За последние три года кузбасские школьники в два раза чаще стали выбирать в качестве дополнительного образование направление "изобразительное искусство"
Почему это произошло и кем хотят стать в будущем нынешние школьники, выяснил корреспондент VSE42.Ru.
Несмотря на то, что общее количество учреждений дополнительного образования – детских школ искусств (ДШИ) – в Кемеровской области за пять лет заметно сократилось, учеников в ДШИ стало больше.
"Сейчас в Кемеровской области работает 109 ДШИ (в 2011 году действовала 131 подобная школа – прим. автора). При этом процент от общего количества школьников, занимающихся в школах искусств заметно увеличился. Если еще недавно он составлял порядка 8 процентов, то сейчас – около 10,6 процента", – сообщила начальник департамента культуры и национальной политики Кемеровской области Лариса Зауэрвайн.
По ее словам, наиболее востребованным направлением обучения среди нынешних учеников в ДШИ недавно стало "изобразительное искусство".
"Это связано с тем, что в последние годы все большую популярность набирает профессия различного рода дизайнеров, архитекторов. В первую очередь, разумеется, компьютерный дизайн. А без художественных навыков в нем не обойтись", – сказала Лариса Зауэрвайн, уточнив, что количество будущих художников выросло за три года в два раза.
В то же время, как подчеркнула Зауэрвайн, в настоящее время регион испытывает острый дефицит в музыкальных кадрах. Точнее, в музыкантах, играющих на духовых инструментах. Эта проблема особенно обострилась с открытием в прошлом году областного духового оркестра.
"К сожалению, интереса к этому направлению нет, хотя нам уже сейчас нужны кадры. По сравнению с прошлым годом число территорий, где есть такие группы, увеличилось с 8 до 11. По большому счету, надо, чтобы в 60 процентах школ искусств были такие направления", – сказала Лариса Заурвайн, отметив, что и материальная база, и кадровый потенциал позволяют выйти на этот показатель обучения. Дело осталось за малым: найти учеников.
Кстати, что касается общего количества учеников ДШИ, то в абсолютных цифрах рост куда более впечатляющий, чем в процентном соотношении. Так, 8 процентов от общего количества школьников в 2011 году – это более 21 тысячи человек (тогда в Кемеровской области получали среднее образование 264,2 тысячи детей), а 10,6 процента в 2016 году – более 30 тысяч человек, поскольку общее количество выросло до порядка 300 тысяч учеников.
Однако согласно разнарядкам Минобрнауки в ближайшие два года доля учащихся ДШИ должна увеличиться еще больше. По словам Ларисы Зауэрвайн, в 2018 года этот показатель должен составить 12 процентов от общего количество школьников региона.
При этом доля "культурных" детей по разным территориям области распределена неравномерно. Так, если в Новокузнецком районе уже сегодня 21 процент школьников посещает школы искусств, то в Мариинском районе этот показатель составляет всего 4,5 процента. Стоит отметить, что областной центр в этом смысле уже достиг необходимых в 2018 году процентов, так что теперь местным педагогам от культуры остается как минимум стоять на достигнутых результатах.
А вот каким образом должен произойти рост доли учеников ДШИ до 12 процентов от всех школьников по всей Кемеровской области – не совсем понятно. С одной стороны, родители и так уже достаточно активно отдают своих детей в "художку": на хореографию, в изобразительное искусство, в театральные и музыкальные отделения ДШИ. То есть ожидать, что "культурная" активность будет расти прежними темпами – достаточно трудно.
Это во-первых, Во-вторых, обучение в ДШИ, если уж совсем по-честному, далеко не бесплатное. Хотя, да, декларируется, что ребенок вроде как может культурно образовываться за счет бюджета, однако ж по факту все не совсем так.
Например, в кемеровских ДШИ, насколько известно, родители в среднем платят в месяц 1,3 тысячи рублей – это так называемая родительская плата. Она вроде как и не обязательная, но вроде как и не заплатить нельзя. По крайней мере, те кемеровчане, с кем удалось пообщаться, в один голос утверждают, что руководство ДШИ настоятельно требует внесения оговоренной суммы.
С другой стороны, есть еще и "расходные материалы". Для художников, например, – краски, кисти, мольберты и пр. Ну и наконец никто же не отменял ежегодные суммы "на развитие школы".
Все это, учитывая ухудшающееся финансовое положение кузбассовцев вкупе с другими россиянами, как-то не способствует росту добровольных, но дополнительных трат. Хотя, образование детей для большинства родителей – это священная корова, на которой экономят в последнюю очередь.