
Тем не менее Владимиру пошли навстречу – исполнительский сбор сняли и даже извинились за ошибку. Оспаривать штраф мужчина не стал – всего-то 500 рублей – и оплатил его в тот же день.
Кстати, после этого, чтобы расставить все точки над "i", Соколов все же сходил в отделение почты, но письма от судебных приставов там не оказалось.
Несмотря на то, что Владимир заплатил штраф уже несколько дней назад, на сайте областного управления судебных приставов за ним до сих пор числится задолженность. Также там указано, что мужчине нужно связаться с судебным приставом-исполнителем.
"Я не могу каждый раз отпрашиваться с работы и ездить к приставам из-за того, что они не могут устранить свою ошибку", – рассказал Владимир.
Долгое время судебный пристав не отвечала на многочисленные звонки. Но потом все же взяла трубку и сказала, что деньги к ним поступают на счет с задержкой в сутки. И если они уже пришли (что должно было произойти), то она напишет акт о закрытии дела и отправит его в банк. Который, в свою очередь, в течение 10 суток должен разблокировать счета.
Получается, что с момента оплаты штрафа до разблокирования счетов может пройти до двух недель. Если предположить, что у человека нет налички, и все деньги он хранит на счетах – как и на какие средства ему жить эти полмесяца?
Кроме того, в настоящее время с банковскими счетами Владимира творятся непонятные вещи. Мужчина получает sms-уведомления то о снятии средств, то об их зачислении. По его подсчетам, сейчас на счете не хватает 1000 рублей – той самой, которую с него взыскали судебные приставы в качестве исполнительского сбора, а затем обещали вернуть.
В областном управлении судебных приставов считают, что с точки зрения закона счета Владимира арестовали верно – чтобы обеспечить исполнение решения суда. А взыскание исполнительского сбора назвали ошибкой. Кроме того, ситуацию с потерявшимся письмом прокомментировали следующим образом:
"При возбуждении исполнительного производства постановление 100% направляется почтовой связью всем сторонам исполнительного производства. А должников мы извещаем всеми известными способами – почтовой связью, по факсу, с помощью электронной почты и телефонными звонками. Но, как правило, эти контакты налаживаются только после первого случая личного взаимодействия должника с судебными приставами – а до этого отправляем письма. Причем как простые, так и заказные", – рассказал и.о. начальника отдела организации исполнительного производства УФССП России по Кемеровской области Александр Тютюник.
Начинать судебную тяжбу из-за случившегося Владимир Соколов не собирается – уж больно незначительна сумма, Но можно предположить, что это не единственный кемеровчанин, который не получал уведомления от приставов о штрафе или получал его не вовремя. Просто многие по различным причинам не стали разбираться в ситуации и безропотно заплатили и штраф, и исполнительский сбор.
В пределах, например, Кемеровской области таких "судебно неоповещенных" и заплативших в результате не только штрафы-сюрпризы, но и исполнительские сборы, составляющие 7 процентов от суммы наказания (но не менее 1000 рублей) могут набраться сотни, а то и тысячи человек. В пределах всей страны – кратно больше. И многие из них, скорее всего, не пойдут в суд оспаривать законность взыскания 500 или 1500 рублей именно из-за его незначительности.
А в результате эти деньги – по сути, миллионы рублей – поступят в бюджет. Вот и получается вполне себе ручеек доходной части госказны. За счет которой, например, финансируется деятельность тех же приставов и судов. Да и Почта России едва ли далеко отошла от госказны. А потому вполне логичным кажется вопрос: может ли качество работы с нарушителями и должниками как-то связано с формированием этого ручейка?
(Имя героя статьи изменено)