Жители улицы 1-й Топкинской в Кемерове, по сути, остались один на один с наркоманами, ищущими "закладки" рядом с домами горожан. По словам обитателей Топкинской, в ответ на все жалобы в полицию звучит только: "Поймаете – звоните". Потому кемеровчане оказались в ситуации почти настоящей войны: они сами караулят и задерживают наркоманов. На месте событий побывали корреспонденты VSE42.Ru.
Тихая улочка с несколькими десятками частных домов превратилась в осадный отряд в июле 2016-го: местные жители порой ложатся спать только в четыре часа утра – после ночной "охоты" на наркоманов.
– Воюет только 1-я Топкинская, а происходит это в завокзальной части города абсолютно везде. Я сбилась со счёта, сколько мы уже человек сдали в полицию, – говорит Яна, которая позвонила в редакцию и попросила у журналистов помощи. – Они постоянно лазают по домам (у меня вот недавно украли велосипед из огорода), пугают, что сожгут тут всё. Больше всего боюсь за наших мужиков, которые могут в один прекрасный момент перегнуть палку, и детей. Сын вот рассказал, что утром собрался на тренировки, и наркоман на остановке пристал с расспросами, мол: "Ты куда поехал?".
Как выяснилось, одна из подозреваемых в распространении наркотиков знакома местным жителям, но, помимо неё, на 1-ю Топкинскую приезжают десятки незнакомых машин. По словам ещё одной активистки, Кристины, в пять часов утра она выглянула в окно и увидела, как в другой конец улицы проехал автомобиль, постоял несколько минут и очень тихо вернулся – так, что не залаяла ни одна собака.
– Недалеко отсюда живёт женщина, которая выходит вместе со своим здоровым псом и делает закладки. Ну кто к ней подойдёт, когда она с такой собакой? Но это она одна была конкретно замечена. Мы уже и в конце улицы бросили бревно, чтобы преградить путь посредникам на машинах, завалили тропинки. Дошло до того, что уже всей улицей собираемся и думаем, а не поставить ли нам шлагбаум? А сейчас они делают вот как: останавливаются на такси на мототреке и пешком идут сюда. Однажды мы нашли за день восемь закладок и требовали у правоохранительных органов, чтобы они приехали с собаками и вытащили всё. Когда мы суматоху подняли, оперуполномоченный по району нам сказал: "Вы сильно тут шум не создавайте, я работаю, а вы не гоняйте их. Я хочу вычислить, кто делает закладки", – рассказывает Яна. – Более того, когда мы вызывали наряд в два часа ночи, один из полицейских взял "закладку" голыми руками и демонстративно положил в карман. Я спрашиваю у девчонок: "А он вообще где-то указал, что это мы передали ему наркотики?". Он на нас так смотрит и говорит Кристине: "Вы понимаете, что вас сейчас за хранение "потянут", раз вы нам передали это?". Я отвечаю: "Вы нормально изымайте всё, что мы вам передаём". Он берёт телефон, в стороночку отходит, и мы слышим: "Слушай, ну, наверное, здесь без группы не обойтись". Его на том конце пытаются, видимо, убедить, чтобы он договорился. А он: "Ну никак – выезжайте". То есть мы его заставили, чтобы приехала опергруппа и нормально приняла у нас эти наркотики.
Кристина утверждает, что устала обращаться в правоохранительные органы в надежде, что проблема решится. Девушка писала жалобы на ту самую "женщину с собакой", к которой днём и ночью на 1-ю Топкинскую за дозой приходили наркоманы. В итоге Кристине пришёл отказ в возбуждении уголовного дела, аргументированный отсутствием состава преступления.
– Оперативник Заводского РУВД Александр Анатольевич мне сказал: "Вы звоните, если что, я сам буду наблюдать". И ничего не изменилось. А в один момент ребятишки начали таскать "закладки" нам домой – четыре штуки нашли напротив клумбы, у соседей, в песочнице. Они несут мне, а я говорю: "Что мне с ними сделать?", – эмоционально спрашивает Кристина. – Да, по сути, мы выполняем работу полицейских. Если дома есть мужчины, то они ловят прямо за шкварник, наркоман показывает, где лежит закладка, он её берёт, мы сматываем руку скотчем, дожидаемся полицию. Правоохранители разматывают скотч, берут наркотики голыми руками, забирают, а что дальше – мы не знаем. Нам реально страшно: вот пару дней назад был случай со мной. Я сидела и укачивала ребёнка, подходит ко мне соседский мальчик и говорит: "Там наркоман роется". Я вышла и говорю: "Уходи отсюда по-хорошему!". Он сидит смотрит на меня, потом подскакивает. Я его толкаю – он на меня. Хорошо, что муж вышел… Иногда на остановку просто жутко приходить: они там прямо толпами тусуются. Вышли из автобуса, пошли за железнодорожную линию, укололись и идут обратно. Можно сходить посмотреть, что там творится.
Все вместе мы отправляемся на полянку в сотне метров от 1-й Топкинской. По пути видим объявления о помощи наркозависимым, которые безжалостно срывает одна из активисток Марина.
– Вот эти бумажки расклеивают сами наркоманы. Это, скорее всего, идёт какое-то обозначение "закладок", чтобы они шли по нужному пути. Мы уже устали видеть их здесь. Дочь боится в школу ходить: однажды она выходит из ограды, там стоит моя машина, а они подпирают забор и говорят: "Кыш отсюда!". Я уже жаловалась в наркоконтроль (бывшая ФСКН, ныне – МВД, – прим. автора), мне оттуда прислали два письма, мол, мы работаем, Марина Александровна, и всё. А в последний раз в правоохранительных органах сказали: "Ну поймаете – звоните".
Переходя дорогу, замечаем такси, которое спешно уезжает, завидев людей с фотокамерой. Девушки сказали, что можно постоять здесь буквально десять минут и поймать ещё не одну машину с "шашечками" и сидящими в ней наркоманами.
Добравшись до полянки через огороды и густые заросли в человеческий рост, мы оказываемся под аркой из деревьев, где на земле лежит "ковёр" из использованных игл, шприцов, различных бутыльков и упаковок от медицинских препаратов.
– Осторожно идите, чтобы нигде ни на что не наступить, – предупреждает Яна. – У меня вот возникает вопрос: почему тут не выкосят траву? Ведь наркоманам дают возможность сидеть здесь. Они ширнулись и пошли по улицам. Я вообще, кстати, первый раз сюда пришла: мне страшно тут ходить, а муж про это рассказывал.
Решив долго не задерживаться в неприятном месте, возвращаемся на 1-ю Топкинскую.
– О, вон опять такси. Да там наркоманы сидят, я отсюда вижу, – уверенно заявляет Яна. – Им и надо было сюда, чтобы закладки найти, но они движуху видят и уезжают.
К разговору подключается Александр Титаев – владелец автомагазина, находящегося неподалёку. По словам мужчины, он пытается бороться с проблемой в течение пяти лет – дома хранятся все заявления в правоохранительные органы.
– Я был на приёме у генерала в наркоконтроле, звонил в полицию – они приехали через три недели. Трубки не берут, не хотят ничего делать. Я сказал: "Надо как-то вопрос решать". Мне говорят: "А что мы сделаем? Здесь закроют – в другом месте откроют". За что мы платим налоги тогда? Мы предлагали поставить камеры – я всё расскажу, во сколько и какие машины приезжают, но никто не хочет ничего слышать. Мне вот недавно сказали: "Ты бьёшь их – тебя и посадят". Ведь меня тут уже и резали эти наркоманы в мае. Прихожу на работу, а они тут сидят, колются. Начал их растаскивать – они оказали сопротивление: нож достали и руку поранили. Ходят тут постоянно обколотые и обкумаренные, падают. Я не знаю, до чего это дойдёт, но я уже предлагал написать всем местным жителям письмо президенту, потому что всё с мёртвой точки никак не сдвигается, – сетует Александр Сергеевич.
В рамках работы над материалом корреспонденты VSE42.Ru направили запросы в ГУ МВД России по Кемеровской области и Управление МВД России по городу Кемерово. Однако в течение предусмотренных семи дней ответа так и не последовало.
Ситуацию в Заводском районе Кемерова прокомментировал адвокат Иван Морохин. Юрист отметил, что в данной ситуации сотрудники полиции просто бездействуют, не выполняя своих обязанностей.
– Соответственно, люди ищут способы самостоятельной защиты своих прав, но при этом сами нарушают права других. Во-первых, граждане не наделены столь широкими полномочиями по проведению оперативно-разыскных мероприятий и задержанию – каждый должен заниматься своим делом. Во-вторых, ценность полученных таким способом доказательств сводится практически к нулю, и любой адвокат докажет нарушение федерального законодательства, ведь преступление неочевидное. Я считаю, что, если полиция не справляется, нужны альтернативные способы решения проблемы. Можно открыть пункты продаж или даже бесплатной раздачи для зарегистрированных наркоманов: выдавать им дозу на месте, чтобы они не ходили по городу в поисках закладок, и ставить их на учёт, – резюмировал Иван Николаевич.
*Прим. автора – большинство активистов боится называть свои фамилии и показывать лица.