В 2016 году произошло несколько чрезвычайных происшествий, в результате которых погибли совсем юные спортсмены и спортсмены-любители активного возраста. Гибель 27-летнего полумарафонца, участника забега в Кемерове под эгидой движения "i love running", а также совсем недавняя смерть 13-летней школьницы в Новокузнецке на тренировке по баскетболу. Это не считая несчастных случаев, когда в результате травмы на хоккейной площадке погиб новокузнецкий подросток. Что же стало причиной такого всплеска смертности среди юных и молодых спортсменов в Кузбассе, выяснял корреспондент VSE42.Ru
Разумеется, несчастный случай – это то, от чего никто не застрахован. Будь то хоккейный пятак, удар шайбой по незащищённому участку тела или банальная автокатастрофа. Однако смерть, наступившая непосредственно от физических нагрузок, – это действительно странно и, казалось бы, не должно быть вовсе. Ведь погибшие обязаны были проходить регулярные медицинские осмотры, а значит, состояние их здоровья не должно было вызывать сомнений у врачей.
Тем более что в Кузбассе работает достаточно большая структура, направленная на обслуживание именно спортсменов, – Кемеровский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины.
Как рассказала корреспонденту сайта заведующий отделением Центра Ольга Красавина, только в Кемерове под наблюдением медиков находятся порядка шести тысяч жителей города, занимающихся различными видами спорта, – от начального спортивного уровня до так называемого спорта больших достижений. Тем не менее, по её словам, далеко не все увлечённые спортом попадают в поле зрения спортивных врачей.
"Мы ведём детско-юношеские спортивные школы, школы олимпийского резерва, даже клубы по месту жительства. По крайней мере те из них, чьи представители принимают участие в соревнованиях за пределами Кемеровской области. Однако есть всё нарастающий пласт населения, который никак не попадает в поле нашего внимания. В том числе часть детей, занимающихся в различных спортивных секциях, где тренеры не требуют в обязательном порядке медицинских справок о состоянии здоровья своих подопечных, а также взрослые, кто решил начать заниматься спортом по собственной инициативе – ради здорового образа жизни", – рассказала Ольга Красавина.
Как уточняет кемеровский медик, в настоящее время возможностей для диагностики потенциальных заболеваний у спортсменов стало гораздо больше. По крайней мере с открытием в Центре пять лет назад собственной лаборатории спортивные врачи получили возможность оперативно проводить анализы крови, мочи, ЭКГ и УЗИ сердца – весьма информативных методов медицинских исследований, позволяющих получить объективную картину состояния здоровья спортсмена практически в режиме онлайн.
Так почему же тогда только за один год в Кузбассе смерть настигла как минимум двоих спортсменов? Кто виноват в этом?
Что касается гибели новосибирского бегуна на полумарафоне в Кемерове, то здесь мнение экспертов сходится на том, что в день забега температура на улице, мягко говоря, не способствовала чрезмерным физическим нагрузкам – жара за плюс 30 градусов.
"Каждые соревнования по существующим правилам должны сопровождаться участием в их организации врача. Причём не любого, а со специальным сертификатом. У врача соревнований статус заместителя главного судьи, и при определённых условиях он вправе ходатайствовать об отмене соревнований. Однако окончательное решение принимает главный судья соревнований", – объясняет Ольга Красавина.
Вот здесь-то, видимо, и обозначается одна из проблем. Дело в том, что, во-первых, врачей самого Центра явно недостаточно, чтобы закрыть своим патронажем все проводимые в области спортивные мероприятия. А значит, можно предположить, что часть из них может проходить при участии не сертифицированных надлежащим образом медицинских специалистов.
С другой стороны, традиционное российское авось, когда даже грамотный врач может понадеяться на случай и что всё обойдётся. И не решится создавать неудобства спортсменам и организаторам. Ведь перенос даты соревнований – это ещё и дополнительные хлопоты: время и место согласованы в тысяче инстанций… Одним словом, врач, получается, должен сто раз подумать, прежде чем решиться на ходатайство об отмене проведения соревнований по тем же погодным условиям. А вдруг обойдётся…
Но обходится, как теперь уже понятно, далеко не всегда. Кстати, смерть новосибирского бегуна, как выясняется, могла стать не единственной на том печальном полумарафоне. Как рассказывали и сами участники жарких соревнований, и зрители, ещё как минимум троим бегунам стало плохо либо на дистанции, либо уже после финишной черты. Однако об этом публично не сообщалось. Видимо, по вполне понятным причинам – чтобы не нагнетать.
Кстати, на столь крупных соревнованиях, где участвовали спортсмены не только из Кузбасса, но и из соседних регионов, работали врачи одной из кемеровских больниц. Были ли у них те самые сертификаты спортивных врачей – вопрос риторический.
В ситуации с новокузнецкой школьницей опять же возникли вопросы к врачам. На этот раз скорой помощи. По имеющейся информации скорая якобы добиралась до места происшествия порядка 40 минут. А когда прибыла, выяснилось, что у врачей нет банального дефибриллятора, необходимого для реанимационных действий.
Несмотря на оба этих трагичных примера, по словам Ольги Красавиной, ситуация со здоровьем спортсменов в Кузбассе принципиальным образом не меняется – отбраковка по медицинским показателям среди молодых людей составляет в течение многих лет порядка пяти процентов.
Так что, возможно, две спортивные смерти – это простое совпадение. И тем не менее врачи советуют в обязательном порядке проходить необходимое медицинское обследование. На худой конец хотя бы контролировать во время тренировок пульс и артериальное давление.
Если же всё делать как положено, то и спортсмены, и любители-физкультурники, к коим стоит причислять посетителей спортивных клубов, должны проходить медобследования в среднем дважды в год, а при необходимости и чаще.
И тогда и спорт, и физкультура будут только на пользу.